Сроки обнаружения недостатков в работе, услуге и предъявления потребителем требований по их поводу. Кислицына А.М.
29.01.2013, 10:35

ТЕМА 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

13.7. Сроки обнаружения недостатков в работе, услуге и предъявления потребителем требований по их поводу, сроки устранения недостатков в работе, услуге

 

Если работа, которая была выполнена, имеет существенные недостатки, потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении всех недостатков. Требование о безвозмездном устранении недостатков можно предъявить, если такие недостатки обнаружены:

1) по истечении двух лет (пяти лет - в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы;

2) в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

Требование, должны быть удовлетворены исполнителем в течение двадцати дней. Если же требование потребителя не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

1) соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

2) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

3) отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков (п. 6 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Согласно вышеупомянутой статье Закона "О защите прав потребителей", во-первых, исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Во-вторых, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет - на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет - на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно ст. 27 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Статьей 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе:

1) назначить исполнителю новый срок;

2) поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

3) потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы);

4) расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

Помимо этого, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги (выполнения работы).

Если потребитель назначает исполнителю новый срок выполнения работы, то новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в соответствующем договоре о выполнении работы (оказании услуги) или же фиксируются в новом договоре.

Если исполнитель работы или услуги вновь не уложится уже в новый предоставленный потребителем срок, то потребитель имеет полное право предъявить исполнителю любые другие требования, установленные законом, о которых говорилось выше.

Обращаем ваше внимание также на то, что п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлена имущественная ответственность за нарушение установленных в договоре или законе сроков оказания услуги (выполнения работы). В случае, если исполнитель нарушил установленные сроки выполнения работ, он должен выплатить потребителю неустойку (пени) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы). Если же цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена, то неустойка будет исчисляться от общей цены заказа.

Это минимальный размер неустойки, которую будет выплачивать вам исполнитель в случае нарушения сроков выполнения работы. В договоре вы можете самостоятельно увеличить размер выплачиваемой вам пени.

Статьей 28 Закона установлены следующие правила исчисления размера неустойки:

1) неустойка (пени) за нарушение срока начала оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа или предъявления потребителем требований;

2) неустойка (пени) за нарушение срока окончания оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных Законом РФ "О защите прав потребителей".

При этом надлежит учитывать, что если срок устранения недостатков не был определен письменным соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" недостатки должны быть устранены незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

В том случае, если потребитель предъявил изготовителю какое-нибудь другое требование (например, потребовал уменьшения цены), то неустойка (пеня) за нарушение установленных сроков взыскивается до предъявления потребителем этого требования, а в случае просрочки выполнения и этого требования также взыскивается неустойка (пеня).

В случае, если продавцу или изготовителю предъявлено несколько требований (например, устранения недостатков и предоставления во временное пользование аналогичного товара длительного пользования), то неустойка (пеня) будет взыскиваться за каждое допущенное нарушение.

Учитывая, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Как уже упоминалось выше, цена выполненной работы определяется исходя из цен, которые действуют на момент предъявления потребителем какого-либо требования, а если оно добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.

Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | Добавил: GOD | Теги: потребителем, работе, сроки, предъявления, их, по, обнаружения, недостатков, требований, услуге
Просмотров: 3225 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]