30.01.2013, 16:11 | |
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ: РОССИЯ И ЗАПАД © Ерахтин А.В., 2009 (г. Иваново, Россия)
MODERN PHILOSOPHY: RUSSIA AND WEST © Erakhtin A.V., 2009 (Ivanovo, Russia)
In the article written by A. Erakhtin the state of modern philosophy in Russia and in the West is considered. The article presents the criticism of philosophy of postmodernism and proves the thesis that only materialism should be considered the leading direction of philosophy. Analysing the subject and scientific status of philosophy the author offers the general definition of philosophy which can be applied to materialistic philosophy as well as to idealistic and religious philosophy.
Философия любой страны несет на себе печать национально-культурного своеобразия и определяется особенностями её исторического развития. Специфика социального развития России состояла, в частности, в том, что только IX век положил конец первобытнообщинной формации и стал началом феодализма, который просуществовал вплоть до 1861 года. А философия, как известно, зарождается только с появлением классового общества. Философская мысль в России формировалась под влиянием достижений мировой философии, но во многом она складывалась и под влиянием социально-культурных процессов, происходящих в нашем отечестве. Русская философия возникает в Киевской Руси в тесной связи с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. С момента крещения, связавшего Древнюю Русь с Византией, древнерусская философская мысль имела религиозную направленность. Светская философия возникает в России в конце XVII – первой половине XVIII вв. в связи с социально-экономическими реформами Петра I и установлением контактов с Западом. Первым русским мыслителем мирового уровня является М.В.Ломоносов – выдающийся ученый энциклопедист, которого А.С.Пушкин назвал «величайшим умом новейших времен». Синтезируя научные знания своего времени, Ломоносов закладывает основы материалистического объяснения мира. Именно от него идет материалистическая традиция русской философии. Несмотря на довольно позднее, по сравнению с Востоком и Западом, появление философской мысли в России, оказалось, что россияне не обделены философскими талантами. Типичная для русского философство-вания литературная форма обусловлена тем, что каждый выдающийся русский писатель одновременно выступает и как незаурядный мыслитель, дающий философский анализ современной ему духовной жизни. Русская классическая литература, являющаяся одной из вершин мировой культуры, как раз потому и прославилась своей высокой духовностью, что насыщена философскими идеями. Художественные произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и многих других писателей имеют вполне самостоятельное философское значение. Русская философская мысль XIX века первой обратила внимание на духовное перерождение Запада, на деградацию европейской культуры и выступила с предупреждением, что эта болезнь может коснуться и России. Славянофилы и западники подчеркивали, что развитие западной цивилизации приводит к потере целостной человеческой личности, превращает человека в статистическую единицу буржуазного рынка, делает его бездушным автоматом. Эти проблемы оказались в центре внимания западных философов только в XX веке. Оригинальным вкладом отечественной философии в сокровищницу мировой философской мысли является творчество В.С.Соловьева. Философия всеединства Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и оказалась ее завершающим синтезом. Выдающиеся русские мыслители В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и другие были не только философами-теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии, а крупнейший русский философ Г.В.Плеханов явился, по сути, духовным отцом философии марксизма в России. Особое место среди них занимает А.И.Герцен, ставший одним из родоначальников русского народничества. Независимо от К.Маркса и Ф.Энгельса, Герцен материалистически переосмысливает диалектику Гегеля, обосновывает необходимость союза философии и естествознания. По словам В.И.Ленина, он вплотную подошел к философии диалектического материализма. Уже с середины XIX века в России вызревает уникальное явление русского космизма – течения в философской и естественнонаучной мысливсе значение которого стало ясно только в XX столетии. В его ряду стоят такие философы и ученые как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и многие другие. Русские философы, высланные в 1922 году за границу, оказали значительное влияние на формирование новых западных течений. Например, русско-американский философ и социолог П.А.Сорокин, бывший руководитель кафедры социологии Петербургского университета, оказавшись в США, стал одним из отцов-основателей американской социологии. Среди учеников Сорокина такие крупнейшие американские социологи как Р.Мертон, Р.Милз, Т.Парсонс и другие. Н.А.Бердяев, оказавшись во Франции, написал большое количество книг и статей, большинство которых переведено на многие языки. Его идеи оказали заметное влияние на развитие экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции «новых левых» течений во Франции. К голосу Бердяева, пишет В.В.Зеньковский, прислушивались во всем мире. Видимо можно согласиться с мыслью, высказанной многими авторами, что философские идеи русских мыслителей оказали существенное влияние на последующее развитие европейской философии, а корни таких философских направлений как феноменология, экзистенциализм и персонализм – в России. С появлением СССР господствующим мировоззрением в России становится марксизм, теоретической основой которого явилась философия диалектического и исторического материализма. К.Маркс и Ф.Энгельс провозгласили, что главной задачей их теории является освобождение рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки и давать достоверные знания о природе, человеке и обществе, поскольку лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования общественных отношений.
1. Современная западная философия
Уходя от догматизированного марксизма, некоторые отечественные философы поспешили отказаться и от философии диалектического мате-риализма. На словах заявляя о плюрализме, на деле они, третируя мате-риализм, пытаются свести все богатство философской мысли к религи-озно-идеалистической её разновидности. Но как показала жизнь, потуги критиков материалистического мировоззрения оказались совершенно бесплодными, ничего принципиально нового противопоставить марк-систкой философии они так и не смогли. Отрицая научный статус филосо-фии, они предлагают отойти от её классических традиций и заняться изу-чением и пропагандой разнообразных течений западной философии прошлого века. Но известно, что сами эти философские направления из- менчивы и логически противоречивы. Многие современные авторы очень негативно оценивают состояние философии на Западе. Выступая на IV Российском философском конгрессе, швейцарский философ К.Свасьян показывает это состояние на примере Германии. Рыба гниет с головы, пишет он, а голова философии находится в Германии. Ныне «единственное, что напоминает здесь о философии, - это пестрота спорадических и больше ориентированных на оригинальность, чем на объективность, компиляций историко-философского толка… Назвать прочее философией можно было бы лишь в состоянии аффекта или невменяемости. Например, такой вот блокбастер: «Текст – тело – симулякр – сексуальность – власть» [39. - С.34]. Негативно оценивая состояние западной философской мысли, один из лидеров философского постмодернизма Ж.Деррида считает, что она оказалась в тупике, поскольку не может выйти из традиционного круга проблем и способна лишь на тиражирование уже однажды сказанного. Он предлагает новый метод критического анализа – метод деконструкции, который должен раскрыть горизонты философской мысли. При этом основными принципами постмодернизма оказываются: тотальная критика традиционных ценностей рационализма, гуманизма, негативное отноше-ние к научному познанию, отказ от истины, беспредельный релятивизм [16]. Представители постмодернизма убеждены, что их философия явля-ется магистральной линией развития современной философии и некоторые отечественные авторы полностью разделяют их взгляды. Например, согласно Р. Тарнасу, с позиций постмодернистского мышления на многих горизонтах открылись неожиданные возможности, позволившие приблизиться к тем духовным проблемам, которыми так давно «тяготилось и мучилось современное мышление». Он пишет: «Эпоха постмодернизма — это эпоха полной неясности и несогласия относительно природы реальности, однако на ее долю выпало, как из рога изобилия, сказочное богатство взглядов и воззрений, и из этой неиссякаемой сокровищницы можно черпать какие угодно идеи, вооружаясь ими для решения великих задач» [43. – С. 347]. Какие же новые горизонты и сказочные сокровища открывает нам постмодернизм, помимо отрицания объективной реальности, закономерности истории, истины и философии? Для решения великих задач можно вооружиться философскими раздумьями двух наиболее видных представителей постмодернизма Ж. Делёза и Ж. Дерриды, новизну и смелость мышления которых читатель, надеюсь, оценит по достоинству. В частности, объектом философских размышлений Ж. Делёза оказалось мировосприятие алкоголиков и шизофреников. Он полагает, что деконструкция структур сознания, приводящая к его распаду, тождественна шизофрении, которая проявляется в полном распаде членораздельной речи, а предметный мир превращается в хаос. Согласно Ж. Делёзу, алкоголизм и шизофрения — это феномены, которые помогают решению старой философской проблемы: познать самого себя. Но для этого философу придется «быть немножко алкоголиком, немножко сумасшедшим, немножко самоубийцей, немножко партизаном-террористом...» [11. – С. 190 ]. Помимо шизоанализа представителей философского постмодернизма занимает и проблема фаллоцентризма. Ж. Деррида утверждает, что европейский идеал полного овладения истиной носит агрессивный и сексуально окрашенный характер. Важнейшей чертой метафизики присутствия является примат мужского начала, поэтому логоцентризм может быть осмыслен и как фаллоцентризм. Ж. Делёз разъясняет: «Теперь ясно, что сексуальная организация — это предочертание организации языка, так же как физическая поверхность была подготовкой для метафизической поверхности. Фаллос играет важную роль на всех стадиях конфликта между ртом и мозгом. Сексуальность находится между едой и говорением; и в то же самое время, когда они отделяются от деструктивных поглотительных влечении, сексуальные влечения внушают первые слова, составленные из фонем, морфем и семантем. Сексуальная организация уже наделяет нас всей точечно-линейно-поверхностной системой; а фаллос как объект = X и слово = X играет роль нонсенса, распределяющего смысл по двум базовым сексуальным сериям — прегенитальной и эдиповой» [11. С.- 290]. Ясно, что эта «прелестная» и «необычайно прогрессивная» философия, блистающая новизной и богатством воззрений, не может не вдохновлять Р. Тарнаса и других подобных ему авторов, которые решительно отвергают философию материализма. Известный ученый, писатель и философ А.Зиновьев, сравнивая философию России и Запада, говорил: «Я прожил 21 год на Западе и могу сказать, что советская философия и идеология в те годы [годы его вынужденной эмиграции – А.Е.] были на порядок выше всего того, что делалось на Западе. Хотя советские философы холуйствовали перед Западом» [21]. Действительно, для западной философии характерна фрагментарность, уход от глобальных философских проблем, давно уже там нет философов уровня Спинозы, Канта или Гегеля. Но это и неудивительно. Во-первых, такие фундаментальные и всеобъемлющие философские системы возникают в переломные периоды истории, когда для этого создаются соответствующие условия. Во-вторых, западное общество, в отличие от современной России, уже решило наиболее острые социально-политические проблемы, материальный уровень его граждан довольно высок. А острые проблемы его духовной жизни находят отражение в различных философских школах. Даже философский постмодернизм, который несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях рационализма, отображает некоторые черты массового сознания в постиндустриальном обществе. Рассматривая состояние современной западной философии необходимо учитывать специфику философских проблем, затрагивающих предельные основания бытия, природу человека и общества, вопросы истины и заблуждения, добра и зла, прекрасного и безобразного, смысла жизни и смерти и т.д. Эти философские вопросы являются вечными, они возникают в различных цивилизациях и решаются на все более глубоком уровне, поскольку каждая новая историческая эпоха открывает новые горизонты в познании мира и человека и формирует новый взгляд на фундаментальные человеческие ценности. Кроме того, эти философские вопросы не только фундаментальны, но и многогранны, поэтому не удивительно, что представители различных философских школ и направлений исследуют различные аспекты философских проблем, нередко абсолютизируя те или иные их стороны, и приходят к различным, а порой и противоположным выводам. Но эти даже взаимоисключающие выводы, дополняя друг друга, в конечном итоге способствуют более полному познанию мира. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с мнением некоторых коллег, что отказавшись от традиционной философской проблематики «западная философия по сути перестала быть философией». Дело в том, что многие крупные западные философы акцентируют свое внимание на каком-либо одном типе философских проблем, исследуют лишь некоторые интересные и важные аспекты действительности, совершенно не претендуя на ее целостный охват. Это вполне понятно и оправдано, если конечно не принимать во внимание их претензии на то, что именно их философия определяет лицо современной эпохи. Например, центральной проблемой неопозитивизма является проблема логического анализа языка науки. В этой сфере получены важные результаты, касающиеся теории логического синтаксиста и семантики, вероятностной логики, структуры теории, типов объяснения и т.д. Общепризнано, что овладение этой философией способствует развитию высокой логической культуры, умению аргументировано обосновывать свою и критиковать чужую позицию, использовать разнообразные семантические возможности языка. В Англии и других странах англосаксонского мира знакомство с аналитической филосо- фией считается полезным не только для философов, но и для тех людей, которые собираются посвятить свою жизнь административной или политической карьере, бизнесу, юридической практике, богословию. В экзистенциализме на первый план выходит проблема человека, эта философия рассматривалась современниками как выражение протеста против угнетения личности, против абсурдной жизни западного общества. И хотя к концу XX в. экзистенциализм утратил свое былое влияние, но многие идеи его представителей вошли в золотой фонд духовной культуры человечества. Герменевтика объектом своего исследования сделала понимание, объяснения, интуицию, анализ и интерпретацию текстов. Все эти вопросы имеют большое значение в таких гуманитарных науках и сферах деятельности, как история и семиотика, логика и гносеология языка, философская и литературная критика, переводческая деятельность. Можно сказать, что философская герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объем человеческих взаимоотношений. Философия психоанализа сделала акцент на выявлении роли бессознательного в психике человека и общества. З.Фрейду и его последователям удалось создать целостное, хотя и внутренне противоречивое, философски ориентированное психоаналитическое учение, которое оказало заметное влияние на западную культуру XX столетия. Тем не менее, оценивая современную ситуацию в области философии на Западе в целом, следует отметить противоречивость и постоянную изменчивость философских систем, их эволюцию в сторону идей материалистической философии. В интервью журналу «Вопросы филосо-фии» известный немецкий философ Ю.Хабермас подчеркивает, что харак-терные для Запада философские школы утрачивают свои привычные очертания. Там «ещё недавно господствовали феноменология в её гуссер-левской или хайдеггеровской интерпретации, аналитическая философия, имеющая дело с анализом повседневного языка, теория науки и, наконец, марксизм, восходящий к раннему Лукачу, Грамши и Блоху. Во Франции можно упомянуть еще и структурализм. Сейчас эти привычные для нас формы философствования в их чистом виде исчезают» [22. – С. 80]. Постмодернизм, начинавший с тотальной критики классической философии, с «деконструкции структур сознания», с отрицания объективной реальности и философии в лице одного из своих признанных лидеров Ж.Дериды в итоге пришел к выводу, что «от марксизма никуда не уйти». В своей книге «Призраки (спектры) Маркса» он пишет: «Философия марксизма превратилась ныне в призрак, который бродит по миру и взывает к тому, чтобы была вновь соединена «разорванная нить». «Философия Маркса, - по мнению Дерриды, - это философия возвращения духа, возвращения Разума в современный мир, возомнивший о том, что он свободен от объективных закономерностей, лежащих в основе бытия» [2]. Э.Гуссерль – один из классиков философии XX века, выступил с лозунгом философии как «строгой науки», и до конца боролся за «объек-тивный» рационализм, против иррационализма. Он начал разработку феноменологии с критики «естественной установки» сознания, признаю-щей существование окружающего мира. Гуссерль не отрицает внешнего мира как предмета познания, но исключает его из сферы философского созерцания, поскольку сама «данность» мира становится для него пробле-мой. Специфика феноменологии Гуссерля состоит в том, что первичной реальностью, центром и философской точкой отсчета становится созна-ние индивидуального субъекта. Однако в конечном итоге Гуссерль приходит к идее «жизненного мира», что поставило под сомнение сам замысел трансцендентальной феноменологии. Действительно, «жизненный мир» - это мир нашего повседневного опыта, он изначален и первичен по отношению ко всяко-му, в том числе и научному познанию. Противоречивость феноменологии Гуссерля позволяет философам разной ориентации выбирать в его произ-ведениях то, что в наибольшей степени соответствует их собственным философским позициям. Поэтому, несмотря на наличие научных центров по феноменологии, так и не появилась школа мыслителей, которые развивали бы гуссерлевский замысел феноменологии. Позитивизм – одно из наиболее влиятельных направлений современ-ной западной философии в своем развитии прошел ряд этапов: позитивизм О.Конта и его последователей, эмпириокритицизм, неопози-тивизм или аналитическая философия, постпозитивизм. Начав с отрица-ния специфики философии и объявив основной вопрос философии псев-допроблемой, позитивизм завершает свою эволюцию философией «науч-ного материализма», главной проблемой которого оказалась проблема со-отношения духовного (ментального) и материального (физического). По мнению теоретиков «научного материализма» в настоящее время стала особенно актуальной задача построения целостного «монистического» мировоззрения, поскольку любые спекулятивные учения о мире несосто-ятельны. Г.Фейгл, Р.Рорти, Дж.Смарт, У.Селларс, М.Бунге, Д.Марголис и другие полагают, что достижения современной науки позволяют оконча-тельно опровергнуть дуализм и идеализм, создают основу целостного мо-нистического материалистического мировоззрения [15]. Кроме того, на Западе есть немало серьезных мыслителей, отстаивающих общепризнанные ценности классической философии. Выступая на XX Всемирном философском конгрессе, один из наиболее авторитетных философов США Джон Силбер подчеркивал, что философы вносят бесценный вклад в университетское образование, давая студентам понимание принципов научного мышления и логической аргументации, а также обучая основам нравственности. «Кто бы мог представить, - продолжает он, - что, вопреки традиционному представлению о разуме как опоре философии, столь блистательно развитому Платоном и многими другими выдающимися философами, убедительно опровергшими релятивизм, многие современные философы откажутся от поиска истины и, дискредитируя и опровергая практическую ценность логического рассуждения, бросятся в объятия различных форм релятивизма и нигилизма» [40. – С. 65]. | |
Категория: Философия. Ерахтин А.В. | |
Просмотров: 9632 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |