28.02.2012, 02:40 | |
Кислицына А.М.Глава 2. Общая характеристика договора продажи предприятия2.1. Понятие договора продажи предприятия. В соответствии со статьей 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Договор продажи предприятия является новым в российском гражданском законодательстве. Его возникновение связано с изменением экономического уклада страны, проведением банкротства и приватизации государственных и муниципальных предприятий. На практике нужно отличать по механизму правового регулирования несколько сфер применения группы норм о продаже предприятия. Выделение этих сфер необходимо для уяснения места договора продажи предприятия в структуре и динамике правоотношений и степени свободы воли сторон при его заключении. Первую сферу составляет широко распространенная и уже получившая развернутое правовое регулирование продажа государственных и муниципальных предприятий, осуществляемая в процессе приватизации. В этой сфере договор продажи предприятия завершает всю процедуру приватизации и заключается на стадии оформления сделок приватизации. В ходе осуществления процессов приватизации содержание договора практически определяется специальными законодательными актами и принятыми на их основе решениями исполнительных органов. Например, в соответствии со ст. 32 Закона о приватизации[1] обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются: сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость. Кроме того, данным Законом предусмотрено определение в договоре порядка и сроков передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; формы и сроков платежа за приобретенное имущество; условий, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядка осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество; сведений о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты; иных условий, установленных сторонами такого договора по взаимному соглашению. Обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством РФ стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, уплатой денег. Право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты. Вторую сферу применения образуют договоры купли-продажи предприятия в связи с банкротством должника, осуществляемого в соответствии со ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве)[2]. В этой сфере значительные особенности определяются тем, что происходит купля-продажа предприятия ввиду банкротства должника. Они состоят как минимум в следующем: а) в состав предприятия не включаются денежные обязательства и обязательные платежи должника, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом; б) сообщение о продаже на торгах внешний управляющий обязан опубликовать в официальном издании, определяемом в соответствии со ст. 28 данного Закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов; в) продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона или закрытых торгов, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному; г) лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через 10 дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия. Третью сферу применения договора о продаже предприятия составит находящаяся на стадии формирования реализация предприятий частными собственниками между собой и при продаже частных предприятий государству. В этой сфере следует различать куплю-продажу предприятия как объекта недвижимости и продажу зарегистрированного юридического лица, не обладающего имущественным комплексом. Речь идет о тех случаях, когда специально для будущей продажи создаются организации в той или иной организационно-правовой форме. На наш взгляд, к таким продажам нельзя применять нормы статьи 559 ГК РФ, так как в данном случае, скорее всего, происходит передача фирмы, осуществляемая путем замены учредителей со всеми вытекающими из этого последствиями. Более того, можно утверждать, что при этой своеобразной "продаже юридического лица" нет оснований считать, что вообще происходит купля-продажа. Куплю-продажу предприятия следует также отличать от реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, Концепция которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.10.97 N 1373[3]. Под реформой предприятия и иных коммерческих организаций понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки. В этом случае предприятие рассматривается как субъект права. Концепция реформирования предприятий не состоит в смене собственника, а предполагает разработку и реализацию отдельных направлений внутренней политики реформ, которые нашли свое выражение в Приказе Минэкономики России от 01.10.97 N 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»[4]. Договор продажи предприятия является разновидностью договора купли-продажи, выделенной в соответствии с особенностями объекта совершаемой сделки. Договор продажи предприятия является консенсуальным, возмездным, взаимным. Объектом данного договора выступает предприятие, понимаемое в соответствии со ст. 132 ГК как имущественный комплекс, а не как юридическое лицо. В таком качестве предприятие признается видом недвижимого имущества. В состав этого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Эти виды условно можно разделить на две большие группы: материальные объекты (активы) или вещи, куда следует включить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовую продукцию и т.п., принадлежащие продавцу на праве собственности; нематериальные активы, охватывающие имущественные и неимущественные права требования и долги, права на интеллектуальную собственность, на обозначение своей продукции, права пользования и пр. Сторонами по договору являются продавец - физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности на рассматриваемый имущественный комплекс, и покупатель - как правило, физическое лицо - предприниматель или юридическое лицо, в собственности которого может находиться имущественный комплекс определенного целевого назначения. Статья 559 ГК РФ особо выделяет правило о переходе права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца. Указанные и ряд других объектов гражданских прав позволяют выделять юридических лиц, производящих ту или иную продукцию, из общей массы им подобных, являются элементом имиджа юридического лица, его деловой репутации.[5] На этом основании делается порой вывод о том, что фирменное наименование не может включаться в состав предприятия и вообще должно быть признано неотчуждаемым объектом гражданских прав[6]. Вряд ли с таким толкованием можно согласиться. В предприятии как имущественном комплексе эти объекты присутствуют в виде одного из видов нематериальных активов, учитываемых по особым правилам и основаниям. Фирменное наименование или товарный знак могут способствовать реализации товаров, формировать спрос на работы и услуги. Следовательно, исключение фирменного наименования может в принципе негативно сказаться на возможности использовать предприятие как имущественный комплекс. Кроме того, если исключать это фирменное наименование из состава предприятия и не передавать его покупателю, то не вполне понятно, куда его определить как объект предпринимательской деятельности. Выход из создавшихся трудностей толкования видится в том, чтобы разграничить понятия "наименование юридического лица" и "фирменное наименование".[7] Нормативные основания для такого разграничения существуют в виде ст. 54 ГК, которая отдельно говорит о наименовании юридического лица и необходимости коммерческому лицу иметь еще и фирменное наименование. Кроме того, следует привести нормы Положения о фирме[8]. В частности, в последнем нормативном акте содержится указание на то, что право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия. В случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь. В необходимости привести эти последние добавления и видится выход из сложившегося положения. Фирменное наименование включает в себя прежде всего специальное наименование, отличающее предприятие от других, а затем указание на предмет деятельности, субъект, ее осуществляющий, и прочее. Поэтому покупатель вправе сохранить это специальное наименование, но обязан внести изменения в части собственного обозначения как владельца. В отличие от фирменного наименования, товарного знака и иных средств индивидуализации не могут передаваться покупателю полученные продавцом лицензии, права на осуществление определенного вида деятельности. Дело в том, что лицензия на ведение определенного вида предпринимательской деятельности выдается с учетом двух параметров - наличия необходимых средств (имущества) и специалистов, обладающих требуемой квалификацией. Так, транспортное предприятие для получения лицензии представляет в органы лицензирования сведения о водителях, обладающих определенными навыками, медицинское учреждение - о врачах и медицинских сестрах и т.д. Поскольку, что вполне понятно, предприятие как имущественный комплекс продается без указанных специалистов, то и полученные лицензии не могут передаваться. Более того, в соответствии с Законом о лицензировании передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Но невозможность передачи лицензии не должна негативно сказываться на интересах контрагентов продавца, который может на время лишиться материальной основы производственного процесса. Для удовлетворения прав и законных интересов этих контрагентов и ГК РФ предлагает два варианта: - либо продавец, продавая предприятие, находит возможность выполнить лежащие на нем обязательства за счет приобретения или более интенсивного использования иного имущества; - либо обязательства продавца переводятся на покупателя в соответствии со ст. 562 ГК. Солидарная ответственность продавца и покупателя предприятия является дополнительной гарантией прав третьих лиц. ---------------------- [1] Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 05.01.2006) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, № 4, ст. 251. [2] ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005)// «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002. [3] Постановление Правительства РФ от 30.10.1997 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» (вместе с «Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций», «Планом мероприятий Правительства РФ по реализации в 1997 году Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций»)// «Российская газета», № 219, 13.11.1997. [4] Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»// «Экономика и жизнь», № 49 - 52, 1997, № 2, 1998. [5] См.: Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юрист, 1997. С. 81 - 88. [6] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997. С. 135 - 136. [7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Т.Е. Абовой и доктора юридических наук, профессора А.Ю. Кабалкина. Издательство "Юрайт", 2004. [8] Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 (ред. от 17.08.1927) «О введении в действие положения о фирме» // «Собрание законов и распоряжений рабоче – крестьянского Правительства СССР", 1927, № 40, ст. 394, 395. | |
Категория: Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 6896 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |