Содержание государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельностию. Кислицына А.М.
19.01.2013, 00:53

ТЕМА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.2. Содержание государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности

 

Содержание государственного регулирования как функции государственного управления раскрывается через установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координация и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всесторонняя защита их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.[1]. Однако столь широкое понимание содержания государственного регулирования, охватывающего чуть ли не все действия государства в экономике, на наш взгляд, малопродуктивно и не раскрывает сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Что касается включения в содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности установления и обеспечения государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий, то эта характеристика (может быть, форма) государственного регулирования предпринимательской деятельности встречается в литературе довольно часто, но, в сущности, представляет собой не что иное, как смешение государственного и правового регулирования. Положение о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в правовых формах, в особых доказательствах не нуждается, но задача-то как раз в том и заключается, чтобы выявить отличие государственного регулирования предпринимательской деятельности от правового регулирования соответствующей деятельности[2].

Государственное регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности как термин в литературе  российского предпринимательского и коммерческого права встречается довольно часто, но сущность данного понятия раскрывается не всегда. Так, И.В. Ершова, не освещая понятия и сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности, подразделяет его на прямое и косвенное[3], одновременно уделяя внимание государственному регулированию отдельных видов предпринимательской деятельности (аудиторская, оценочная, рекламная и др.). В учебнике по предпринимательскому праву С.Э. Жилинского глава, посвященная освещению государственного регулирования предпринимательской деятельности, называется «Роль в предпринимательстве органов государственной власти и органов местного самоуправления»[4], однако эта глава не содержит анализа всех форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности формулирует Т.В. Закупень, с точки зрения которой оно представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии[5]. Кроме того, Т.В. Закупень считает, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом последствия. У этих актов имеются свои наименования (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует[6]. Организационно-экономическая и правовая характеристика государственного регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности, предлагаемая Т.В. Закупень, является на наш взгляд правильной

Согласно доводам Т.В. Закупень можно провести разграничение между правовым и государственным регулированием предпринимательской (коммерческой) деятельности: если правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности представляет собой установление общих правил ведения бизнеса в той или иной сфере национальной экономики, то государственное регулирование представляет собой воздействие государства на конкретную организационную и хозяйственную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы (законы и иные источники правового регулирования предпринимательской деятельности) и имеющее цель экономического роста и сбалансированного развития экономики.

Регулирующее воздействие государства не сводится только к влиянию на конкретную организационную или хозяйственную ситуацию. Сущность государства такова, что оно обладает набором возможностей, форм и методов воздействия не только на микроэкономику, но и на макроэкономику. Государство имеет юридическую и фактическую возможность осуществлять планирование экономических процессов в масштабе национальной экономики; в Российской Федерации эта возможность реализуется путем разработки и принятия целевых программ и утверждения бюджетных показателей на определенный период. Государство обладает такими рычагами, которые позволяют перераспределять созданный валовой национальный продукт, влиять на соотношение спроса и предложения и оказывать материальную и организационную поддержку субъектам предпринимательской деятельности или потребителям товаров, работ и услуг. Организационно-правовыми механизмами перераспределения валового национального продукта являются налоговое и бюджетное регулирование, с помощью которых государство направляет необходимые экономические ресурсы на развитие конкретных отраслей национальной экономики и поддержку определенных слоев населения. Влияние на соотношение спроса и предложения осуществляется через систему государственных закупок товаров, работ и услуг. Что же касается государственной и муниципальной материальной и организационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг, то она оказывается в зависимости от конкретной организационно-экономической ситуации, сложившейся в пределах той или иной национальной экономики. Например, в настоящее время Российское государство особое внимание уделяет поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что касается непосредственного участия государства в осуществлении предпринимательской деятельности следует отметить, что государство непосредственно само, от своего имени предпринимательской деятельностью не занимается. Указанная деятельность является формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержке предпринимательства; косвенного воздействия на ценообразование. Такой же позиции придерживается Г.Д. Отнюкова[7]. Другая позиция заключается в том, что государство в лице уполномоченных органов может выступать в качестве полноценного субъекта предпринимательской деятельности, поскольку в данном случае наличествует главный характеризирующий признак предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли[8]. С.Э. Жилинский выделяет три направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований, квалифицируя третье как занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления. Далее он пишет: «Они (государственные и муниципальные органы. - О.М.) осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. По общему правилу такого рода деятельность им не запрещена»[9]. Действительно, в законе нет общего запрета на осуществление государственными и муниципальными органами от имени государства предпринимательской деятельности. Но отсутствие общего нормативно-правового запрета еще далеко не означает, что та или иная деятельность разрешена в полном объеме и без каких-либо ограничений. Государство и муниципальные образования хотя и являются субъектами гражданского и предпринимательского права, но все-таки особыми субъектами. Для их правового статуса характерно наличие специальной правосубъектности и специальных прав и обязанностей, связанных с обеспечением публичных интересов. Конечно, в законодательстве можно найти примеры участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности (выпуск и размещение государственных и муниципальных ценных бумаг, заключение и исполнение соглашений о разделе продукции, заключение и исполнение концессионных соглашений), но занятие этими случаями предпринимательской деятельности подчинено публичным функциям, целям и задачам государства и муниципальных образований.

В целом же для государства и муниципальных образований характерен выход из системы предпринимательской деятельности, что подтверждается развивающимся приватизационным законодательством. Приватизация означает не что иное, как сокращение предпринимательской деятельности государства и созданных им субъектов, хотя не исключен и обратный процесс - национализация тех или иных частных предприятий или отраслей национальной экономики, что требует реализации абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ путем принятия специального закона о национализации. Общий вывод заключается в том, что публично-правовые образования имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и в соответствии со своей целевой (специальной) правоспособностью.

В последнее время Российское государство прибегает к такому методу государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности как создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов. Такой прием государство использует для решения крупных социально-экономических и народнохозяйственных задач, имеющих большое значение для всей национальной экономики. С этой целью приняты и действуют следующие федеральные законы: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»[10]. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий»[11], Федеральный закон от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»[12], Федеральный закон от 30 октября 2007 г. «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»[13], Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[14], Федеральный закон от 24 июля 2008 г. «О содействии развитию жилищного строительства»[15]. Все выше названные законы на  практике ставят совершенно новые задачи в области изучения правового режима государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. При их правовом опосредствовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, а именно  организационно-правовыми формами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности возможно принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, в том числе на: правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики.

Таким образом, содержанием общего правового режима государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности носят избирательный характер: Избирательный (целевой) характер носят, например государственные закупки товаров, работ и услуг, поскольку государство не закупает все и вся товары, работы и услуги, а только некоторые и в определенных целях.



[1]. Марченко Н.М Указ. Соч. С. 56 - 57.

[2] Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Российская юстиция. 2011. № 8. С. 50 - 54.

[3] См.: Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник. Четвертое издание. М.: Юриспруденция, 2006. С. 33 - 35. Такое подразделение встречается в литературе по предпринимательскому и коммерческому праву довольно часто.

[4] См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для вузов. Восьмое издание. М.: Норма, 2007. С. 469 - 548.

[5] См.: Закупень Т.В. Коммерческое право. М.: Норма, 2002. С. 71.

[6]  Там же. С. 71 - 72.

[7] См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: 2006. С. 177.

[8] См.: Гущин В.В. Предпринимательское право России: Учебник. М.: Эксмо, 2008. С. 89.

[9] Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. Восьмое издание. М.: Норма, 2007. С. 477.

[10] Российская газета. 24 мая 2007. № 108.

[11] Российская газета. 2007. 25 июля. № 159.

[12] Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799; 2008. № 20. Ст. 2254; № 30. Ст. 3597; Российская газета. 2008. 2 декабря. С. 12.

[13] Российская газета. 2007. 3 ноября. № 247. С. 9.

[14] Российская газета. 2007. 5 декабря. №  272. С. 21 - 23.

[15] Российская газета. 2008. 30 июля. № 160. С. 18, 23.

Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | Добавил: GOD | Теги: экономики, регулирования, СОДЕРЖАНИЕ, государственного, предпринимательской, деятельности
Просмотров: 5570 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]