28.02.2012, 02:36 | |
Кислицына А.М.Глава 1. История развития института продажи предприятия в России. Экономические реформы в России начались на фоне глубокого кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 80-х годов. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, крупные структурные диспропорции, исчерпание ресурсов экстенсивного роста, бывшие в течение десятилетий опорой планово - распределительной системы, завели страну в тупик, обусловили ее нарастающее отставание от развитых индустриальных стран. Дальнейшее сохранение распределительной системы лишало Россию исторической перспективы. Попытки частичной либерализации планово - распределительной системы при сохранении ее основ, предпринятые в 1987 - 1988 годах, лишь усугубили кризис. Вследствие запаздывания жизненно необходимых реформ возможности эволюционных преобразований были упущены. Подрыв финансовой системы и национальной валюты, нарастание до нетерпимых масштабов товарного дефицита стали одними из главных факторов распада СССР и к исходу 1991 года поставили экономику на край катастрофы. Нужны были решительные действия, чтобы не допустить сползания страны в экономический хаос, восстановить управляемость хозяйственных процессов и в перспективе создать условия для возобновления экономического роста. Предпринятые в 1992 году меры позволили приступить к решению этих задач и положили начало радикальной экономической реформе в России, призванной обеспечить переход от планово - распределительной к рыночной экономике, вывести страну из тупика и создать основу для ее устойчивого развития в будущем.[1] Формирование эффективной рыночной экономики вместо плановой предполагает в числе прочих мер приватизацию (трансформацию большей части государственной собственности в частную с целью усиления хозяйственных мотиваций, повышения материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов). Осуществление этих мер порождает в экономике объективные процессы, которые формируют механизмы рыночного регулирования и приводят к структурным сдвигам, обеспечивающим повышение ее эффективности и усиление социальной ориентации. Таким образом, приватизация государственной и муниципальной собственности, и в частности, государственных и муниципальных предприятий, становится ключевым звеном институциональных реформ. Закон РСФСР "О собственности"[2] и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик[3] - одни из первых нормативных правовых актов, упоминающих предприятие в качестве оборотоспособного объекта гражданских прав. Согласно статье 25 Закона РСФСР "О собственности" предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могли быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, которые устанавливались законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. В 1991 году также был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[4], который установил организационно - правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Статья 1 указанного закона понимала под приватизацией государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. В соответствии с требованиями Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" были разработаны Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год[5] (далее - Основные положения программы приватизации), которые установили цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в 1992 году. Основные положения программы приватизации распределяли объекты государственной и муниципальной собственности по возможности их приватизации на следующие группы: - подлежащие приватизации в соответствии с обязательными заданиями (объекты обязательной приватизации); - подлежащие приватизации, но не включенные в обязательные задания; - ограничиваемые в приватизации (приватизация осуществлялась с разрешения Правительства Российской Федерации, органов государственной власти, управления и местной администрации); - запрещенные к приватизации. Обязательной приватизации подлежали объекты государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также предприятия и объекты, недостаточно эффективная деятельность которых сдерживала темпы экономического развития страны и формирование рынка. В качестве таких объектов выделялись: а) предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; б) предприятия строительства и промышленности строительных материалов; в) государственные сельскохозяйственные предприятия (кроме совхозов), предприятия, осуществляющие первичную переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и производящие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения; г) предприятия пищевой и легкой промышленности; д) убыточные предприятия различных отраслей народного хозяйства; Обязательная приватизация проводилась в 1992 году в два этапа. На первом этапе (I - III кварталы 1992 г.) осуществлялась приватизация: предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; государственных сельскохозяйственных предприятий (кроме совхозов), предприятий, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающих сельскохозяйственное производство и производящих продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения; Второй этап (начиная со второго полугодия 1992 г.) включал в себя приватизацию: - автотранспортных и авторемонтных предприятий (кроме авторемонтных предприятий, осуществляющих фирменное обслуживание); - предприятий строительства и промышленности; - мелких (численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Приватизация объектов собственности, не включенных в обязательные задания, осуществлялась на основании заявок на приватизацию в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В целях ускорения приватизации, обеспечения прав граждан на участие в приватизации и развития свободного предпринимательства и частной собственности Указом Президента РФ[6] были утверждены следующие правовые акты: - Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации; - Временные методические указания по оценки стоимости объектов приватизации; - Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества; - Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на аукционе; - Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации по конкурсу; - Временное положение о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий; - Временное положение о работе комиссий по приватизации. Требования указанных документов были обязательны для исполнения всеми органами государственного управления, местной администрации на территории Российской Федерации. Процесс продажи предприятий в нашей стране стал быстрее развиваться после принятия Указа Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»[7] от 14 июня 1992 г. № 623. Основаниями для признания государственного предприятия банкротом согласно Указу признавались: невыполнение им в течение 3 месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговый кредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение 3 месяцев со дня наступления срока их исполнения; наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двухкратную стоимость имущества предприятия. Указ предусматривал процедуру санации (оздоровления) предприятия. Когда это не помогало, санация могла быть досрочно отменена, предприятие объявлялось банкротом, после чего назначался конкурс по продаже предприятия и его имущества (п. 23 Указа). В отсутствие Закона о банкротстве Указ создавал правовую базу ликвидации и продаже предприятий и их имущества. Применение такой упрощенной формы банкротства не всегда давало веские основания для продажи предприятий, поэтому применение Указа сводилось в основном к процедуре санации экономического и финансового состояния предприятий - банкротов, что продляло им жизнь за счет государственных финансовых вливаний.[8] Письмом Минэкономики РФ «О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращении деятельности несостоятельных предприятий» от 16 сентября 1993 г. № АШ-598/6-210 были предусмотрены оздоровительные процедуры для предприятий - банкротов, и многие воспользовались ими. Этому также способствовало Постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926[9], которым было утверждено Положение о федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Целью этой структуры было предотвращение банкротства и подготовка рекомендаций по его устранению. Довольно сложную ситуацию с банкротством предприятий, их ликвидацией и продажей их имущества в определенной степени разрешил Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[10] от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, который был введен в действие с 1 марта 1993 г. Несмотря на ряд недостатков, Закон регулировал отношения по банкротству в период перехода к рыночной экономике. В ст. 2 Закон предусматривал реорганизационные, ликвидационные процедуры и мировое соглашение по банкротству. Впервые вводилась добровольная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, что, однако, на практике стало использоваться как возможность "растащить" предприятие за долги, несмотря на ограничительные нормы Закона о том, что добровольная ликвидация должников была возможна по решению учредителей, собственника имущества, а также при согласии кредиторов и под их контролем. К процедурам банкротства были отнесены ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация; ликвидация, которая могла осуществляться в процессе конкурсного производства. На всех этих процедурах мы останавливаться не будем, поскольку само по себе банкротство предприятий - отдельная тема. Между тем, анализируя отдельные положения Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий, мы видим, что Закон значительно расширил возможности по продаже и покупке предприятий, поскольку процедуры ликвидации банкротов стали распространяться не только на государственные предприятия, но и на акционерные общества других организационно - правовых форм, относящихся к различным формам собственности. О масштабах этого явления можно судить по данным, опубликованным в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, за 1997 г. в порядке арбитражного производства было признано банкротами 1234 предприятия и организации, а добровольно ликвидировалось только 151. В 1998 г. были признаны банкротами уже 3007 предприятий и организаций и 110 признали банкротство добровольно. На 12 ноября 1999 г. признаны банкротами уже 5594 предприятия и организации, конкурсное производство с участием конкурсных управляющих назначено в отношении 2608 банкротов, признано банкротство 260 кредитных организаций и 45 банкротов добровольно ликвидировались.[11] 22 декабря 1993 г. Указом Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»[12] № 2264 Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) поручалось представлять от имени государства интересы собственника при разрешении вопросов о банкротстве федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. Вскоре было принято Постановление Правительства «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10 февраля 1994 г. № 96. Оно резко ограничило возможности по созданию и ликвидации предприятий с федеральной формой собственности: путем введения весьма сложной процедуры согласования этих вопросов с различными органами. Последнее слово оставалось за Правительством. Чтобы создать или ликвидировать предприятие, нужно было представить Правительству совместные ходатайства Госкомимущества, Минэкономики и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Кроме того, решения о создании или ликвидации федеральных предприятий подлежали согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.[13] С 1 января 1994 года была введена в действие Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации[14]. Указанная программа являлась федеральной программой в области экономического и социального развития Российской Федерации, и была разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" с учетом опыта и результатов проведения приватизации в 1992 - 1993 годах. Программа преследовала следующие цели: - формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; - вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 года; - завершение приватизации с использованием приватизационных чеков; - завершение приватизации большинства объектов "малой приватизации" и ускорение развития на этой основе сферы торговли и услуг; - завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства; повышение эффективности деятельности предприятий и национальной экономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка. В дальнейшем было издано еще несколько подзаконных актов - постановлений Правительства и указов Президента РФ, призванных уточнить и конкретизировать процедуры банкротства и продажи предприятий. Так, 20 мая 1994 г. было принято Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»[15] № 498. В нем предусмотрено, что процедуры банкротства могут быть начаты после принятия решений: о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным; о наличии реальной возможности у предприятия - должника восстановить свою платежеспособность; о наличии (отсутствии) реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно не может выполнить свои обязательства перед кредиторами. Этим же Постановлением определены критерии неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утверждено Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий; утверждено также Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий - должников. Очевидно, это Постановление не в полной мере решало проблемы, связанные с продажей предприятий, поэтому уже через три дня, 23 мая 1994 г., Президент РФ издает Указ «О реформе государственных предприятий»[16] № 1003. Реформа, хотя и началась несколько раньше, но находилась в зародышевом состоянии. Можно считать, что фактически она началась после принятия названного Указа, которым было запрещено создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения: создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий, предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, фабрик и хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.[17] Государственные предприятия - должники тянули государство назад от экономических и рыночных реформ. 2 июня 1994 г. Президент издал Указ «О продаже государственных предприятий – должников»[18] № 1114, утверждающий Положение о порядке продажи государственных предприятий - должников. Действие Указа распространялось на предприятия - должники, находящиеся в государственной собственности, по которым на момент принятия решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не утвержден в установленном порядке план приватизации, а также на находящиеся в государственной собственности пакеты акций предприятий - должников. Указом предусматривалось, что продажа государственных предприятий - должников, признанных неплатежеспособными, осуществляется путем: реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах предприятий - должников с сохранением статуса юридического лица; ликвидации предприятий - должников и последующей реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах их имущества (активов); реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий - должников. С момента принятия решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса полномочия на заключение и расторжение контракта с руководителем такого предприятия переходили к Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) или к соответствующему органу исполнительной власти субъекта РФ. Одновременно с принятием решения о признании предприятия, находящегося в государственной собственности, неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса должен был решаться и вопрос об освобождении руководителя предприятия - должника как не соответствующего занимаемой должности, а управление по делам о несостоятельности (или его орган) должно было заключить договор подряда на управление предприятием до его продажи новому собственнику (п. 4 Указа). В Положении о продаже государственных предприятий - должников довольно подробно изложены общие положения по этому вопросу: в разделе втором - порядок продажи предприятий, в третьем - их имущества (активов). В четвертом разделе регламентирован порядок продажи находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) таких предприятий. Положением предусматривалось, что решение о продаже предприятия принимает собственник имущества, субъект РФ (в отношении своих предприятий), а инициатива в принятии решения об обязательной продаже могла принадлежать Федеральному управлению, предприятию - должнику, кредиторам по просроченным обязательствам предприятия, прокурору, а также Госкомимуществу и его органам на местах, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Под продажей предприятий - должников с сохранением юридического лица понималась продажа его имущества, а также имущественных и личных неимущественных прав предприятий в полном объеме, осуществляемая в соответствии с процедурой, установленной Положением. Правом участия в конкурсе обладали любые физические и юридические лица (в том числе и иностранные), не являющиеся ограничиваемыми лицами, своевременно подавшие документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100 процентов начальной цены предприятия. Обязательными условиями конкурса признавались: погашение не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия - должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли - продажи; обязательство по реорганизации предприятия - должника в месячный срок с момента заключения договора купли - продажи. В условия конкурса могли также включаться: сохранение деятельности предприятия по производству отдельных видов товаров (работ, услуг) - исключительно на основании ходатайства антимонопольных органов в случае, если по этим видам товаров (работ, услуг) предприятие - должник занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; сохранение численности рабочих мест - исключительно на основании ходатайства местной администрации в случае, если предприятие являлось градообразующим; объем инвестиций в предприятие. Этот перечень условий конкурса являлся исчерпывающим, то есть не допускал предъявление каких-либо иных условий. По результатам конкурса продавец был обязан не позднее чем через три дня с момента подведения итогов заключить договор купли - продажи с покупателем, вернуть депонированные средства иных участников конкурса, а также направить средства, депонированные победителем конкурса, на погашение просроченной кредиторской задолженности предприятия всем кредиторам пропорционально суммам долга. С момента заключения договора купли - продажи предприятие - должник считался переданным покупателю, и в течение одного месяца покупатель был обязан осуществить необходимые юридические действия по реорганизации предприятия - должника в соответствии с законодательством РФ. Если приобретенное предприятие имело просроченную задолженность перед его покупателем, то соответствующие обязательства должны были считаться надлежащим образом исполненными и засчитываться в суммарный объем погашения покупателем просроченной кредиторской задолженности предприятия - должника. Если конкурс по продаже предприятия - должника не состоялся либо результаты его проведения аннулированы и не принято решение о проведении повторного конкурса, продаже подлежали активы предприятия - должника. Решение о продаже активов были уполномочены принимать Мингосимущество РФ или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации в отношении любых предприятий - должников, за исключением тех, приватизация которых была запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации. При этом кредиторы должника могли возражать против решения о продаже его активов, но, если в течение 30 дней с момента оповещения кредиторов предприятия - должника не было получено ни одного заявления от кредиторов, не имеющих обеспеченных залогом обязательств предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации и продаже активов предприятия, решение считалось согласованным со всеми кредиторами. Особый порядок продажи предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников, был установлен распоряжением Госкомимущества России от 21 ноября 1994 г. № 2714-Р. Указанным распоряжением было утверждено Положение, предусматривающее продажу предприятий указанным товариществам по остаточной стоимости[19]. Этим же распоряжением, помимо льготного порядка продажи, были установлены некоторые гарантии для работников предприятия, например, в виде обязательства покупателя по сохранению численности занятых на предприятии инвалидов не менее 5 лет, обеспечению им специальных условий труда и сложившихся социальных гарантий[20]. 15 мая 1995 г. Постановлением Правительства РФ № 469 было утверждено Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий[21]. В соответствии с указанным положением под такой продажей понимается продажа в собственность граждан и юридических лиц имущества (активов) государственных (муниципальных) предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, а также государственного (муниципального) имущества, оставшегося после ликвидации указанных предприятий, при отсутствии со стороны продавцов требований к покупателю о выполнении каких-либо условий в отношении объекта продажи, к которым относятся: вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, входящие в состав обособленного имущества ликвидируемого предприятия, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, либо оставшиеся после ликвидации предприятия. 21 октября 1994 г. Государственной Думой был принят Гражданский кодекс РФ (часть первая), который констатировал, что предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, является объектом гражданских прав, и как таковой является недвижимым имуществом. Гражданский кодекс определил, что предприятие или его часть могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с изменением, прекращением или установлением вещных прав.[22] Правовые нормы о продаже предприятий были включены и в часть вторую Гражданского кодекса РФ[23], принятого Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Продажа предприятий предусмотрена статьями 559 - 566 ГК РФ (параграф 8 главы 30 ГК). К договорам купли - продажи предприятий применяются также нормы параграфа 7 главы 30 ГК РФ (ст. ст. 549 - 558) о продаже недвижимости. Положения Гражданского Кодекса Российской Федерации, касающиеся продажи предприятий, будут подробно рассмотрены в главе второй настоящего учебного пособия. Ключевым звеном институциональных реформ в Российской Федерации на 1994-й и последующие годы по-прежнему оставалась приватизация государственной и муниципальной собственности. К 1 января 1995 г. в Российской Федерации было приватизировано 111644 предприятия, что составляло 47 процентов общего количества существующих в стране государственных и частных предприятий. Негосударственным сектором экономики в 1994 году произведено 62 процента валового внутреннего продукта, в том числе 25 процентов - частными предприятиями. В результате негосударственный сектор стал доминирующим в экономике. Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., имел качественно новый характер. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. С учетом созданного социально - политического фундамента приватизации ее новая стадия обеспечила необходимые условия для формирования ответственных (эффективных) собственников. На этом этапе приватизация была ориентирована на содействие притоку инвестиций, прежде всего путем повышения инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий, в том числе за счет их реструктурирования. Были также созданы необходимые условия для приобретения заинтересованными лицами неэффективных предприятий в целях их реконструкции и перепрофилирования, шире применялись специальные процедуры продажи предприятий - должников. В новой приватизационной модели были заложены два ключевых принципа: инвестиционная ориентация продаж и обеспечение инвестору возможности приобретения контрольного пакета акций приватизируемого предприятия. Поэтапно сокращались запреты и ограничения на приватизацию, предусмотренные государственной программой приватизации. 24 июня 1997 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»[24], который под приватизацией государственного и муниципального имущества понимал возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Данный Федеральный закон установил организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе и предприятий, в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» могли применяться следующие способы приватизации государственных и муниципальных предприятий: - продажа на аукционе; - продажа на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; - выкуп арендованного предприятия. Одним из основных регуляторов развития рыночной экономики России в направлении повышения ее эффективности в 90-е годы стали механизмы банкротства и работы с неплатежеспособными предприятиями.[25] В целях совершенствования механизма регулирования процессов несостоятельности (банкротства) был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[26] № 6-ФЗ. Статья 86 этого Закона предусматривала продажу предприятий (бизнеса) должника, а статья 87 - продажу части имущества должника. Интересно, что продажа предприятий по этому Закону производилась в целях удовлетворения требований кредиторов, когда планом внешнего управления была предусмотрена продажа предприятия. Согласно указанному Закону при продаже отчуждались все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования и др. В целях защиты государственной собственности Мингосимущество РФ в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации издало распоряжение «Об утверждении порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения»[27] от 15 февраля 1999 г. № 241-р. Указанный порядок определял процедуру дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения (далее - имущество), за исключением недвижимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий ВПК, приватизация которых запрещена, а также имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за выполняющими государственный оборонный заказ федеральными государственными унитарными предприятиями Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФПС России, СВР России, ФСЖВ России, ФАПСИ России, ФСНП России, Спецстроя России. Распоряжение Мингосимущества РФ от 15.02.1999 № 241-р утратило силу в связи с изданием распоряжения Минимущества РФ (в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации) от 25.12.2000 № 1376-р «Об организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности»[28]. В целях реализации "Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1024, повышения ответственности за принятие решений о распоряжении недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, и вовлечения его в хозяйственный оборот образована Комиссия по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности. Решение Комиссии носит рекомендательный характер и учитывается при издании распоряжения Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации о даче согласия на отчуждение федерального имущества или об отказе в просьбе заявителя, о чем до его сведения доводится письмом, подготавливаемым отраслевым структурным подразделением за подписью курирующего заместителя Министра. По поручению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации его территориальный орган или орган по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, образуют комиссию по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, являющихся федеральной собственностью и расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, или с учетом рекомендаций Комиссии, в установленном порядке принимают решения о даче согласия или об отказе в отчуждении федерального имущества. Комиссия по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности: рассматривает обращения заявителей и принимает решения о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности (далее - федеральное имущество); рассматривает предложения, представляемые в установленном порядке структурными подразделениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, о возможности отчуждения излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального имущества, закрепленного за казенными предприятиями или учреждениями; принимает решение о рекомендуемом способе и порядке отчуждения соответствующего федерального имущества; готовит предложения о распределении доходов от предполагаемой сделки; рассматривает возможность подготовки поручения территориальному органу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации о принятии решения по поступившему обращению; дает рекомендации о дальнейшем использовании федерального имущества, если придет к заключению о нецелесообразности его отчуждения. Решения Комиссии принимаются на ее заседании большинством голосов членов Комиссии, принявших участие в заседании. Комиссия правомочна принимать решения по вопросам, относящимся к ее компетенции, в составе не менее 5 человек, включая председателя. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. Голос председателя Комиссии является решающим. Результаты работы Комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии, принявшими участие в заседании. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. В целях принятия обоснованного решения Комиссия изучает и анализирует: а) просьбу о даче согласия на отчуждение имущества и сведения о предполагаемом способе отчуждения; б) информацию об объекте и характере сделки. Примерный текст информации о федеральном имуществе, подлежащем отчуждению, и характере сделки прилагается; в) мнение федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находится координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли экономики; г) копии учредительных документов, а также свидетельства о регистрации юридического лица - заявителя; д) балансовый отчет на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых органов; е) карту постановки на учет налогоплательщика (по форме, установленной приложением N 2 к Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-2-12/49); ж) свидетельство о внесении в реестр федерального имущества и иные документы, подтверждающие вещное право заявителя на имущество; з) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено имущество, и ситуационный план расположения участка; и) технический паспорт БТИ, справку БТИ о техническом состоянии имущества; к) справку о принадлежности имущества к памятникам истории и архитектуры; л) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, произведенной независимым оценщиком не ранее чем за 3 месяца до представления отчета в органы по управлению имуществом в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности[29] от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, м) технико - экономическое обоснование необходимости отчуждения имущества и предложения по использованию доходов от предполагаемой сделки; н) заключение отраслевого структурного подразделения Министерства; о) другие документы. Обращение заявителя рассматривается в течение месяца, а по технически сложным объектам этот срок может быть продлен еще на один месяц. Поручение территориальному органу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации о рассмотрении и принятии решения по поступившему заявлению об отчуждении федерального имущества без рассмотрения этих материалов Комиссией может быть дано заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей по согласованию с председателем Комиссии либо по результатам рассмотрения документов Комиссией по ее рекомендации. О принятом решении заявитель уведомляется путем рассылки изданного Министерством распоряжения, а в случае принятия отрицательного решения - путем направления письма, подписанного заместителем Министра. Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия были установлены также Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»[30] от 21 декабря 2001 года, который действует в настоящее время. Эти особенности будут рассмотрены нами в главе третьей настоящего учебного пособия. Рассматривая историю развития института продажи предприятия в России посредством изучения совокупности правовых актов в этой сфере, следует обратить внимание и на Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[31], действующий в настоящее время. Он устанавливает особенности несостоятельности градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также особенности продажи предприятия (имущественного комплекса) должника. В среднесрочной перспективе институт банкротства должен обеспечить решение таких задач, как реструктуризация убыточного сектора экономики, повышение платежной дисциплины. При применении процедур банкротства будут надежным образом защищаться права кредиторов. Реструктуризация убыточного сектора экономики будет включать в себя ликвидацию или перепрофилирование неперспективных и убыточных предприятий с проведением в случае необходимости процедур банкротства, а также решение проблем градообразующих организаций. Постепенно будет прекращено прямое и косвенное субсидирование неэффективных организаций.[32] Особенностям продажи предприятия при банкротстве должника будет уделено особое внимание в третьей главе данного учебного пособия. -------------------------- [1] Постановление Правительства РФ «О программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах» от 28.04.1995 № 439 // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1966. [2] Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, № 30, ст. 416. [3] См.: ст. 4 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733. [4] Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 927. [5] Указ Президента РФ от 29.12.1991 № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 16.01.1992, № 3, ст. 93. [6] Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29.01.1992 № 66 (ред. от 14.07.1998) // «Российская газета», № 41, 20.02.1992. [7] «Российская газета», N 138, 18.06.1992. [8] Коган Э.Э. Продажа предприятий в России // «Законодательство и экономика», 2002, № 4. [9] Постановление Правительства РФ от 20.09.1993 № 926 (ред. от 12.02.1994) «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, N 39, ст. 3615. [10] «Российская газета», N 279, 30.12.1992. [11] Коган Э.Э. Продажа предприятий в России // «Законодательство и экономика», 2002, № 4. [12] «Российская газета», N 239, 29.12.1993. [13] Коган Э.Э. Продажа предприятий в России // «Законодательство и экономика», 2002, № 4. [14] Указ Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 16.08.2004) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 03.01.1994, N 1, ст. 2. [15] «Российская газета», № 99, 27.05.1994. [16] «Российская газета», № 96, 24.05.1994. [17] Коган Э.Э. Продажа предприятий в России // «Законодательство и экономика», 2002, № 4. [18] «Собрание законодательства РФ», 06.06.1994, № 6, ст. 592. [19] См.: п. 4 Положения о продаже предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников, утв. распоряжением Госкомимущества РФ от 21.11.1994 № 2714-р // «Российские вести», № 40, 02.03.1995. [20] См.: п. 6 Положения о продаже предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников, утв. распоряжением Госкомимущества РФ от 21.11.1994 № 2714-р // «Российские вести», № 40, 02.03.1995. [21] Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 469 (ред. от 03.10.2002) «О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий» // «Российская газета», N 106, 02.06.1995. [22] См.: ст. 132 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994. [23] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410. [24] Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 № 23-ФЗ (в ред. от 05.08.2000) // «Российская газета», № 148, 02.08.1997. [25] Постановление Правительства РФ «О программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах» от 28.04.1995 № 439 // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1966. [26] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) // «Российская газета», № 10, 20.01.1998, № 11, 21.01.1998. [27] Распоряжение Мингосимущества РФ от 15.02.1999 № 241-р «Об утверждении порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения» // Информационная база «Консультант Плюс». [28] Распоряжение Минимущества РФ от 25.12.2000 № 1376-р (ред. от 19.12.2001) «Об организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности» // «СвязьИнформ», № 3, 2001. [29] Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 22.08.2004, с изм. от 05.01.2006) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998. [30] См.: ст. 27 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 05.01.2006) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, № 4, ст. 251. [31] ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005)// «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002. [32] См.: Распоряжение Правительства РФ «О программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002)// «Собрание законодательства РФ», 30.07.2001, № 31, ст. 3295. | |
Категория: Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 6671 | Загрузок: 1 |
Всего комментариев: 0 | |