Моя Наука - международный сетевой журнал
Публикация научных и образовательных работ

Приглашаем посетить сайт: Ивановское отделение РФО
Каталог научных статей
Категории раздела
Тесты [19]
Словари [4]
Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [26]
Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [64]
Словарь по политологии. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [71]
Исковая давность. Кислицына А.М. [10]
Договор аренды нежилых помещений. Кислицына А.М. [9]
Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. [9]
Банковский маркетинг. Евсеева Н.В. [13]
Философия. Ерахтин А.В. [34]
Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. [68]
БЖД Безопасность жизнедеятельности [27]

Меню сайта

Поиск

Новые материалы
Сульфопроизводные фталоцианина кобальта в катализе окисления диэтилдитиокарбамата натрия

Factors determining methanol dipole moment value in hydrogen-bonded cluster: quantum chemistry simulation

Модель сбалансированности корпоративных интересов и качества корпоративного управления

Исследование кислотных и комплексообразующих свойств производных октаметилпорфирина в ацетонитриле при 298 к

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ НА ОСНОВЕ ХИМИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОГО ХЛОРОФИЛЛА а И ИХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Непрерывное экологическое образование с позиций гуманистической смешанной модели

New biocide hybrid materials based on mesoporous silica and silver nanoparticles

Влияние количества катализатора и состава растворителя на скорость реакций гидрогенизации нитро-, азокси- и азобензолов

Получение гибридных материалов типа «органика- неорганика», функционализированных аминными и тиоловыми группами

Влияние внешних условий на скорость деструкции красителей в смеси

Государственный бюджет РФ за 2007-2013 гг. Планирование бюджета, формирование бюджета и использование средств бюджета

Квантово-химическое моделирование молекулярной структуры и механизма реакции кислотной диссоциации яжхдипирролилметенатов) -металлов

Quantum chemistry calculations of phosphorous and methylphosphorous acids in dimethylformamide

Исследование кинетики жидкофазного окисления билирубина в среде дмсо и хлороформа

4-tert-butylcalix[4]arene-based porous structures


Друзья сайта

Вход

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 21:01

Главная » Работы » Учебные материалы » Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М.




Содержание государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельностию. Кислицына А.М.



19.01.2013, 00:53

ТЕМА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.2. Содержание государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности

 

Содержание государственного регулирования как функции государственного управления раскрывается через установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координация и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всесторонняя защита их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.[1]. Однако столь широкое понимание содержания государственного регулирования, охватывающего чуть ли не все действия государства в экономике, на наш взгляд, малопродуктивно и не раскрывает сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Что касается включения в содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности установления и обеспечения государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий, то эта характеристика (может быть, форма) государственного регулирования предпринимательской деятельности встречается в литературе довольно часто, но, в сущности, представляет собой не что иное, как смешение государственного и правового регулирования. Положение о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в правовых формах, в особых доказательствах не нуждается, но задача-то как раз в том и заключается, чтобы выявить отличие государственного регулирования предпринимательской деятельности от правового регулирования соответствующей деятельности[2].

Государственное регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности как термин в литературе  российского предпринимательского и коммерческого права встречается довольно часто, но сущность данного понятия раскрывается не всегда. Так, И.В. Ершова, не освещая понятия и сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности, подразделяет его на прямое и косвенное[3], одновременно уделяя внимание государственному регулированию отдельных видов предпринимательской деятельности (аудиторская, оценочная, рекламная и др.). В учебнике по предпринимательскому праву С.Э. Жилинского глава, посвященная освещению государственного регулирования предпринимательской деятельности, называется «Роль в предпринимательстве органов государственной власти и органов местного самоуправления»[4], однако эта глава не содержит анализа всех форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности формулирует Т.В. Закупень, с точки зрения которой оно представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии[5]. Кроме того, Т.В. Закупень считает, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом последствия. У этих актов имеются свои наименования (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует[6]. Организационно-экономическая и правовая характеристика государственного регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности, предлагаемая Т.В. Закупень, является на наш взгляд правильной

Согласно доводам Т.В. Закупень можно провести разграничение между правовым и государственным регулированием предпринимательской (коммерческой) деятельности: если правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности представляет собой установление общих правил ведения бизнеса в той или иной сфере национальной экономики, то государственное регулирование представляет собой воздействие государства на конкретную организационную и хозяйственную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы (законы и иные источники правового регулирования предпринимательской деятельности) и имеющее цель экономического роста и сбалансированного развития экономики.

Регулирующее воздействие государства не сводится только к влиянию на конкретную организационную или хозяйственную ситуацию. Сущность государства такова, что оно обладает набором возможностей, форм и методов воздействия не только на микроэкономику, но и на макроэкономику. Государство имеет юридическую и фактическую возможность осуществлять планирование экономических процессов в масштабе национальной экономики; в Российской Федерации эта возможность реализуется путем разработки и принятия целевых программ и утверждения бюджетных показателей на определенный период. Государство обладает такими рычагами, которые позволяют перераспределять созданный валовой национальный продукт, влиять на соотношение спроса и предложения и оказывать материальную и организационную поддержку субъектам предпринимательской деятельности или потребителям товаров, работ и услуг. Организационно-правовыми механизмами перераспределения валового национального продукта являются налоговое и бюджетное регулирование, с помощью которых государство направляет необходимые экономические ресурсы на развитие конкретных отраслей национальной экономики и поддержку определенных слоев населения. Влияние на соотношение спроса и предложения осуществляется через систему государственных закупок товаров, работ и услуг. Что же касается государственной и муниципальной материальной и организационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг, то она оказывается в зависимости от конкретной организационно-экономической ситуации, сложившейся в пределах той или иной национальной экономики. Например, в настоящее время Российское государство особое внимание уделяет поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что касается непосредственного участия государства в осуществлении предпринимательской деятельности следует отметить, что государство непосредственно само, от своего имени предпринимательской деятельностью не занимается. Указанная деятельность является формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержке предпринимательства; косвенного воздействия на ценообразование. Такой же позиции придерживается Г.Д. Отнюкова[7]. Другая позиция заключается в том, что государство в лице уполномоченных органов может выступать в качестве полноценного субъекта предпринимательской деятельности, поскольку в данном случае наличествует главный характеризирующий признак предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли[8]. С.Э. Жилинский выделяет три направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований, квалифицируя третье как занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления. Далее он пишет: «Они (государственные и муниципальные органы. - О.М.) осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. По общему правилу такого рода деятельность им не запрещена»[9]. Действительно, в законе нет общего запрета на осуществление государственными и муниципальными органами от имени государства предпринимательской деятельности. Но отсутствие общего нормативно-правового запрета еще далеко не означает, что та или иная деятельность разрешена в полном объеме и без каких-либо ограничений. Государство и муниципальные образования хотя и являются субъектами гражданского и предпринимательского права, но все-таки особыми субъектами. Для их правового статуса характерно наличие специальной правосубъектности и специальных прав и обязанностей, связанных с обеспечением публичных интересов. Конечно, в законодательстве можно найти примеры участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности (выпуск и размещение государственных и муниципальных ценных бумаг, заключение и исполнение соглашений о разделе продукции, заключение и исполнение концессионных соглашений), но занятие этими случаями предпринимательской деятельности подчинено публичным функциям, целям и задачам государства и муниципальных образований.

В целом же для государства и муниципальных образований характерен выход из системы предпринимательской деятельности, что подтверждается развивающимся приватизационным законодательством. Приватизация означает не что иное, как сокращение предпринимательской деятельности государства и созданных им субъектов, хотя не исключен и обратный процесс - национализация тех или иных частных предприятий или отраслей национальной экономики, что требует реализации абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ путем принятия специального закона о национализации. Общий вывод заключается в том, что публично-правовые образования имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и в соответствии со своей целевой (специальной) правоспособностью.

В последнее время Российское государство прибегает к такому методу государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности как создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов. Такой прием государство использует для решения крупных социально-экономических и народнохозяйственных задач, имеющих большое значение для всей национальной экономики. С этой целью приняты и действуют следующие федеральные законы: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»[10]. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий»[11], Федеральный закон от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»[12], Федеральный закон от 30 октября 2007 г. «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»[13], Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[14], Федеральный закон от 24 июля 2008 г. «О содействии развитию жилищного строительства»[15]. Все выше названные законы на  практике ставят совершенно новые задачи в области изучения правового режима государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. При их правовом опосредствовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, а именно  организационно-правовыми формами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности возможно принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, в том числе на: правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики.

Таким образом, содержанием общего правового режима государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности носят избирательный характер: Избирательный (целевой) характер носят, например государственные закупки товаров, работ и услуг, поскольку государство не закупает все и вся товары, работы и услуги, а только некоторые и в определенных целях.



[1]. Марченко Н.М Указ. Соч. С. 56 - 57.

[2] Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Российская юстиция. 2011. № 8. С. 50 - 54.

[3] См.: Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник. Четвертое издание. М.: Юриспруденция, 2006. С. 33 - 35. Такое подразделение встречается в литературе по предпринимательскому и коммерческому праву довольно часто.

[4] См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для вузов. Восьмое издание. М.: Норма, 2007. С. 469 - 548.

[5] См.: Закупень Т.В. Коммерческое право. М.: Норма, 2002. С. 71.

[6]  Там же. С. 71 - 72.

[7] См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: 2006. С. 177.

[8] См.: Гущин В.В. Предпринимательское право России: Учебник. М.: Эксмо, 2008. С. 89.

[9] Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. Восьмое издание. М.: Норма, 2007. С. 477.

[10] Российская газета. 24 мая 2007. № 108.

[11] Российская газета. 2007. 25 июля. № 159.

[12] Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3799; 2008. № 20. Ст. 2254; № 30. Ст. 3597; Российская газета. 2008. 2 декабря. С. 12.

[13] Российская газета. 2007. 3 ноября. № 247. С. 9.

[14] Российская газета. 2007. 5 декабря. №  272. С. 21 - 23.

[15] Российская газета. 2008. 30 июля. № 160. С. 18, 23.



Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | Добавил: GOD | Теги: экономики, регулирования, содержание, государственного, предпринимательской, деятельности
Просмотров: 4670 | Загрузок: 0

Похожие работы:
Найдем Все!


Структура: Главная » Работы » Учебные материалы » Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




При использовании материалов сайта Моя Наука http://moianauka.ru в том числе Содержание государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельностию. Кислицына А.М. категории Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. раздела Учебные материалы модуля Каталог научных статей - прямая открытая ссылка на источник обязательна.
Все права защищены. © moianauka.ru 2011-2018.
Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Infringement Search Tool
Используются технологии uCoz
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites Український рейтинг TOP.TOPUA.NET RATING ALL.BY LightRay Дайвинг - рейтинг DIVEtop ****** TOPlist ****** Томск --------------------------- Рейтинг SIMPLETOP.NET Топ100- Общественные науки ---------------------------
Besucherzahler russian girl
счетчик посещений
Besucherzähler hot russian women
contatori per blog
web clocks relojes html
Contatore
Besucherzahler find ukraine women in ukraine
website counter
contadores de visitas ukraine brides
contatori per blog
besucherzähler contador de visitas
Contatore per sito