19.01.2013, 00:51 | |
ТЕМА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности
Государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на экономику страны и предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в переделах ее территории, так и за ее пределами. Правовая реализация используемых государством методов и способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность представляет собой правовой режим такого государственного регулирования. Понятия «государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности» во многом зависит от теоретических позиций и иных исследований. Исследователи, считающие российское предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права, уделяют большое внимание не только понятию государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, но и раскрытию его организационно-экономического и правового содержания[1]. Исследователи, предполагающие существование российского предпринимательского права в качестве смешанной отрасли права или подотрасли российского гражданского права, либо не уделяют категории государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности вообще никакого внимания[2], либо смешивают государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности с правовым регулированием соответствующей деятельности[3]. В.Ф. Попондопуло пишет: «Правовыми формами государственного регулирования являются акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной»[4]. При столь широком подходе оказывается, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности - это все источники права и практика их применения, т.е., в сущности, весь механизм правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Такой вывод полностью подтверждается содержанием учебника В.Ф. Попондопуло, поскольку в разделах и главах, посвященных государственному регулированию экономики и предпринимательской деятельности, излагается все относящееся к предпринимательской деятельности правовое регулирование, что характерно не только для позиции В.Ф. Попондопуло, но и многих других. Что касается сторонников самостоятельности предпринимательского (хозяйственного) права, то они в своих учебно-методических и научных работах уделяют проблематике сущности государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности значительно больше внимания. В учебнике по предпринимательскому (хозяйственному) праву под редакцией В.В. Лаптева и С.С. Занковского разъясняется, что государственное регулирования экономики и предпринимательской деятельности представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Поднаправления (сферы) - это отрасли и подотрасли национальной экономики, а формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности - это конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность[5]. Такие же подходы к освещению сущности государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, излагаются в учебнике под редакцией В.С. Белых: государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих полномочных государственных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. В качестве форм государственного воздействия на экономику выделяются: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности и планирование[6]. В другом учебно-методическом издании анализируется общее государственное регулирование, которое заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила на рынке, соблюдение которых обеспечивается государством, в частности, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование, государственная регистрация недвижимого имущества, обеспечение конкуренции, государственное регулирование качества товаров, работ и услуг[7]. Нетрудно заметить, что в данном подходе всего на всего смешивается государственное регулирование с правовым регулированием соответствующей деятельности. В литературе по теории государства и права также содержится понятие государственного регулирования экономики: «Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одна из функций государственного управления»[8]. Таким образом, в данном подходе государственное регулирование экономики по существу и с содержательной точки зрения не раскрывается, а указывается лишь на то, что государственное регулирование экономики - всего лишь одна из функций государственного управления. Данному подходу противостоит точка зрения С.Н. Братоновского, согласно которой «между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, так как регулирование - непременный элемент государственной управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет»[9]. Таким образом, между государственным управлением и государственным регулированием, ставится знак равенства. С другой стороны, тот же автор пишет: «Государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных (хотя бы де факто) объектов, а государственное регулирование - с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты»[10].
[1] См.: Дойников Т.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебно-методическое пособие. М.: Приор-издат, 2003. С. 91 - 92; Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. [2] См.: Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник. М.: Высшее образование, 2007; Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2008. С. 64 - 93. [3] См.: Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юридическая литература, 1993. С. 207 - 215; Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2009; Гущин В.В. Предпринимательское право России: Учебник. М.: Эксмо, 2008; Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. Восьмое издание. М.: Норма, 2007; Анохин В.С. Предпринимательское право. М.: Владос, 2003. С. 62 - 67. [4] Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Второе издание. М: Юристъ, 2006. С. 295. [5] См.: Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 343 - 357. Примерно таких же взглядов придерживаются Е.П. Губин и С.Н. Шишкин. [6] См.: Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2009. С. 318, 328. [7] См.: Гущин В.В. Предпринимательское право России: Учебник. М.: Эксмо, 2008. С. 220 - 221. [8] См.: Общая теория государства и права: Учебник для вузов. Том 3 / Отв. ред. Н.М. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. С. 56. [9] Братоновский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. N 8. С. 37. [10] Там же. | |
Категория: Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 8229 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |