29.01.2013, 10:51 | |
ТЕМА 14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.1. Военная доктрина России и ее роль в обеспечении военной безопасности . Военная доктрина аккумулирует в себе политико-правовые взгляды на обеспечение военной безопасности государства. Как юридический документ военная доктрина является нормативной и организационно-распорядительной основой для строительства вооруженных сил, их планового технического оснащения и осуществления комплекса иных мероприятий в области обеспечения военной безопасности. В настоящее время военная доктрина утратила чисто военный (военно-стратегический) характер и включает также идеологические установки и практические планы военно-политического и военно-экономического порядка. По официальному определению, Военная доктрина Российской Федерации[1] представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. На отдельных направлениях усиливаются реальные и потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности России. Однако Военная доктрина ограничивается общим обозначением угроз военной безопасности, ни разу не указывая их конкретные источники. В этом заключается существенное отличие Военной доктрины как от базовой Концепции национальной безопасности Российской Федерации, так и от документа, равного с Военной доктриной, порядка Концепции внешней политики Российской Федерации[2]. Отсутствие в Военной доктрине четких субъектных ориентиров для обеспечения военной безопасности порождает концептуальную неопределенность для стратегического и оперативного планирования, требующую разрешения в директивных документах Верховного главнокомандующего и органов военного управления. Недавно возникшие общие для всех государств угрозы (терроризм и транснациональная преступность) суть лишь некоторые из множества угроз безопасности любой страны. Помимо прочих негативных последствий, неопределенность конкретных источников угроз военной безопасности порождает идеологическую, морально-политическую дезориентацию вооруженных сил и всей страны. Одним из проявлений глобализации, негативно сказывающимся на состоянии военной безопасности России, является недостаточная диверсификация внешней торговли, зависимость России от поставок стратегически важных товаров из стран - потенциальных противников. Давно уже отмечается, что либерализация в 1991 - 1992 гг. четко обозначила угрозы экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности: потерю традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; целенаправленные попытки зарубежных государств и ТНК взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий, финансов, информации, транспорта; зависимость России от импорта ряда видов сырья, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения[3]. Одной из важнейших составляющих национальной безопасности является экономическая безопасность. Без оценки жизнеспособности экономики страны, ее надежности, способности воспроизводиться в расширенном масштабе нельзя говорить о должной национальной безопасности[4]. Однако военно-экономическая составляющая Военной доктрины совершенно не развита, в ней не названы угрозы интересам России в сфере обеспечения военно-экономического потенциала и военно-хозяйственной независимости страны от потенциальных военных противников, не определены направления внутренней военно-экономической политики и основы военно-экономического сотрудничества с дружественными странами. Общими задачами, которые в той или иной форме декларированы во всех концептуальных документах, является укрепление роли ООН в обеспечении коллективной безопасности и дальнейшая интеграция государств - участников СНГ. Концепция внешней политики (п. 1 разд. III) утверждает, что главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться ООН, и Россия будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах. Приоритетным направлением внешней политики России объявлено обеспечение соответствия задачам национальной безопасности многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ (разд. IV). В Военной доктрине (п. 7 разд. I) оговорено, что Россия проводит совместную с Республикой Беларусь оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства. Закреплено, что Россия придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства (п. 7 разд. I, п. 8 разд. III). В отношении укрепления роли ООН в Военной доктрине содержится только приверженность России основополагающим принципам и нормам международного права (п. 7 разд. I), хотя попытки ослабить ООН указаны в качестве дестабилизирующего фактора военно-политической обстановки (п. 3 разд. I). Военная доктрина как документ, определяющий направления внутренней и внешней политики, утверждается Президентом РФ и в потенциале аккумулирует в себе научно обоснованный поэтапный план реализации всех полномочий Верховного главнокомандующего: от вопросов строительства Вооруженных сил, вооружения, оснащения и боевой подготовки войск до вопросов кадровой политики, военного администрирования и размещения войсковых объединений и соединений.
[1] Военная доктрина Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 N 706 // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852. [2] Российская газета. 2000. 11 июля. [3] О проблемах открытости российской экономики и экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность России: Материалы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по экономической безопасности (январь 1994 г. - декабрь 1995 г.). Вып. 1. М., 1998. С. 28. [4] См.: Шестопалов М. Экономическая безопасность в системе научных категорий // Право и жизнь. 2000. N 30. С. 89. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3749 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |