Содержание дисциплины «Этика и этикет»
22.10.2013, 19:18
Содержание дисциплины «Этика и этикет»
Тема 1. Предмет этики.
«Этос» и «этика». История становления понятия «этики». «Этическое» у Аристотеля. Этические добродетели у Аристотеля и их отличие от аффектов тела и дианоэтических свойств ума. Этика у Аристотеля как особая область знания этических добродетелей. Этика - наука о морали. Понятие «нравов» и «нравственности».
Определение научного статуса этики. Структура этики и ее функции. Понятие профессиональной этики. Её предмет. Соотношение прикладной, профессиональной и нормативной этики.
Тема 2. Специфика морали
Первые попытки объяснения нравственности в истории философии. Отличие нравственных ограничений от естественно-биологических регуляторов поведения животных. Проблема возникновения первых моральных запретов как начало становления механизма моральной регуляции. Генезис ранних форм нравственных отношений в примитивных обществах.
Мораль как особая регуляция мира человеческих отношений. Черты моральной регуляции. Мораль как свобода выбора и способ предъявления универсальных требований всем людям.
Назначение морали - соединить личностный смысл каждого с высшими ценностями бытия, нацелить человека на единение с Универсумом.
Тема 3. Важнейшие моральные учения.
Декалог Моисея. Этика Конфуция. Принцип женъ. Конкретное воплощение женъ в ритуале ли. Два содержательных основания ритуала: сыновняя почтительность ( сяо) и исправление имен ( чжен мин). Понятие благородного мужа. «Золотое правило нравственности» Конфуция.
Преодоление желаний - суть этико-нормативной программы Будды ( Сиддхартхи Гаутамы). Четыре благородные истины. Путь, ведущий к нирване. Нравственное самосовершенствование по Будде: от индивидуально-личностной определенности к абсолютно-безличному началу.
Этика любви Иисуса Христа. Отличие учения Христа от Декалога Моисея. Отличие Бога Иисуса от Бога-Отца. Милосердие -единственное, что будет приниматься в расчет на последнем суде. Сама безмерность - есть мера милосердия.
Тема 4. Философы - моралисты.
Космологическая концепция досократиков и ее роль в объяснении нравственности. Софисты и их принцип «Человек есть мера всех вещей». Сократ и его роль в развитии этики. Аристотель - создатель этики. Этические и дианоэтические добродетели. Незримый спор Аристотеля с Сократом по специфике нравственности.
Эпикур и его концепция эвдемонизма. Понимание наслаждения как отсутствие страданий. Признак полноты наслаждения. Свобода как довольство ограничением своих желаний. Преодоление страха смерти - гарантия преодоления всех других страхов.
Свобода воли у Августина и у Аквината. Теодицея Ав. Блаженного. Смена парадигмы эманации эпохи средневековья на концепцию разворачивания Н, Кузанского. Гуманизм эпохи Возрождения.
Этика Канта. Категорический императив. Постулаты практического разума. Учение Гегеля о морали и нравственности. Пессимистический гуманизм А. Шопенгауэра. Утилитаризм Дж. Ст. Милля. Имморализм Ф. Ницше. «Оправдание добра» Вл. Соловьева. Философия свободы Н. Бердяева. Этика экзистенциализма.
Тема 5. Основополагающие ценности человеческого бытия.
а). Индивидуально-значимые нравственные ценности.
Свобода. Детерминизм и свобода выбора. Свобода - основание нравственности. Стратегия и тактика морального выбора. Свобода и ответственность.
Счастье. Гедонистическое представление о счастье. Эвдемонистическая концепция счастья. Счастье как достижение добродетелей у стоиков. Удовлетворение и счастье. Мудрая стратегия счастья. Как стать счастливым. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в истории этики. Конечное и бесконечное человеческого бытия. В чем смысл смерти? Проблема эвтаназии. В поисках смысла жизни: Толстой и Достоевский. Смысл жизни - сердцевина нравственного становления личности.
б). Социально-значимые моральные ценности.
Добро и зло. Природа и содержание добра и зла. Взаимоопределяемость добра и зла. Конструктивна ли роль зла? Психологические основы доброты. Идеал. Структура идеала. «Разумность» нравственного идеала и «неразумная действительность». Нравственный идеал и исторический процесс. В каком идеале мы сейчас нуждаемся?
Справедливость. Справедливость определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязательств и по поводу распределения материальных и духовных благ. Два вида справедливости по Аристотелю: распределительная ( воздающая) и уравнивающая ( направительная). Два принципа справедливости Дж. Ролза. Что в конфликтной ситуации предпочтительней - причинять несправедливость или терпеть ее?
в). Ценностные механизмы нравственного сознания.
Долг. Долженствование как специфический способ освоения действительности. Обязанность и долг. Долг и склонность. Ориентация на должное и конфликт. Устарел ли этический ригоризм?
Совесть - механизм морального самоконтроля. Структура совести. Совесть как усмотрение высшего миропорядка. Совесть и смысл истории. Честь и достоинство. Исторический характер представлений о чести и достоинстве человека. От кодекса чести к морали достоинства.
Тема 6. Этикет как «малая этика» и культура поведения. Необходимость изучения прикладных проблем этической науки, их значение и потребность в практическом использовании.
Понятие «этикет». Основные функции правил этикета.. Этикет как форма культуры. Этикет и ритуал: сходство и различие. Этикет как форма регуляции поведения, как «малая этика», возможность этикета посредством простых по содержанию, но нередко утонченных по форме требований, обеспечить ограничение, социализацию и одухотворение естественных спонтанных проявлений индивида. Этикет поэтому, всегда форма культуры, или культура поведения.
Правила этикета в семье и с близкими родственниками. Значение хорошего тона.
Тема 7. Этикет как историческое явление. Эволюция форм этикета. Представление об этикете как целостном конкретно-историческом явлении. Генезис и основные исторические формы этикета.
Возникновение этикета в эпоху расцвета средневековья (Х1-ХУ вв). Рыцарский этикет, развитие в его рамках куртуазных нравов, предусматривавших строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной.
Использование понятия «этикет» после одного из приемов при дворе Людовика Х1У, на котором гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Отличительные черты придворного этикета – скрупулезная детализированность и усложненность. Появление специальных компендиумов хороших манер.
Этикет в эпоху становления буржуазных общественных отношений и соответствующей им этики. Приобщение к аристократическому этикету выходцев из «третьего сословия». Комические ситуации неадекватного восприятия правил этикета.
Переосмысление традиционных «благородных манер» с позиций ценностей протестантской этики, их наполнение более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, французские моралисты ХУШ века, В.Г.Белинский) . М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Утилитарный характер этикета в Х1Х-ХХ вв, утрата утонченности, упрощение правил поведения и церемоний. Усиление этой тенденции в современном этикете.
Проявление форм этикета в событиях семейной жизни. Семейные торжества и их правила и формы. Венчание в церкви. Свадьба. Рождение ребенка. Крестины. Смерть, похороны, соболезнования.
Тема 8. Современный этикет.
Современный этикет как сложное многофункциональное явление.
Дифференциация современного этикета. Демократический характер современного этикета. Влияние феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин, в результате чего из этикета «уходят» правила галантности. Служебный и профессиональный этикет.
Вежливый тон обращения. Лаконизм изложения. Предварительная подготовка к докладу, деловому разговору. Четкие выводы.
Тема 9. Корпоративная этика и этикет.
Сущность корпоративной этики и этикета, определение и основные принципы корпоративных отношений. Критерии выбора модели поведения.
Критика как необходимый компонент делового общения и поведения Приемы улучшения общения.
Принцип взаимного доверия как основа корпоративного этикета. Факторы, способствующие установлению доверия в деловых отношениях. Факторы, препятствующие формированию доверия в деловых отношениях. Кодексы делового поведения у представителей различных профессий.
Этические принципы и нормы ведения дел. Этикет служащего: принципы, нормы, качества.
Корпоративная этика руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства. Типы психологических барьеров к нововведениям. Этикет взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этикет в служебной карьере. Карьера и карьерные стратегии в ракурсе этикета. Механизмы процесса карьерного роста. Самоуправление карьерой.
Этика бизнеса. Нравственные ценности рынка. Этические кодексы предпринимателей.
Тема 10. Этикет в коммуникативной культуре.
Понятия «коммуникативная культура» и «культура общения». Этикет повседневного делового общения. Главные правила общения в современном обществе.
Официальный речевой этикет. Универсальные речевые этикетные формулы. Установление деловых контактов.
Речевой этикет. Понятие «речевая культура делового разговора». Деловой разговор как особая разновидность устной речи и его этикет. Основные требования к деловому разговору. Риторический инструментарий деловой речи. Техника речи.
Приветствие как основа речевого этикета. Представление как элемент вежливости в деловой повседневной жизни. Нормы представлений. Служебная субординация в деловых разговорах. Деловые переговоры. Совещания и оценка деловых качеств подчиненных. Деловая беседа. Дискуссия. Правила, помогающие убедить собеседника. Техника и тактика переговоров. Переговоры в неблагоприятных условиях. Национальные стили ведения
Категория: БЖД Безопасность жизнедеятельности | Добавил: GOD
Просмотров: 3605 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]