29.01.2013, 02:57 | |
ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.3. Функции и полномочия антимонопольного органа
Органом, компетентным в области контроля соблюдения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). ФАС России выполняет следующие основные функции: - обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; - выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; - предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; - осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: - возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; - выдает в случаях, указанных в Законе "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; - выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных п. 4 ч. 1 ст. 23 указанного Закона, обязательные для исполнения предписания; - направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство; - привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ; - обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; - участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства; - ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ; -устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; - осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары. - выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже и о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже; - обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными актов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. ФАС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с федеральными, так и с региональными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В процессе выявления и пресечения деятельности картелей участвуют например, антимонопольные органы, органы внутренних дел и органы прокуратуры, функции и полномочия которых в этой сфере определены законодательством РФ. Развитие межведомственного взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и судебных органов является важным фактором, определяющим эффективность работы, проводимой антимонопольными органами по противодействию картельной практики. Кроме вышесказанного, на ФАС России возложены функции государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 27). С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: - слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 7 млрд. руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов (далее - реестр), имеющих долю на рынке определенного товара более 35%; - присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд. руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр. Кроме того, слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации осуществляются только с предварительного согласия ФАС России, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ; - создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 Закона "О защите конкуренции", и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ). Контролируются также сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28). Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются на основании ст. 29 в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ). Кроме того, увеличены пороги, при наличии которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий: 7 млрд. руб. для активов или 10 млрд. руб. для оборота компании (ранее было 3 млрд. руб. и 6 млрд. руб. соответственно); - вводится уведомительный порядок осуществления сделок внутри группы лиц и между лицами, объединяемыми в группу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3052 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |