29.01.2013, 10:56 | |
ТЕМА 15. АРБИТРАЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 15.1. Основные положения АПК РФ
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами. У арбитражных судов четырехуровневая система, которую составляют: - Высший Арбитражный Суд РФ; - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - арбитражные апелляционные суды; - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" [1]. В каждом субъекте Российской Федерации действует один арбитражный суд области (республики, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа). Федеральным законом установлен состав судебных округов, где дополнительно созданы федеральные арбитражные суды округов, которые являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов, принятых нижестоящими арбитражными судами в первой и апелляционной инстанциях. В Российской Федерации действуют Федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа и Центрального округа. Приведенный перечень арбитражных судов исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды правосудия не осуществляют. В главе первой закреплены основные положения Арбитражного процессуального кодекса РФ. Они определяют задачи и принципы арбитражного судопроизводства, законодательные акты о судопроизводстве, объем и характер споров, подведомственных арбитражным судам, то есть те основополагающие начала, в соответствии с которыми устанавливаются специфика, значение и осуществляется реализация арбитражного судопроизводства в целом. Согласно ст. 4 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ", арбитражные суды РФ образуют самостоятельную ветвь федеральной судебной системы. Согласно ст. 1 АПК РФ арбитражными судами осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и др. ФЗ. Компетенцию (круг полномочий) определяет в АПК РФ глава 4. Исходя из содержания АПК РФ, следует, что объем споров законодателем определен как широкий перечень дел, к которым помимо гражданских дел относятся и административные споры. Непосредственные задачи арбитражного судопроизводства перечислены в ст. 2 АПК РФ. В силу действия части 1 и ч. 2 ст. 3 АПК РФ, пункта "о" ст. 71 Конституции РФ правила арбитражного судопроизводства устанавливаются законодательством, находящимся в ведении РФ, к которому относятся: Конституция РФ, ФКЗ "О судебной системе РФ" и ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", АПК РФ и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. Нормы процессуального права, устанавливающие отдельные правила судопроизводства, содержатся в многочисленных федеральных законах, не являющихся конституционными, в том числе кодифицированных актах материального права. При этом важнейшее значение среди обычных федеральных законов имеет АПК РФ. Исходя из его содержания (ч. 2 ст. 3 АПК РФ), процессуальные нормы судопроизводства, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Конституции, ФКЗ "О судебной системе РФ" и ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" и АПК РФ. Международные договоры не могут входить в противоречие с положениями Конституции. Они не должны заключаться и ратифицироваться, если противоречат Конституции РФ (ст. 22 ФЗ от 15.07.1995). Иное влечет их недействительность, и в этом случае преимущественным положением пользуются нормы Конституции и внутреннего национального законодательства (до момента их изменения в случае необходимости в установленном порядке на основании ФЗ). Это объясняется тем, что в правовой системе страны, составной частью которой являются и международные нормы (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15 Конституции). То есть, если будет установлено, что нормы международного договора противоречат Конституции РФ, данный вопрос должен быть определен к предмету рассмотрения Конституционного Суда, как в части не вступившего в силу международного акта (п. "г" ч. 2 ст. 125 Конституции, ст. 1 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"), так и относительно уже вступившего (п. 4, 5 ст. 125 Конституции РФ), и если будет соответствующий запрос, то имеет место форма реализации механизма толкования ст. 15 Конституции РФ. Думаю, что здесь необходима данная конкретизация. По правилу ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах действует во временном критерии. Закрепление в соответствующей норме (ч. 4 ст. 3) АПК РФ правила о действии процессуальных норм во времени предусматривает следующее. В том случае если в процессе рассмотрения дела было изменено процессуальное законодательство, то после вступления его в силу суд обязан будет применять правила, действующие в момент совершения конкретных процессуальных действий, за исключением, если будет установлена специальная оговорка в части применения закона. Вопросу действия арбитражного процессуального законодательства во времени посвящена ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 № 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ". Процессуальные нормы, составляющие систему арбитражного законодательства, характеризуются еще и тем, что они распространяют свою силу на всю территорию России в силу общефедерального характера арбитражного процессуального законодательства (ст. 71 Конституции РФ) и тем самым определяют свое действие в пространстве. Процессуальные нормы распространяют свое действие и по кругу лиц, то есть в отношении всех российских и иностранных лиц, но имеются и исключения, указанные в АПК. Например, согласно ч. 1 ст. 254 АПК процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором РФ. Важнейшими направлениями развития современного процессуального законодательства - как арбитражного, так и гражданского - являются повышение доступности правосудия, оптимизация, ускорение и упрощение судопроизводства. Данная тенденция отчетливо прослеживается не только в России, но и за рубежом. Изменение социально-экономического устройства нашей страны отразилось в том числе на ходе развития арбитражного и гражданского процессов. Возрождение упрощенного производства в российском гражданском процессе началось с 1985 г. [2], когда был введен порядок вынесения судьей единолично постановления о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Еще более обстоятельно оно было регламентировано в качестве приказного производства в 1995 г. и окончательно закреплено в ГПК РФ 2002 г. Уже тогда общий рост количества судебных споров показал, что внедрять упрощенное судебное производство действительно необходимо, а активное применение на практике судебного приказа свидетельствовало о востребованности закрепленной процедуры. С вступлением в силу АПК РФ 2002 г. появилась еще одна упрощенная процедура, ранее не известная ни арбитражному, ни гражданскому процессам, - упрощенное производство. [1] Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589. [2] Следует заметить, что существование упрощенных судебных производств присуще правовым системам стран с рыночной экономикой. Упрощенные судебные производства имелись в дореволюционной России. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3274 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |