29.01.2013, 02:51 | |
ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Конкуренция: понятие, виды. Конкурентная среда.
Становление полноценной конкурентной среды на товарных рынках является непременным условием развития рыночных отношений, достижения экономической эффективности производства, качественного удовлетворения растущих потребностей потребителей товаров и услуг. Именно конкуренция заставляет производителей применять методы, направленные на снижение издержек и улучшение качества производимой продукции. Именно наличие конкурентной среды препятствует производителям увеличивать прибыль за счет недозволенных методов конкурентной борьбы - злоупотребления доминирующим положением, заключения ограничительных соглашений, вступления в сговоры, использования приемов недобросовестной конкуренции. Понятие "конкуренция" можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова и в узком смысле (как оно должно быть определено в законодательстве). В широком смысле конкуренция - процесс соперничества хозяйствующих субъектов на товарном рынке за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров с использованием различных методов конкурентной борьбы. Методы, применяемые хозяйствующими субъектами для достижения преимуществ, могут быть как законными, так и незаконными, а именно применение ограничительных соглашений, злоупотребление доминирующим положением, использование различных приемов недобросовестной конкуренции. В законодательстве (в узком смысле) конкуренция может быть определена как "процесс соперничества на товарном рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров, в пределах, установленных законом". Как пишут исследователи проблем конкуренции, "свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина... Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом "сигналы рынка" без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы" [1]. Законодательство о конкуренции зарубежных стран часто связывает конкуренцию именно с торговлей. Согласно закону Шермана "каждое лицо, которое монополизирует либо пытается монополизировать какую-либо часть торговли или коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, или объединяется, или участвует в сговоре с другим лицом или лицами с этой же целью, совершает уголовное преступление"[2]. Во многих зарубежных странах конкурентные отношения регулируются торговыми кодексами[3]. Именно необходимость продать товар и продать его на наиболее выгодных условиях заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции. Производитель вынужден думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут ему продать товар как можно более выгодно. Помимо такого понятия, как "конкуренция", в Программе развития конкуренции в Российской Федерации[4] (далее - Программа развития конкуренции) появились новые понятия -- "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда". " Согласно указанной Программе конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. Как указано в Программе, состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Развитая конкурентная среда - это конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивается сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен с долгосрочной финансовой стабильностью наиболее эффективных предприятий. Несмотря на появление новых понятий - "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда", они на настоящий момент практически не используются. Нет четкого понимания и тех факторов, которые следует принимать во внимание при анализе конкурентной среды на том или ином товарном рынке. Основной категорией по-прежнему остается понятие "конкуренция". В экономической литературе выделяется несколько основных концепций конкуренции, где определяющими признаками являются: - поведение продавцов и покупателей; - структура рынка и наличие барьеров, препятствующих входу на рынок; - использование достижений научно-технического прогресса; - распределение ограниченных ресурсов; - отношение к потребителю[5]. Преимущественное положение занимают определения понятия конкуренции, в которых акцент делается на поведение субъектов рынка. Классическая экономическая школа исследовала конкуренцию в период становления рыночных отношений в капиталистическом обществе. А. Смит трактовал конкуренцию как "совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке"[6]. Он выделил пять основных условий функционирования конкуренции: - конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре; - число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; - хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией); - у конкурентов должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием (данная свобода связана в числе прочего с отсутствием барьеров входа на рынок); - необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев. В приведенном высказывании совершенно правильно сделан акцент на разные виды конкурентной борьбы - как дозволенные, так и недозволенные. Основной целью конкурентной борьбы в конечном счете является получение наиболее выгодных условий сбыта товара. Согласно Закону "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В данном определении речь идет о понятии конкуренции в узком смысле - для целей законодательства. В широком смысле конкуренция не ограничивается борьбой за преимущества дозволенными методами. В широком смысле конкуренция - это процесс соперничества за достижение преимуществ различными методами, как дозволенными, так и противозаконными (злоупотребление доминирующим положением, применение приемов недобросовестной конкуренции и т.д.). Именно нормы конкурентного законодательства направлены на то, чтобы не допустить осуществление борьбы за преимущества недозволенными мерами, ограничить ее теми возможностями, которые дает закон. Другим важным экономическим и правовым понятием в области конкурентного регулирования является понятие "монополия". Монополия - от греч. "monos" - "один", "единый" и "poleo" - "продаю". Однако может быть и наоборот, когда на рынке действует не монополист-продавец, а монополист-покупатель - единственный возможный покупатель определенного товара. Такая ситуация называется монопсонией, от греческих слов "один", "единый" ("monos") и "покупаю". И, хотя внешне монополия и монопсония различаются, при монопсонии "основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа" [7]. В экономической теории можно выделить несколько подходов к определению монополии: системный, или структурный, поведенческий и ролевой, или функциональный, которые позволяют с разных точек зрения взглянуть на природу и проблемы монополий. Сторонники системного (структурного) подхода считают монополией исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и другими участниками рыночных отношений, устанавливать монопольные цены и получать за счет этого сверхприбыль. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее как данную. Именно монопольные цены выступают значимым рыночным явлением; монополия как таковая важна, только если это может привести к формированию монопольных цен. В ряде случаев монополистом считают лишь того субъекта, который блокирует конкуренцию с помощью контроля над необходимыми ресурсами. Поведенческий подход к определению понятия "монополия" позволяет считать таковой особое поведение господствующего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Прежде всего это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен исходя из собственных издержек намечаемой прибыли и спроса. Ролевой (функциональный) подход подчеркивает отрицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяйствования. Монополия способствует несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. "Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы, состоят ли они в заработной плате или прибыли, - значительно выше их естественной нормы". Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведении и склонны крайне неэффективно использовать свои ресурсы[8]. Виды монополий. Монополии возникают в силу различных обстоятельств, которые порождаются как непосредственной волей государства на создание определенных монопольных структур, так и рыночной политикой или конкретными действиями частного лица, хозяйствующего субъекта, приводящими к появлению на рынке монополиста. К первой группе монополий относятся естественные и государственные, статус которых непосредственно определен правоустанавливающей волей государства, в правовом государстве выраженной, как правило, в законе. Естественная монополия - "сфера экономики, эффективно функционирующая только тогда, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожные перевозки)"[9]. Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. (ст. 3 Закона о естественных монополиях). Государство заинтересовано в сохранении определенных сфер хозяйствования в рамках монополии, поскольку экономическая деятельность в этих сферах гораздо выгоднее, если будет осуществляться централизованно в условиях монополии, а не конкурентного рынка. Монополия при этом приобретает статус естественной монополии, т.е. статус монополии того или иного хозяйствующего субъекта на данном рыночном сегменте охраняется государством от развития конкуренции, и многие конкурентные механизмы регулирования поэтому на него не распространяются. Однако отметим, что все указанные выше издержки и недостатки монополии рынка не исчезают и у естественной монополии. Поэтому государство для того, чтобы избежать таких негативных проявлений, как необоснованный рост цен на товары, работы, услуги монополий, и ряда других опасных для потребителей и экономики проявлений деятельности монополий, вводит специальные методы регулирования, в частности метод прямого тарифного регулирования поставок товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, выражающийся в определении и контроле таких цен (тарифов). Вторым видом монополий, создание которых также связано с непосредственной правоустанавливающей волей государства, является государственная монополия. Государственная монополия отличается от естественной монополии тем, что она создается в тех сферах, в которых было бы выгодно с точки зрения развития экономики иметь конкурентные рынки, однако необходимость обеспечения публичных интересов, таких как стратегические интересы экономической, военной безопасности и иные, требует сохранения или выделения определенных сфер экономической деятельности в монопольное ведение государства. "Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публичных интересов". В рамках государственных монополий осуществляется, в частности, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество, действуют определенные сегменты внешнеторговой деятельности и оборота драгметаллов. Помимо монополий, образуемых при непосредственном волеизъявлении государства, на рынке могут появляться и монополии, формируемые в результате хозяйственной деятельности частных лиц. При этом такие монополии можно разбить на имеющие соответствующую правовую защиту государства и не имеющие таковой. К монополиям, имеющим специальную правовую защиту государства, следует отнести монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами, а также монополии хозяйствующих субъектов на сведения, составляющие коммерческую тайну. Оба эти вида монополии защищены законодательством Российской Федерации. Возникновение монополии в результате обладания исключительными правами и получение на нее хозяйствующим субъектом правовой защиты связаны с тем, что "данные права имеют абсолютный характер. Их особенностью является то, что объекты интеллектуальной собственности в целях надлежащей юридической защиты по общему правилу подлежат специальной регистрации и отличаются временным и пространственным характером их правовой охраны"[10]. Монополия на сведения, составляющие коммерческую тайну, может возникать у хозяйствующих субъектов в соответствии с гражданским законодательством и специальным законодательством о коммерческой тайне. Специфика получения монопольного права на коммерческую информацию и его защиты состоит в том, что такое право возникает, только если хозяйствующий субъект примет установленные законодательством о коммерческой тайне меры для защиты своей коммерческой информации. В отсутствие установления конфиденциальности своей информации, т.е. принятия мер для перевода ценной коммерческой информации в режим коммерческой тайны, хозяйствующий субъект не сможет претендовать на защиту со стороны государства в случае нарушения своих прав. Существует вид монополий, на который государством не распространяется правовая защита от конкуренции, - это фактическая монополия, под которой следует понимать монополию на рынке хозяйствующего субъекта, не обладающего какими-либо специальными правами на свое монопольное положение. "Подобная монополия может сложиться в той или иной отрасли в силу особой рыночной конъюнктуры - экономической обстановки временного характера. Законодательством не предусмотрена какая-либо специальная юридическая защита упомянутой фактической монополии". Они возникают вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательской деятельности, связанных с: - различными способами концентрации капиталов у одного или нескольких субъектов предпринимательства (реорганизация, приобретение акций (долей), соглашения и т.д.); - использованием более эффективных форм организации и осуществления предпринимательской деятельности и в результате этого - победой в конкурентной борьбе; - неразвитостью определенного рынка товаров (работ, услуг); - иными методами осуществления предпринимательской деятельности на основе конкуренции. Согласно российскому антимонопольному законодательству наличие такой монополии у хозяйствующего субъекта не является нарушением закона. Нарушением признается незаконная деятельность одного или нескольких хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке монопольное положение, которая ограничивает конкуренцию. Такая незаконная деятельность именуется в российском антимонопольном законодательстве монополистической. Российское законодательство не знает легального определения фактической монополии. Этот термин используется в российской экономической и правовой науках в области конкурентного права. Такому пониманию монополии соответствует легальное понятие доминирующего положения, т.е. положения, при котором хозяйствующий субъект может в одностороннем порядке воздействовать на рыночные отношения, на рынок, на экономическое поведение его субъектов. [1] Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. С. 2 – 3. [2] Таланцев В.И. Антимонопольное регулирование за рубежом. Владивосток, 1995. С. 5. [3]См., например: Торговый кодекс Франции (кн. 4). См. также: Галицкий А.Е. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по законодательству России и Франции: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 10 - 14. [4] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р. [5] См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Омега-Л, 2006. С. 17. [6] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993 [7] См. подробнее: Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования // Законодательство. 2006. № 4. С. 24 - 32. [8] См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М.: Инфра-М, 2000. С.32. [9] Там же. [10] Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 406. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 8617 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |