Общественное сознание - Философия - Словарь
29.01.2013, 16:02


Общественное сознание - Философия  - Словарь

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма "сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.

Общественная психология – это массовое сознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни. Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер.

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. "Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” - писали К.Маркс и Ф.Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно.

Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным.

Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как "мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф.Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступает вера.

Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой группы исследуемых объектов, а типология – это учение о типах. Тип – это абстракция, которая отражает сущность в чистом виде, поэтому теория и реальная история часто не совпадают. Но постижение сущности позволяет выделить основные типологии в изучении общества. Это, прежде всего, теория общественно- экономических формаций и теория цивилизаций.

Природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом понятий Вселенная, материя, мир. Общество, с позиций материалистической философии, является закономерным результатом на пути поступательного развития материи.

            Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материальных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыслимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

            Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития. Судьба человечества во многом зависит от того, насколько точно человек может познать законы общественного развития и использовать их для своего блага. Познание законов общественного развития – задача чрезвычайно трудная. В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, они ставят перед собой определенные цели и борются за их осуществление. Но если люди сами делают свою историю как сознательные существа, то можно ли говорить об объективных законах исторического развития? Многие мыслители дают отрицательный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что разумная деятельность людей и объективная закономерность общественных процессов – несовместимы. Кроме того, закономерность предполагает повторяемость, а все исторические события уникальны и неповторимы. Все эти особенности человеческого общества ставили в тупик историков, социологов и философов, поэтому научная социология начинает формироваться только в 20 - 40 годы XIX века. Основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе часто называют О.Конта, который ввел в научный оборот сам термин "социология”. Но создателем научной концепции общественного развития являются К.Маркс и Ф.Энгельс, они впервые распространили материализм на область общественных явлений.

            Теория познания – часть философии, исследующая процесс взаимодействия субъекта и объекта, учение о сущности, путях и возможностях познания. В решении вопроса о познаваемости мира, как мы уже отмечали, философы делятся на оптимистов и агностиков. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, а агностики, напротив, ее отрицают. Основная проблема, с которой столкнулся агностизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем.

            Познание – это не самоцель, а средство для изменения действительности. Но понимание связи познания с практикой как требование от науки немедленной практической отдачи ошибочно, оно часто мешает отделить долго созревающую истину от скороспелой лжи. Кроме того, если бы познание ориентировалось только на выполнение задач сегодняшнего дня, оно оказалось бы несостоятельным с наступлением завтра. Мы должны знать о природе, о её сущности намного больше, чем можем в данный момент использовать.

            Истина – гносеологическая категория, выражающая соответствия знаний реальности. Но человечество редко постигает истину иначе, чем через крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

            Во втором смысле абсолютная истина – это такое знание о предмете, которое никогда не изменяется и не опровергается последующим развитием науки. Под относительной истиной в этом смысле понимается знание, которое наряду с элементами абсолютных истин, содержит такие элементы, которые могут быть изменены, уточнены или даже оказаться ложными. При таком понимании абсолютной и относительной истины можно сказать, что относительные истины в своем развитии накапливают все больше зерен абсолютных истин. Причем второй смысл является более актуальным для понимания современного познания, и именно он используется при обсуждении соотношения абсолютной и относительной истины в современной науке.

Заблуждение – это результат одностороннего отражения действительности и исторической ограниченности познания.

            Понятие – принципиально новая форма отражения, здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Ребенок, имеющей знания о чем-то на уровне понятий, начинает осознавать факт обладания этим знанием, у него появляется самосознание. Мышление как философская категория включает в свое содержание все формы мышления, оно отражает действительность посредством образов-представлений и понятий. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношенях объективного мира. В генетическом отношении ''мышление'' является более широким понятием, чем ''сознание''.

            Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном и эмоционально-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека.

            Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством общения (коммуникативная).

            Развитие – это единство прогресса и регресса. Восходящей ветви в развитии одних форм соответствует нисходящая ветвь в развитии других форм. Ф. Энгельс по этому поводу писал: ''Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях''.

            Противоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, которые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Маркс определяет противоположности как высшую ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия – это форма взаимодействия противоположностей.

            Диалектическое противоречие – это такое отношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.

Качество – это внутренняя определенность вещи, тождественная с её бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет качество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной её характеристики необходимо выявить и её количественные данные.

Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения могут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы.

Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существования в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней закономерностью.

Сущность – это внутренняя, глубинная, относительно устойчивая основа предмета, то единство его составляющих, которое определяет его природу. Например, сущностью человека будет способность производить орудия труда. Это то качество, которое отличает его от животных и определяет все остальные его свойства

Явление – это внешние свойства и признаки предмета, представляющие собой форму проявления сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, одни из её аспектов. Так, радуга – явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в её специфических признаках, симптомах

Онтология – это учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие выступает как материальная сущность мира.

Проблема бытия – одна из самых сложных проблем философии, она органично связана с проблемой единства мира и проблемой субстанции. Уже Аристотель решение проблемы единства мира связывает с понятием ''первой материи'', ''первого субстрата '', под которым он понимает некую неизменную основу сущего. Субстанция у Аристотеля выступает как некий бескачественный и неопределенный субстрат, сущность здесь оказалась оторванной от существования. Дальнейшее развитие категория субстанции получила в философии Спинозы, который определил субстанцию как причину самой себя, она раскрывает свою сущность через систему своих атрибутов.

Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го тысячелетия до н.э. почти одновременно в трех цивилизациях: древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. Сам термин ''философия'' в дословном переводе с греческого означает '' любовь к мудрости''. Эпитет ''мудрый'' обозначает не какие-то частные знания, а общие отношение человека к жизни, его мировоззрение.

Мировоззрение- эта система общих взглядов на мир: на природу, общество, на отношение человека к миру. Философия с самого начала стремилась сообщить людям именно такой общий взгляд на мир и на место человека в этом мире. В этом проявляется мировоззренческая функция философии. 

Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психологии получили название бессознательного. Бессознательное по своему объему всегда превосходит сознание и создает условия для его нормального функционирования.

Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.

Бытие – это совокупность бесконечного числа малых атомов, различающихся между собой по величине, форме и положению.

Небытие – это пустота, в которой движутся атомы. Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения.

Душа – это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. В основе гносеологии Демокрита лежит принцип ''истечения'', согласно которому процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий -–мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая, в тело человека, образцы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма "сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.

            Общественная психология – это массовое сознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни. Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

            Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер.

            Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. "Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” - писали К.Маркс и Ф.Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно.

            Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным.

            Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как "мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф.Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступает вера.

Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой группы исследуемых объектов, а типология – это учение о типах. Тип – это абстракция, которая отражает сущность в чистом виде, поэтому теория и реальная история часто не совпадают. Но постижение сущности позволяет выделить основные типологии в изучении общества. Это, прежде всего, теория общественно- экономических формаций и теория цивилизаций.

Природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом понятий Вселенная, материя, мир. Общество, с позиций материалистической философии, является закономерным результатом на пути поступательного развития материи.

            Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материальных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыслимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

            Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития. Судьба человечества во многом зависит от того, насколько точно человек может познать законы общественного развития и использовать их для своего блага. Познание законов общественного развития – задача чрезвычайно трудная. В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, они ставят перед собой определенные цели и борются за их осуществление. Но если люди сами делают свою историю как сознательные существа, то можно ли говорить об объективных законах исторического развития? Многие мыслители дают отрицательный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что разумная деятельность людей и объективная закономерность общественных процессов – несовместимы. Кроме того, закономерность предполагает повторяемость, а все исторические события уникальны и неповторимы. Все эти особенности человеческого общества ставили в тупик историков, социологов и философов, поэтому научная социология начинает формироваться только в 20 - 40 годы XIX века. Основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе часто называют О.Конта, который ввел в научный оборот сам термин "социология”. Но создателем научной концепции общественного развития являются К.Маркс и Ф.Энгельс, они впервые распространили материализм на область общественных явлений.

            Теория познания – часть философии, исследующая процесс взаимодействия субъекта и объекта, учение о сущности, путях и возможностях познания. В решении вопроса о познаваемости мира, как мы уже отмечали, философы делятся на оптимистов и агностиков. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, а агностики, напротив, ее отрицают. Основная проблема, с которой столкнулся агностизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем.

            Познание – это не самоцель, а средство для изменения действительности. Но понимание связи познания с практикой как требование от науки немедленной практической отдачи ошибочно, оно часто мешает отделить долго созревающую истину от скороспелой лжи. Кроме того, если бы познание ориентировалось только на выполнение задач сегодняшнего дня, оно оказалось бы несостоятельным с наступлением завтра. Мы должны знать о природе, о её сущности намного больше, чем можем в данный момент использовать.

            Истина – гносеологическая категория, выражающая соответствия знаний реальности. Но человечество редко постигает истину иначе, чем через крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

            Во втором смысле абсолютная истина – это такое знание о предмете, которое никогда не изменяется и не опровергается последующим развитием науки. Под относительной истиной в этом смысле понимается знание, которое наряду с элементами абсолютных истин, содержит такие элементы, которые могут быть изменены, уточнены или даже оказаться ложными. При таком понимании абсолютной и относительной истины можно сказать, что относительные истины в своем развитии накапливают все больше зерен абсолютных истин. Причем второй смысл является более актуальным для понимания современного познания, и именно он используется при обсуждении соотношения абсолютной и относительной истины в современной науке.

Заблуждение – это результат одностороннего отражения действительности и исторической ограниченности познания.

            Понятие – принципиально новая форма отражения, здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Ребенок, имеющей знания о чем-то на уровне понятий, начинает осознавать факт обладания этим знанием, у него появляется самосознание. Мышление как философская категория включает в свое содержание все формы мышления, оно отражает действительность посредством образов-представлений и понятий. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношенях объективного мира. В генетическом отношении ''мышление'' является более широким понятием, чем ''сознание''.

            Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном и эмоционально-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека.

            Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством общения (коммуникативная).

            Развитие – это единство прогресса и регресса. Восходящей ветви в развитии одних форм соответствует нисходящая ветвь в развитии других форм. Ф. Энгельс по этому поводу писал: ''Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях''.

            Противоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, которые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Маркс определяет противоположности как высшую ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия – это форма взаимодействия противоположностей.

            Диалектическое противоречие – это такое отношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.

Качество – это внутренняя определенность вещи, тождественная с её бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет качество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной её характеристики необходимо выявить и её количественные данные.

Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения могут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы.

Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.

Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существования в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней закономерностью.

Сущность – это внутренняя, глубинная, относительно устойчивая основа предмета, то единство его составляющих, которое определяет его природу. Например, сущностью человека будет способность производить орудия труда. Это то качество, которое отличает его от животных и определяет все остальные его свойства

Явление – это внешние свойства и признаки предмета, представляющие собой форму проявления сущности. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, одни из её аспектов. Так, радуга – явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в её специфических признаках, симптомах

Онтология – это учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие выступает как материальная сущность мира.

Проблема бытия – одна из самых сложных проблем философии, она органично связана с проблемой единства мира и проблемой субстанции. Уже Аристотель решение проблемы единства мира связывает с понятием ''первой материи'', ''первого субстрата '', под которым он понимает некую неизменную основу сущего. Субстанция у Аристотеля выступает как некий бескачественный и неопределенный субстрат, сущность здесь оказалась оторванной от существования. Дальнейшее развитие категория субстанции получила в философии Спинозы, который определил субстанцию как причину самой себя, она раскрывает свою сущность через систему своих атрибутов.

Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го тысячелетия до н.э. почти одновременно в трех цивилизациях: древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. Сам термин ''философия'' в дословном переводе с греческого означает '' любовь к мудрости''. Эпитет ''мудрый'' обозначает не какие-то частные знания, а общие отношение человека к жизни, его мировоззрение.

Мировоззрение- эта система общих взглядов на мир: на природу, общество, на отношение человека к миру. Философия с самого начала стремилась сообщить людям именно такой общий взгляд на мир и на место человека в этом мире. В этом проявляется мировоззренческая функция философии. 

Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психологии получили название бессознательного. Бессознательное по своему объему всегда превосходит сознание и создает условия для его нормального функционирования.

Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.

Бытие – это совокупность бесконечного числа малых атомов, различающихся между собой по величине, форме и положению.

Небытие – это пустота, в которой движутся атомы. Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения.

Душа – это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. В основе гносеологии Демокрита лежит принцип ''истечения'', согласно которому процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий -–мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая, в тело человека, образцы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира.

Категория: Тесты | Добавил: GOD
Просмотров: 4287 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]