29.01.2013, 10:13 | |
ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.1. Налоги, понятие и функции
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого - одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие: - обязательность; - индивидуальная безвозмездность; - отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; - направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются: - обязательность; - одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий. Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы. Налоговое право. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. Элементы налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения: 1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ); 2) налоговая база (ст. 53 НК РФ); 3) налоговый период (ст. 55 НК РФ); 4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ); 5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ); 6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ). В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ). Налогоплательщики имеют право согласно ст. 21 НК РФ: - пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; - предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам; - знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок; - в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц; - другие права. Обязанности у налогоплательщика, согласно ст. 23 НК РФ, возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны, например: - уплачивать законно установленные налоги; -- вести бухгалтерский учет; - составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет; - представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; - вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; - выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; - давать сведения о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения; - выполнять другие обязанности. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3219 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |