Курс лекций по философии для студентов. Лекция № 1. (2) Ерахтин А.В.
30.01.2013, 09:20
 

Лекция № 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

ПЛАН 

1. Философияимировоззрение.

2. Предмет испецифика философии.

3. Основной вопрос философии.

4. Философия как методология. Диалектика и её альтернативы(метафизика, софистика и эклектика).

5. Философия в системе научного знания. 

2. Предмет и специфика философии.

 

Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Она объясняла мир посредством перенесения на мироздание свойств и качеств самого человека. Первобытный человек осваивает силы природы путем олицетворения, антропоморфизации, то есть по своему образу и подобию, через призму своих непосредственных нужд. Иначе он не мог его понять, так как для другого способа осмысления мира у него просто не хватало знаний.

Мифы заключали в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии. Миф выступает как синкретическая, то есть нерасчлененная форма сознания, он объединяет в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, элементы философии, морали и искусства. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения.

Исследователи первобытного сознания отмечают, что в мифологии нет четких границ между объективным и субъективным, между предметом и его

образом, человеком и природой. В мифе отсутствует различие между реальным и иллюзорным, любая фантазия воспринимается как нечто реальное. На ранних стадиях в мифологическом сознании отсутствует различие между естественным и сверхъестественным, в этом заключается принципиальное отличие мифа от религии. Но по мере того, как в мифе усиливается и принимает самостоятельный статус представление о сверхъестественном, мифологическое сознание постепенно перерастает в религиозное.

Религия - это исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в сверхъестественное. Согласно религиозным представлениям мир делится на естественный, то есть подчиняющийся действию объективных законов природы, и на сверхъестественный, то есть выпадающий из причинно-следственной связи, не подчиняющийся действию объективных законов природы. Соответственно, основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мировоззрении и в жизни людей. Верующий не только верит, но искренне и глубоко переживает свое отношение к сверхъестественному, он убежден в существовании особых отношений между человеком и Богом, который способен активно влиять на его жизнь. В этой связи в религии разработана система ритуалов и действий, с помощью которых осуществляется контакт со сверхъестественными силами. В совокупности они составляют религиозный культ.

В первобытном обществе использовались каменные орудия труда, низкий уровень материального производства приводил к уравнительному распределению, поэтому в обществе не было деления на богатых и бедных. С появлением железа и бронзы производительность труда резко возрастает, усложняется социальная жизнь, с возникновением частной собственности появляются классы и государство, регулирующее отношения между классами. Происходит отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического, развивается торговля, появляется потребность в научном мировоззрении. На смену мифологии приходит философия.

Философия зарождается вместе с первыми попытками теоретического объяснения мира исходя из него самого, не прибегая к помощи потусторонних сил. Развивающаяся человеческая мысль уже не могла мириться с абсолютно бездоказательными утверждениями, что мир создан богами, которых никто не видел. Людям хотелось найти более реальную основу мира, поэтому первые философские учения были материалистическими. В системе становящегося и еще не расчлененного знания философские воззрения на мир оказываются неразрывно связанными с элементами естественнонаучного знания. В этот период все знания развиваются в лоне натурфилософии, которая выступает единой нерасчлененной наукой, наукой обо всем. Философы стремятся дать цельное представление о мире, нарисовать общую его картину. Но для решения этой задачи необходимо было найти такую основу, которая позволила бы объединить знания о различных сторонах мира в единую систему. В качестве такой первоосновы философы пытаются найти универсальное вещество, способное объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений. Так Фалес из Милета считал, что все происходит из воды и в воду же обращается. Анаксимен началом всех начал брал воздух. Позже утвердилась мысль, что в основе мира лежат четыре основных элемента: вода, воздух, огонь и земля.

Таким образом, исторически философия возникает как учение о материальной сущности, субстанции мира. По своему методу философия это рационалистический способ объяснения действительности, она стремится к логической аргументированности и обоснованности своих суждений. В этом отличие философии от мифологии, религии и искусства, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и другое играют в философии вспомогательную роль.

Осознание философией своего предмета, целей и задач связано с именем Аристотеля, который выделяет всеобщее как предмет философии в отличие от частных наук, имеющих дело с отдельными сторонами бытия. Всеобщность выступает в качестве традиционного критерия специфики философского знания. Вторым критерием специфики философии является то, что она, в отличие от всех других наук, дает представление о мире в целом.

Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и об отношении человека к миру, об отношении материального и идеального, объективного и субъективного. Нельзя дать целостного представления о мире без решения проблемы взаимоотношения мышления и бытия, сознания и материи. Возникнув, как общая совокупность научных знаний о мире, философия развивалась, обогащалось ее содержание. Однако во все времена задачей философии является-дать ответ на ряд чрезвычайно общих и глубоких вопросов, которые жизнь ставила, ставит и всегда будет ставить перед человеком: что представляет собой природа и мир в целом? Какова сущность человека и его место в мире? По каким законам развивается человеческое общество? Как человек познает мир? Что такое истина, добро и красота?

Уже простой перечень вопросов, которыми занимается философия, свидетельствует о многогранности и сложности задач, стоящих перед философской мыслью. Это многообразие вопросов обусловливает некоторую дифференциацию и специализацию внутри самой философии. Философия оперирует такими понятиями как объект, субъект и отношение между ними. Под объектом понимается все то, на что человек воздействует. Субъект – это сам действующий и познающий человек. Отношение между субъектом и объектом – это определенная характеристика их взаимодействия. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных между собой и обладающих внутренним единством. Под объектом в философии понимается мир в целом, который изучает онтология. Субъектом является человек и общество в целом, поскольку человек является общественным существом (Социальная философия).Человеческое отношение к миру философия рассматривает в трех основных аспектах: как познание, поведение и переживание. Человек не только познает мир (Гносеология), он также действует в нем, изменяет его. Помимо овладения навыками той или иной специальной деятельности, люди нуждаются в ясном представлении о нормах человеческого поведения в целом. А поведение людей определяется законами развития общества. Общая теория поведения людей также относится к ведению философии, изучением которого занимается этика.

Действуя в окружающем мире, познавая его, человек, кроме того, переживает впечатления, полученные от действительности. Человек должен уметь чувствовать прекрасное в жизни и ненавидеть зло. Но умение чувствовать то же надо воспитывать, как умение познавать и действовать. Общая теория оценки действительности с позиций прекрасного и безобразного, переживания мира человеком – тоже философская теория - эстетика

Таким образом, в число философских дисциплин входят: ОНТОЛОГИЯ - учение о мире в целом, его сущности, овсеобщих свойствах, отношениях и законах бытия.

СОЦИОЛОГИЯ - учение о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.

ЛОГИКА - исследует мышление человека, взятое со стороны его логической структуры, форм и законов движения мысли.

ГНОСЕОЛОГИЯ-учение о наиболее общих законах человеческого познания, путях и способов постижения истины.

ЭТИКА - учение о наиболее общих законах нравственного отношения человека к действительности, исследующее человеческое поведение.

ЭСТЕТИКА - учение, изучающее всеобщий характер человеческого переживания и деятельности по «законам красоты».

В число философских наук входит также история философии, призванная осветить историческое развитие самой философской мысли. В истории философии принято выделять два фундаментальных этапа: классическая философия, которая начинается от Аристотеля и завершается немецкой классической философией (Кант, Гегель, К.Маркс и Ф.Энгельс), и современная западная философией (Позитивизм, неотомизм экзистенциализм, феноменология, философия психоанализа, постмодернизм). В СССР в основном развивалась марксистская философия, которая является продолжением и обобщением лучших достижений мировой философской мысли. Философия марксизма - это диалектический и исторический материализм. Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают большой вклад советских философов в развитие философии. Этот вклад российских мыслителей в развитие отечественной и мировой философии наглядно представлен в энциклопедическом философском словаре Алексеева П.В. «Философы РоссииXIX – XXстолетий” (М., 2002)

В учебной и научной литературе сегодня можно встретить самые различные определения философии. Самым распространенным является определение, идущее от Аристотеля, Гегеля и Ф.Энгельса. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В этом определении подчеркнута специфика философского знания, но оно не является полным, поскольку философия исследует не только всеобщие законы развития, но и отношение человека к миру. Поэтому в последнее время получило распространение следующее определение: Философия-это наука, изучающая всеобщие отношения человека к миру. Но и это определение не является полным, то есть применимым для всех философских учений.

Философия – это, прежде всего, рациональный путь познания действительности, она обладает научным статусом, использует систему понятий, допускающих проверку и доказательства. В то же время почти общепризнано, что философия, наряду с объективным знанием о мире, включает в себя и ценностное знание, в котором может доминировать субъективный момент. Научное и ценностное знание присуще любой философской системе, но в разной пропорции. Философия – это система теоретического знания, претендующая на научный способ познания действительности, а ценностная компонента, хотя и неустранима из философии, не является определяющей. В то же время абсолютизация научного характера философского знания ставит под сомнение философский статус религиозной философии, философии персонализма, экзистенциализма и других иррациональных направлений мировой философской мысли. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение философии: философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления.

 

Категория: Философия. Ерахтин А.В. | Добавил: GOD | Теги: (2), Ерахтин, лекций, философии, по, 1., Exploration, Курс, для, студентов.
Просмотров: 5633 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]