Правовое регулирование основ предпринимательской деятельности в условиях рынка. Кислицына А.М.
29.01.2013, 01:18

ТЕМА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.3. Правовое регулирование основ предпринимательской деятельности в условиях становления рыночных отношений

 

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется комплексом нормативных актов, представляющих различные отрасли права.

В общей теории права под правовым регулированием понимается целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Правовое регулирование при этом выступает как целенаправленная, результативная, нормативно-организационная деятельность.[1] По мнению Рогожина Н.А., под правовым регулированием предпринимательской деятельности следует понимать целенаправленное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности, иных субъектов, в том числе на государственные органы, должностных лиц, граждан, и на предпринимательские отношения с помощью правовых (юридических) средств. При этом предпринимательская деятельность регулируется комплексом различных отраслей права.[2]

Воздействие норм права, других специально-юридических средств на поведение субъектов предпринимательской деятельности, иных субъектов и на предпринимательские отношения осуществляется в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Кроме того, правовое регулирование предпринимательской деятельности призвано гарантировать свободу экономической деятельности, свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, закреплены  в нормативно-правовых актах различных отраслей права (гражданского, административного, налогового, уголовного и др.). Вместе с тем в зависимости от юридической силы  все эти акты расположены в определенном иерархическом порядке. В соответствии с Конституцией РФ в общем виде иерархическую  систему нормативно-правовых актов России, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно представить следующим образом: нормативно-правовые акты Федеральной нормативной системы (ст. 15, 71, 72 Конституции  РФ) и нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 72, 76 Конституции РФ). Одним из средств правового регулирования предпринимательской деятельности является и судебная практика высших судов. [3]

В статье 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[4], определено, что арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

В Федеральных законах от 08 февраля 1998 г. № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[5] и от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[6] урегулированы вопросы создания и деятельности коммерческих организаций в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

 В  Федеральном законе  «О несостоятельности (банкротстве)»[7] урегулированы вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) должников – субъектов предпринимательской деятельности, порядок их финансового оздоровления и ликвидации в принудительном порядке в процессе удовлетворения требований кредиторов.

В Земельном кодексе РФ  урегулированы  земельные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью в области сельского хозяйства и закреплены основы оборота земельных участков.[8]

В Налоговом кодексе РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. №  146-ФЗ, часть вторая от  5 августа 2000 г. № 117-ФЗ), закреплены принципы налогообложения, порядок уплаты субъектами предпринимательской деятельности налогов и сборов, основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

Заметное место в системе правового регулирования занимают нормы административного права.

Так, согласно п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства. Объективная сторона правонарушения, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ), в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) и в нарушении условий специального разрешения (лицензии) (ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ).

 Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ,[9] внесший существенные изменения в законодательство о лицензировании, ввел в ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ квалифицирующий признак, который усилил ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за грубое нарушение условий специального разрешения (лицензий). Соответственно увеличены размеры административных штрафов, а в качестве альтернативного наказания предусмотрено административное  наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 3.12, 32.12 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в КоАП РФ другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. 11.29, ст. 13.3 КоАП РФ и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по статье 14.1 КоАП РФ исключается.

Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит нормам уголовного права.

Предпринимательство тесно связано и непрерывно взаимодействует со все­ми сферами общества, что обуславливает его ценность и значимость, но с другой стороны, оно сопровождается многими негативными явлениями, в том числе и криминального свойства.

В общей массе разнообразных форм предпринимательской деятельности оказалось значительное число таких, которые  представляют существенную опасность экономическим отношениям.

Это было учтено законодателем при принятии Уголовного кодекса РФ 1996 г., в котором, вследствие общих тенденций, был сформирован значительный мас­сив уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступ­ления, совершаемые в сфере экономической деятельности. Основное содержание данной главы Уголовного кодекса РФ составляют нормы, направленные на охрану общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением именно предпринимательской деятельности. Причем, в виду обозначенной выше взаимо­зависимости таких институтов, как собственность и предпринимательство, в Уго­ловном кодексе РФ охрана этих институтов справедливо сосредоточена в рамках единого раздела «Преступления в сфере экономики».[10]

Уголовное законодательство Российской Федерации выступает гарантом конституционного права, предусмотренного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, и предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство в случае, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжено с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере (ст. 171 УК РФ).[11]

Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предпринимательство, охраняют совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности.

Отношения в сфере предпринимательства регулируются также актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами, относящимися к различным отраслям законодательства. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Президентом РФ принято значительное количество указов в предпринимательской сфере, развивающих положения федеральных законов, в частности, Указ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации».[12]

Нормативно-правовые акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений. Особенностью постановлений Правительства РФ является то, что они могут быть приняты, в том числе в сфере регулирования предпринимательской деятельности лишь на основании и во исполнение законов, а также указов Президента РФ. Например, постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок».[13]

Международные договоры регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями,
 в том числе в сфере предпринимательской деятельности, например международную куплю-продажу товаров, налогообложение. В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, которые могут содержать, несмотря на различную отраслевую принадлежность, нормы права, регулирующие предпринимательскую деятельность. Данные акты нормативного характера могут издаваться в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ для организации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни, в том числе при регулировании предпринимательской деятельности, и обязательны для исполнения.

Вышеизложенное, свидетельствует о комплексном подходе к регулированию предпринимательской деятельности в современных условиях становления рыночных отношений.

 



[1] Теория государства и права: курс лекций /Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Молько. М.: Юристь,  2004. С.124.

[2] См.: Рогожин Н.А. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности. – «Волтерс Клувер». М.,  2004. С.3.

[3] См.: Рогожин Н.А. Указ. Соч. С.3-4

[4] Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской федерации» (с изм. от 12.07.2006 г.)//СЗ РФ от 01.05.1995 г. № 18. Ст. 1589.

[5] Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27.07.2006 г. С изм. От 18.12.2006 г.)//СЗ РФ от 16.02.1998 г. № 7. Ст. 785.

[6] Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 05.02.2007 г.)// СЗ РФ от 01 01.1996 г. № 1. Ст.1.

[7] Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от  05.02.2007 г. с изм. и доп. от 26.04.2007 г.)//  СЗ РФ  от 28.10.2002 г. № 43. Ст. 4190.

[8] Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп. от  19.06.2007 г.)// СЗ РФ от 29.10.2001 г. №.44. Ст. 4147.

[9] Федеральный закон от 02.07.2005 г. № 80-ФЗ (ред. 31.12.2005 г.) «О внесении изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»//СЗ РФ от 04.07.2005. № 27. Ст. 2719.

[10] См.: Коротков А.П.,  Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности // Российский следователь. 1999. № 5. С. 15.

 

[11] Вдовенков В.М, Широков В.А. Незаконное предпринимательство. Понятие и квалификация //Безопасность бизнеса. № 4, 2005. С.12.

[12] Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»//СЗ РФ от 29.09.1997. № 38. Ст. 4356.

[13] Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001г. № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок»// СЗ РФ от 26.11.2001. № 48.Ст.4517.

Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | Добавил: GOD
Просмотров: 3483 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]