29.01.2013, 10:09 | |
ТЕМА 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11.4. Финансы, финансовая деятельность и финансовая система Российской Федерации
Финансовое право – это отрасль права, которая регулирует, в первую очередь, экономические, а именно, финансовые отношения. Финансы – это одна из экономических категорий, наряду с такими, как – цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятие «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными. Роль и значение финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы соответственно имели фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит, товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества. Финансы – это не все денежные отношения в обществе, а только их часть, а именно те, которые связаны с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы охватывают две группы отношений: 1. денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов – это отношения: а) по уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных и муниципальных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы; 2. денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций – это отношения по формированию, распределению и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций. Финансовые отношения выделяются из всей массы денежных отношений по ряду специфических признаков: 1. Это всегда денежные отношения; 2. Распределительные, т.к. они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения; 3. Безэквивалентные, т.к. на стадии распределения имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости, в отличие от стадии обмена, когда наблюдается двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной; 4. Финансы движутся в форме финансовых ресурсов, мобилизация и движение которых происходит через денежные фонды. Здесь же необходимо заметить, что денежные фонды – это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований); Пенсионный фонд РФ; Государственный фонда занятости населения РФ; Федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования и т.д. Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях. 1. Распределительная функция заключается в том, чтобы распределить стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций и физических лиц. 2. Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно отражают, то как складывается процесс мобилизация финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д. Финансовые отношения в обществе весьма многообразны, но они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежные фонды принадлежат. В связи с этим все финансовые отношения образуют собой финансовую систему РФ. С экономической точки зрения финансовая система РФ – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих звеньев: • бюджетные фонды; • внебюджетные фонды; • государственный и муниципальный кредит; • страховые фонды; • финансы предприятий и организаций. Каждое из этих звеньев охватывает целый ряд финансовых отношений. Основное место в финансовой системе РФ отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране. Внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы РФ. Их появление в финансовой системе относится к началу 90-х гг. и обусловлено стремлением государства к целевому использованию финансовых ресурсов. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены и денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и физические лица, а должником – государство. Государственный кредит осуществляется в форме: 1) государственных займов; 2) кредитов, полученных Правительством РФ; 3) других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. К государственным займам можно отнести: государственные краткосрочные облигации (ГКО); облигации внутреннего государственного валютного займа; золотые сертификаты Министерства финансов РФ и др. В качестве кредитов, полученных Правительством РФ, выступали до 1996 г. кредиты, выданные Центральным банком РФ Правительству РФ для покрытия временных кассовых разрывов и погашения дефицита по федеральному бюджету РФ. К другим долговым обязательствам, гарантированным Правительством РФ, в настоящее время относятся гарантии и поручительства, выдаваемые Правительством РФ коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета. Последние выдают под эти гарантии и поручительства кредиты на покрытие расходов различных организаций – получателей бюджетных ссуд. Страховые фонды опосредуют финансовые отношения, направленные на создание и использование денежных резервов на случай риска – стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последствий. В настоящее время почти все страховые фонды, кроме Росгосстраха, являются частными, т.к. в 1990г. государственная монополия в страховом деле была разрушена. В зависимости от формы собственности различают также финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций. В зависимости от отраслевой направленности – финансы промышленности, торговли, транспорта и т.д. Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность. Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях обеспечения его функционирования и развития. Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это: бюджетные фонды, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные страховые фонды, государственный и муниципальный кредит, финансы государственных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особенностью финансовой деятельности государства является то, что ее осуществляют практически все органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией, а в зависимости от того какой компетенцией они наделены их можно разделить на две группы. 1. Органы общей компетенции. К ним относятся высшие исполнительные и представительные органы государственной власти, которые руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 Конституции РФ). Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции, федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997г. № 3 – ФКЗ). Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии (ст. 105-106Конституции РФ). Указанные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Представительные и исполнительные органы республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления выполняют на соответствующих административно-территориальных образованиях функции в области финансов в пределах своей компетенции. 2. К органам специальной компетенции, созданными для осуществления финансовой деятельности государства, относятся: • Министерство финансов РФ – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ 6 марта 1998г. № 273 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999г, № 643), основными задачами Министерства финансов РФ являются: совершенствование бюджетной системы РФ; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, валютной, налоговой политики в РФ; разработка проекта федерального бюджета, обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета; осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля и т.д. • Федеральное казначейство РФ было образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ 27 августа 1993г № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, автономной области, автономным округам, краям, областям и т.д. Положение определяет следующие главные задачи органов казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами; управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и т.д. Федеральная налоговая служба – осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов; • Федеральная таможенная служба РФ – взимает налоги, сборы и пошлины при перемещении через государственную границу; • Центральный банк РФ осуществляет защиту устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности, вместе с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику и т.д. Таковы на данный момент органы, осуществляющие финансовую деятельность государства. Кроме того, финансовая деятельность может быть охарактеризована еще и ее функциями. Функции финансовой деятельности государства – это ее основные направления. Среди них: 1. образование государственных денежных фондов; 2. распределение государственных финансовых ресурсов; 3. использование государственных (муниципальных) ресурсов; 4. государственный (муниципальный) контроль за движением финансовых ресурсов; 5. эмиссия денежных знаков. Главные функции финансовой деятельности характеризуют и раскрывают ее сущность, через принципы, в соответствии с которыми она осуществляется. Основными из них являются: законность, гласность, федерализм, плановость. • Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. • Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. • Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ). • Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово- плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовая деятельность осуществляется, кроме того, различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств и т.д. В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: 1. Методы собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты. Таковыми являются: А) Налоговый метод – или метод установления налогов. С помощью данного метода изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Б) Метод обязательных платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный, занятости, соцстраха, обязательного медстраха). В литературе их принято называть «социальными» налогами. В) Метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д. 2. Методы распределения и использования денежных средств. К ним относятся два довольно таки важных метода финансовой деятельности: А) Метод финансирования, который выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Он применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций. Б) Кредитование – т.е. предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяется и в отношении государственных предприятий и отношении негосударственных организаций. В условиях перехода к рыночной экономике, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и кредитная ссуда. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3858 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |