Курс лекций по философии для студентов. Лекция № 1. (5) Ерахтин А.В.
30.01.2013, 09:32
 

Лекция № 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

ПЛАН 

1. Философияимировоззрение.

2. Предмет испецифика философии.

3. Основной вопрос философии.

4. Философия как методология. Диалектика и её альтернативы(метафизика, софистика и эклектика).

5. Философия в системе научного знания. 


5.     Философия в системе научного знания.

 

Философия представляет собой особую специфическую область знания, которую безоговорочно нельзя отнести ни к группе общественных, ни к группе естественных наук или наук о мышлении. Предметом философии является всеобщее, поэтому она в равной степени исследует все эти области действительности и необходима как для развития естественных, так и общественных наук. Объективной основой взаимосвязи философии и частных наук является единство общих и специфических законов развития объективного мира. Философия изучает объективный мир со стороны всеобщих его свойств, частные науки – со стороны особенного. Поскольку общее (всеобщее) и особенное присуще самому объекту познания и находятся во взаимосвязи, то и науки, изучающие общее и особенное должны находиться в необходимой связи. Это требуется для полного и всестороннего познания любого объекта. Именно этим, в конечном итоге, обуславливается необходимость глубокой связи философии и частных наук.

Эта связь очень ярко проявляется во взаимоотношениях между философией и естествознанием. Философия нуждается в союзе с естествознанием, потому что творческое развитие философии немыслимо без использования и обобщения его достижений. Но философские обобщения обосновываются со стороны естествознания не какой-то отдельной, ограниченной группой открытий, а всей совокупностью естественнонаучных знаний. Кроме того, лабораторией философа, в отличие от естествоиспытателя, является весь объективный мир, вся общественная жизнь людей. К.Маркс, вслед за Гегелем, называл философию «духовной квинтэссенцией эпохи», «духовным ее синтезом». Но если научная философия невозможна без обобщения данных естествознания, то и теоретическое естествознание не может успешно развиваться без философских выводов и обобщений. Об этом ясно говорят сами ученые. Так, например, А.Эйнштейн писал, что «наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной». М. Борн считал, что «физика, свободная от метафизических гипотез, невозможна».По мнению Н. Бора, современная физика никак не может обойтись без обращения к философии, осуществляющей «исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру».

Философия воздействует на естествознание через мировоззрение и методологию. Она вооружает ученых мировоззрением, дает им общетеоретическую основу для специальных научных исследований, для разработки и решения своих проблем. Каждый ученый, осознает он это или нет, приступает к изучению своего объекта, используя законы теоретического мышления, пользуясь категориальным аппаратом философии, такими, например понятиями как содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, количество и качество и т.д. Он пользуется законами и категориями философии, в которых обобщен опыт всего предшествующего познания. Находясь в зависимости от развития естествознания, философия сохраняет свою специфику и обладает относительной самостоятельностью, что дает возможность получать в её рамках такие выводы, сделать которые не может ни одна частная наука. Она ставит перед частными науками новые проблемы, указывает на принципиально возможные пути их решения, предвосхищает новые научные идеи. В этом проявляется эвристическая роль философии в научном познании.

Философия часто предвосхищала целые области будущего развития науки самим фактом постановки новых теоретических проблем. Некоторые общие идеи, лежащие в основе современного естествознания, впервые были сформулированы в философии и намного опередили свое время. Достаточно вспомнить атомистическую гипотезу строения вещества, выдвинутую древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом еще в V веке до н.э., то есть за две с половиной тысячи лет до появления научной атомистики. Принцип сохранения количества движения Декарта был сформулирован за 200 лет до открытия закона сохранения и превращения энергии. Известно, что Ф.Энгельс отверг идею о неделимости атома еще в первой половине 80-х годов XIX века, то есть тогда, когда эта идея была безраздельно господствующей в естествознании, за 50 лет до создания теории относительности Эйнштейна писал, что пространство и время являются основными формами существования материи, а не существуют самостоятельно и независимо от неё, как это следовало из механики Ньютона. Наконец, он же предсказывал, что именно на стыке наук следует искать наибольших достижений, что нашло блестящее подтверждение в дальнейшем развитии науки, в создании таких наук, как биофизика, геохимия, кибернетика.

История науки показывает, что чем крупнее естествоиспытатель, чем весомее его личный вклад в науку как теоретика, тем больше его интерес к философии. Философские представления, из которых исходит ученый, оказывают влияние на глубину понимания научной теории, её интерпретацию и выводы, они могут служить стимулом или тормозом развития науки. Ярким примером отрицательного влияния философии на творчество ученого является деятельность выдающегося математика и физика Анри Пуанкаре. Он еще до Эйнштейна вплотную подошел к созданию теории относительности, но не смог сделать обобщающей формулировки из-за неверной гносеологической установки. Он рассматривал истину и теорию как условное соглашение, считал, что любая теория применима из соображения удобства. Он не понимал, что истинной и лучшей является та теория, которая вернее и полнее отражает действительность.

Не менее ярким является другой пример – отрицание Махом и Освальдом реальности атомов. Объясняя причину заблуждений этих естество испытателей, Энгельс писал: «Предубеждение этих ученых против атомистической теории можно несомненно отнести за счет их позитивистской философской установки. Это интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и тонкой интуицией». Эти примеры говорят о негативном влиянии идеалистической философии на развитие научного знания. Материализм, напротив, всегда был союзником науки.

Но истории науки известны и такие факты, когда идеалистически настроенные ученые совершали крупные открытия в науке. Как же объяснить этот, на первый взгляд, парадоксальный результат? Дело в том, что составляющие мировоззрения элементы не только связаны между собой, но и относительно самостоятельны. В мировоззрении некоторых ученых они вступают порой даже в конфликт, прогрессивное нередко соседствует с реакционным. А для создания той или иной научной теории решающую роль обычно играет не вся философская система в целом, а лишь определенная группа философских категорий. Так, например, Эйнштейн при разработке теории относительности использовал в первую очередь категории материи, движения, пространства и времени. При создании квантовой механики решающее значение имели уже другие категории, такие как причинность, необходимость, случайность, возможность и действительность. Не следует забывать и того, что открытия и того, что открытия в науке зависят не только от философских, но и от многих других факторов. Но самое главное заключаются в том, что даже те ученые, которые прямо заявляли о своей принадлежности к различным идеалистическим школам, в рамках своей научной деятельности становятся на позиции стихийного материализма и своими исследованиями укрепляют их.

Благодаря своей гениальности ученые порой стихийно подходят к положениям научной философии в процессе своей работы. Но то, что под силу гению, не по плечу рядовым деятелям науки, да и у гениев это требует огромных усилий и непроизводительных затрат. Каждый такой ученый как бы заново открывает принципы, давно известные в философии. Они, по выражению Герцена, «огромные усилия тратят для того, чтобы второй раз открыть Америку, чтобы проложить тропинку там, где есть железная дорога». Конечно, можно использовать философские знания и без отчётливого осознания их использования. Но стихийность не гарантирует от ошибок даже людей масштаба Ньютона, Дарвина или Эйнштейна.

Наука XX века с особой ясностью обнаружила свои прочные связи с философией. «В наше время, - писал Эйнштейн, - физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки». В наше время роль философии в развитии науки еще более возрастает в связи с процессами дифференциации и интеграции научного знания. Методологическая культура сегодня необходима специалистам всех видов деятельности, не только в области естествознания. Общепризнано, что изучение философии позволяет преодолеть профессиональную ограниченность интеллектуального кругозора, порождаемую любой, даже гуманитарной, специализацией.

Категория: Философия. Ерахтин А.В. | Добавил: GOD | Теги: (5), Ерахтин, лекций, философии, по, 1., Exploration, Курс, для, студентов.
Просмотров: 8131 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]