Ерахтин А.В.
Тема 2. Основные этапы истории философии.
2.2. Средневековая западная философия.
Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а её представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан, на доказательство преимущества христианства перед другими религиями. Средневековая философия – это синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия I –II вв., прежде всего, система еврейского философа из Александрии Филона.
Философия Филона Александрийского базировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном миру, т.е. находящемся за пределами сотворенного им мира. В силу своей трансцендентности Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен посредник. На мифологическом уровне таким посредником был Иисус Христос, принявший жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. Однако для зарождающейся христианской философии требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. Для преодоления пропасти между Богом и миром Филон использует понятие логоса. Логос – это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, как атрибут Бога. Бог выше логоса – его атрибута, потому он может нарушать законы природы и совершать чудеса.
Заслугой Филона было и то, что он впервые дал личностное понимание Бога. Бог Яхве в изображении Филона бестелесен, един, всегда равен и подобен себе (он не может отклоняться ни к худшему, ни к лучшему). Будучи единым и самодостаточным, Яхве – чистый ум, благо и красота. Для обыденных человеческих чувств и для ума человека Яхве недоступен, ибо невыразим не только в образах, но и в понятиях. В своем обыденном состоянии человек может знать только то, что Яхве существует.
Главной идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сути, космоцентрично, то средневековое теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не природа, космос, а сверхъестественное начало – Бог. Смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом ''божьем царстве''.
В истории развития средневековой философии выделяют два основных этапа: патри-стики и схоластики. Патристика – это учение отцов церкви, которое стало привлекать рационалистические философские понятия для обоснования христианских догм. Представители патристики заложили основы философии христианства. Одним из наиболее ярких представителей патристики был Климент, обосновавший в Александрии христианскую богословскую школу. Придя к христианству от платонизма и стоицизма, Клемент Александрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить её религии. Он доказывал, что античная философия является необходимым предшественником христианства, данная Богом грекам и римлянам. Поэтому различие религии и философии состоит только в том, что в религии истина дана целиком, а в философии опосредованно и частично.
В отличие от гностиков, стремившихся сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан обосновывал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Всякая философия и сама еретична, и источник всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, означает ''выбор'', философы – ''умы спорливые'', занятые ''праздными вопросами и разговорами'', не знают истины, ''они ещё ищут, стало быть, ещё не нашли''. Истина от Бога, тогда как философия и религиозные ереси от дьявола. Принцип Тертуллиана - ''верую, потому что это абсурдно'', полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно другой, чем истинность разума. Понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологей, что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии.
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин. Им написано около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и обоснование христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказала большое влияние на всю христианскую Западную Европу.
Вторым этапом развития средневековой философии является схоластика. Начало схоластики приходится на IX столетие и её развитие продолжается до конца ХV столетия. Главная задача схоластики – поиск рациональных путей обоснования веры. Если перед патристикой стояла задача создать систему религиозной догматики, то задача схоластики состояла в том, чтобы её упорядочить и сделать доступной для необразованных людей, переходящих в христианство.
Схоластическое философское мышление сосредоточивалась, в сущности, на двух проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма по проблеме универсалий, а с другой – на доказательстве существования Бога. Суть проблемы универсалий состояла в выяснении соотношения общего, отдельного и особенного. Античная философия не ответила, на два основных вопроса:
1.Как существует общее? Самостоятельно (как у Платона) или в мышлении человека (как у Аристотеля)?
2.Какова природа общего ? Являются ли понятия такими же телесными сущностями как и окружающие вещи или это бестелесные сущности?
Реалисты, считали, что общие понятия существуют реально, причем они существуют до единичных вещей и вне их. Номиналисты, напротив, не допускали реального существования универсалий. Они считали, что существуют только индивидуальные тела природы, а общие понятия образуются благодаря познанию индивидуальных вещей.
Представители патристики опирались на философию Платона, но с ХII века Европа начинает знакомиться с наследием Аристотеля. Запреты на изучение трудов Аристотеля не помогали. В 1245 году изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 году никто не мог получить степень магистра, не изучив трудов Аристотеля. В середине XII века победило мнение, согласно которому теология нуждалась в оздоровлении философией Аристотеля. Реорганизатором и систематизатором схоластики на основе работ Аристотеля явился Фома Аквинский. Он по новому пытается решить три основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и знания, Бога и природы, проблему универсалий.
Решая проблему соотношения веры и разума, Фома Аквинский выдвигает идею гармонии веры и знания. Между наукой и верой нет противоречия, поскольку христианская истина стоит выше разума. Разум и вера – это принципиально различные пути к истине. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера – неочевидных и недоказуемых. Догматы религии (воскрешение, триединство, непорочное зачатие) ''сверхразумны'', но не ''противоразумны''. Философия должна служить вере, она сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставляемые против неё аргументы. Если разум приходит к выводам, противоречащим вере, то это ошибка разума. Согласно Аквинскому, бытие Бога может быть доказано разумом и он формулирует пять доказательств существования Бога.
В XIII веке Фома Аквинский был причислен к лику святых, а его учение становиться официальной доктриной церкви. В условиях Ренессанса возникает кризис томизма, изучение трудов Аквинского прекращается. Но в конце XIX века учение томизма вновь возрождается, на его основе развивается неотомизм – одно из ведущих направлений западной философии ХХ века.
Философия: Метод. материалы для самостоятельной работы студентов / ИГАСА: Сост. д.ф.н., профессор А.В. Ерахтин. Иваново, 2003. - 50 с.
|