28.02.2012, 02:32 | |
Кислицына А.М.Договор продажи предприятия.ВведениеДоговоры купли - продажи призваны регулировать отношения, направленные на передачу имущества. Именно передача имущества (пусть и на самых разных условиях) составляет основной элемент предмета обязательств, возникающих из этих договоров. Вторая общая черта названных договоров состоит в том, что лицо, передающее имущество, должно обладать необходимым правомочием по его распоряжению, т.е. является, как правило, собственником этого имущества либо субъектом иного ограниченного вещного права. Лицо, принимающее имущество, становится его собственником. Еще один объединяющий признак указанных договоров заключается в том, что все они имеют сложный предмет, включающий в себя как действия обязанных сторон, в том числе по передаче и принятию имущества (объект первого рода), так и само имущество (объект второго рода). Большинство из названных договоров являются сложными договорами, охватывающими большой спектр разнообразных правоотношений, что выражается в наличии многочисленных отдельных видов указанных договоров, в отношении которых обеспечивается особая регламентация с помощью специальных правил в рамках общего регулирования соответствующих самостоятельных типов договоров. Так, договор купли - продажи имеет семь различных своих видов, а именно договоры: розничной купли - продажи, поставки, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. Настоящее учебное пособие направлено на изучение правового регулирования продажи предприятия, особенностей формы и содержания договора продажи предприятия, а также его заключения и исполнения. Квалифицирующим (видообразующим) признаком, позволяющим выделить договор продажи предприятия в отдельный вид договора купли - продажи, является специфика предмета договора, включающего в себя, как и предмет всякого договора купли - продажи, два рода объектов: во-первых, продаваемое предприятие как единый имущественный комплекс; во-вторых, действия продавца по передаче предприятия в собственность покупателя, а также действия последнего по его принятию и оплате. Естественно, в соотношении указанных объектов, составляющих предмет договора продажи предприятия, превалирующую роль играет объект первого рода (предприятие). Именно специфические особенности предприятия как имущественного комплекса предопределяют необходимость специальных правил, регламентирующих действия сторон по его продаже. Предприятие представляет собой довольно специфический объект гражданских прав, что нашло свое отражение в ГК (ст. 132). Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности Договор продажи предприятия является новым в российском гражданском законодательстве. Его возникновение связано с изменением экономического уклада страны, проведением приватизации и банкротства государственных и муниципальных предприятий. На практике нужно отличать по механизму правового регулирования несколько сфер применения группы норм о продаже предприятия. Выделение этих сфер необходимо для уяснения места договора продажи предприятия в структуре и динамике правоотношений и степени свободы воли сторон при его заключении. Основное внимание в данном учебном пособии уделено современному гражданско-правовому регулированию договора продажи предприятия. В частности, дается характеристика действующим в настоящее время правовым актам, регулирующим продажу предприятия: Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральным законам "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О несостоятельности (банкротстве)". В настоящем учебном пособии также рассматриваются положения ранее действовавших правовых актов, регламентировавших отношения по продаже предприятий в России, складывающаяся судебная практика, связанная с продажей предприятий, а также сформулированные в юридической литературе доктринальные положения о соответствующих особенностях гражданско-правового договора продажи предприятия. Краткие выводы по темеПодводя итог изложенному материалу, выделим ключевые моменты, касающиеся правового регулирования продажи предприятия. Проведение экономических реформ, главный смысл которых заключался в отказе от неэффективной административно - командной системы управления экономикой, выявило насущную потребность в обновлении законодательства о купле - продаже. В условиях свободного рынка были неприемлемы пришедшие из "планового" прошлого правила оборота имущества, содержавшиеся в ГК РСФСР 1964 г. Требовали урегулирования и отношения, которые в условиях жестко регламентированной централизованной экономики просто не имели права на существование - это отношения по продаже предприятий. Институт продажи предприятия возник в связи с изменением экономического уклада страны, проведением приватизации и банкротства государственных и муниципальных предприятий. Экономические реформы, проводившиеся с 1992 года, привели к ряду положительных результатов. Приватизация предприятий содействовала формированию в России рыночной экономики. Кроме того, законодательная база Российской Федерации стала более адекватной требованиям современной экономики. В программе приватизации на 1998 и 1999 годы были значительно расширены масштабы и ускорен процесс проведения приватизации российских предприятий на гласной и конкурентной основе. Это было сделано за счет приватизации крупнейших предприятий по индивидуальным проектам в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1997 г. № 363 и от 12 мая 1997 г. № 564, а также за счет значительного сокращения числа компаний, имевших статус "стратегических", и их приватизации. Учитывая, что правовой статус более чем 11 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволял им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики Правительство РФ проводило активную работу по сокращению количества унитарных предприятий путем их приватизации. Приватизация государственного и муниципального имущества основывалась на признании равенства приобретателей (покупателей) государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем назрела необходимость внедрения целого ряда принципиально новых подходов, применение которых должно было привести к качественному повышению эффективности решения задач приватизации. Важнейшим элементом приватизационного процесса стало его стратегическое планирование, осуществляемое по тем же принципам, что и планирование федерального бюджета на соответствующий год. Процесс подготовки прогнозного плана (программы) приватизации предприятий включал в себя оценку целесообразности приватизации, подтверждаемой финансово - экономическим обоснованием для каждого из объектов, который предполагалось включить в план. Решению таких задач, как реструктуризация убыточного сектора экономики, повышение платежной дисциплины способствовал институт банкротства предприятий. Реструктуризация убыточного сектора экономики будет включала в себя ликвидацию или перепрофилирование неперспективных и убыточных производств с проведением в случае необходимости процедур банкротства, а также решение проблем градообразующих организаций. Постепенно было прекращено прямое и косвенное субсидирование неэффективных организаций. Сложились предпосылки для формирование правового режима, который, с одной стороны, обеспечивал эффективную защиту интересов кредиторов, с другой стороны, ограждал собственника (инвестора) от рисков утраты контроля над своей собственностью в результате недобросовестного применения процедур банкротства. Банкротство стало одним из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным, поскольку процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия. В настоящее время основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей – продажей предприятий, является Гражданский кодекс и, прежде всего, гл. 30 (статьи 559 - 566). Особенность правового регулирования договора продажи предприятия состоит в том, что к отношениям, связанным с продажей предприятия, подлежат субсидиарному применению правила, регулирующие договор продажи недвижимости, и лишь при отсутствии таковых - общие положения о купле - продаже товаров (п. 2 ст. 549 ГК). Данный прием законодательной техники, позволяющий избежать включения в § 8 гл. 30 ГК (продажа предприятий) норм, дублирующих правила, содержащиеся в § 7 гл. 30 ГК (продажа недвижимости), в юридической литературе иногда интерпретируется таким образом, что договор продажи предприятия из отдельного вида договора купли - продажи превращается в разновидность договора продажи недвижимости. Думается, что техническая подробность правового регулирования договора продажи предприятия никак не может служить основанием для такого вывода, тем более что законодатель предельно четко выразил свою волю, назвав договор продажи предприятия среди отдельных видов договора купли - продажи наряду с договором продажи недвижимости (п. 5 ст. 454 ГК). Необходимо еще раз подчеркнуть, что действующее законодательство, и прежде всего ГК РФ (ст. 132), рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс только как объект гражданских прав, а не в качестве их субъекта. Дело в том, что ранее российское законодательство оперировало понятием "предприятие", имея в виду именно субъекта (юридическое лицо) гражданских прав и участника имущественного оборота. Именно в таком качестве (субъекта гражданских прав) предприятие нередко становилось предметом различных сделок, включая и договор продажи предприятия. Ситуация, когда допускается продажа субъектов гражданских прав и обязанностей, представляется парадоксальной. Ведь указанные субъекты (юридические лица) являются такими же участниками имущественного оборота, как и физические лица. С введением в действие части первой ГК (1 января 1995 г.) законодательство избавилось от этого порока. Тем не менее в юридической литературе до настоящего времени можно встретить взгляд на продажу предприятия в том числе и в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей. Существенными особенностями отличается правовое регулирование отношений, связанных с продажей предприятий при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при несостоятельности (банкротстве) должника. В указанных случаях нормы, содержащиеся в специальном законодательстве, имеют приоритет по сравнению с положениями ГК, регулирующими договор продажи предприятия. Такая иерархия правовых норм установлена самим Кодексом. Так, например, особенности продажи предприятия (имущественного комплекса) при банкротстве должника установлены статьями 110, 139, 175, 179, 184, 195, 222 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом правила статьи 110 указанного закона применяются если иное не предусмотрено Законом (то есть статьями вышеперечисленными 139, 175, 179, 184, 195, 222). Правила продажи предприятия, не урегулированные Законом о банкротстве, регламентируются ГК РФ (в том числе ст. ст. 447 - 449, 549 - 557, 559 - 566), Законом о государственной регистрации юридических лиц, другими нормативными правовыми актами. И в заключении следует отметить, что полная инвентаризация государственного имущества в стране и за рубежом, вовлечение его в гражданский оборот позволили сформировать баланс имущества Российской Федерации. Именно это было условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволили эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов. Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысило его оборотоспособность и позволило государству стать полноправным субъектом экономических отношений, оптимизировать структуру принадлежащих ему активов, а также создать правовую базу для реального развития института продажи предприятия. Список нормативного материала и литературы по теме. I. Нормативный материал. 1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994. 2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2005) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000. 4. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 24.10.2005)// «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002. 5. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 05.01.2006) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, № 4 ст. 251. 6. Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 30.12.2004). СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; N 51. Ст. 4829; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2. 7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) // «Российская газета», № 10, 20.01.1998, № 11, 21.01.1998. 8. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 22.08.2004, с изм. от 05.01.2006) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998. 9. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997 № 23-ФЗ (в ред. от 05.08.2000) // «Российская газета», № 148, 02.08.1997. 10. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005)// «Российская газета», N 145, 30.07.1997. 11. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369. 12. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 05.01.2006, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2006) // «Российская газета», № 248, 29.12.1995. 13. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 // «Российская газета», N 279, 30.12.1992. 14. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733. 15. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, № 30, ст. 416. 16. Указ Президент «О продаже государственных предприятий – должников» от 2 июня 1994 г. № 1114 // «Собрание законодательства РФ», 06.06.1994, № 6, ст. 592. 17. Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. № 1003 // «Российская газета», № 96, 24.05.1994. 18. Указ Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 2264 // «Российская газета», N 239, 29.12.1993. 19. Указ Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 16.08.2004) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 03.01.1994, N 1, ст. 2. 20. Указа Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. N 623 // «Российская газета», N 138, 18.06.1992. 21. Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29.01.1992 № 66 (ред. от 14.07.1998) // «Российская газета», № 41, 20.02.1992. 22. Указ Президента РФ от 29.12.1991 № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 16.01.1992, № 3, ст. 93. 23. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» от 22.07.2002 № 549 // «Российская газета», № 141, 01.08.2002. 24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» от 12.08.2002 № 584 // «Российская газета», № 154-155, 20.08.2002. 25. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» от 16.12.2002 № 894 // «Российская газета», № 2, 09.01.2003. 26. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» от 12.08.2002 № 585 (ред. от 04.10.2005) // «Российская газета», № 154-155, 20.08.2002. 27. Постановление Правительства РФ «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» от 09.09.1999 № 1024 (ред. от 29.11.2000) // «Собрание законодательства РФ», 27.09.1999, № 39, ст. 4626. 28. Постановление Правительства РФ от 30.10.1997 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» (вместе с «Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций», «Планом мероприятий Правительства РФ по реализации в 1997 году Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций»)// «Российская газета», № 219, 13.11.1997. 29. Постановление Правительства РФ «Об утверждении заявления правительства российской федерации и Центрального Банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации» от 20.07.1998 № 851 (ред. от 17.12.1999) // «Российская газета», № 160, 21.08.1998. 30. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 469 (ред. от 03.10.2002) «О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий» // «Российская газета», N 106, 02.06.1995. 31. Постановление Правительства РФ «О программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах» от 28.04.1995 № 439 // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1966. 32. Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. № 498 // «Российская газета», № 99, 27.05.1994. 33. Постановление Правительства РФ от 20.09.1993 № 926 (ред. от 12.02.1994) «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.09.1993, N 39, ст. 3615. 34. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 (ред. от 17.08.1927) «О введении в действие положения о фирме» // «Собрание законов и распоряжений рабоче – крестьянского Правительства СССР", 1927, № 40, ст. 394, 395. 35. Распоряжение Правительства РФ «О программе социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)» от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002)// «Собрание законодательства РФ», 30.07.2001, № 31, ст. 3295. 36. Распоряжение Минимущества РФ от 25.12.2000 № 1376-р (ред. от 19.12.2001) «Об организации работы комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности» // «СвязьИнформ», № 3, 2001. 37. Распоряжение Мингосимущества РФ от 15.02.1999 № 241-р «Об утверждении порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения» // Информационная база «Консультант Плюс». 38. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»// «Экономика и жизнь», № 49 - 52, 1997, № 2, 1998. 39. Положение о продаже предприятий товариществам, созданным только работниками предприятий, где численность инвалидов составляет 50 и более процентов общего числа работников, утв. распоряжением Госкомимущества РФ от 21.11.1994 № 2714-р // «Российские вести», № 40, 02.03.1995. II. Специальная литература. 1. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юрист, 1997. С. 81 - 88. Гражданское право России. Часть2-я. Курс лекций./ Под редакцией Брагинского М.И., Клейна Н.И. М. БЕК 1997. Гражданское право. Учебник. Часть 2-я. /Под редакцией Калпина А.Г., Масляева А.И. Издание 2-е, 2000г. Гражданское право России. Часть2-я. Обязательственное право. Курс лекций. / Под ред. Садикова О.Н. М. 1997г. Гражданское право. Учебник издание 3-е, том 2. /Под редакцией профессора Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М. 2001г. 6. Гражданское Уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского Уложения / Под ред. И.М. Тютрюмова. Том второй. СПб., 1910. С. 303 - 304. 7. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. (Издание 4-е, стереотипное). М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Издательство "Статут", 2002. 8. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 206. 9. Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Постатейный). А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин. Под редакцией кандидата юридических наук В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. 10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Т.Е. Абовой и доктора юридических наук, профессора А.Ю. Кабалкина. Издательство "Юрайт", 2004. 11. Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» Под ред. В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. 12. Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.В. Телюкина / Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003. 13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997. С. 142. 14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997. С. 135 - 136. 15. Коган Э.Э. Продажа предприятий в России // «Законодательство и экономика», 2002, № 4. 16. Лапач В. Цена при продаже предприятия. // «ЭЖ-Юрист», 2004, № 32. 17. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. По испр. и доп. 8-му изд. 1902. Ч. 2. М., 1997 (Классика российской цивилистики). С. 225 - 227; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изд. 1907 г. М., 1995. С. 316 - 317. 18. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. В.В. Витрянского). Издательство «Статут», 2003. 19. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 1996. III. Материалы судебной практики. 1. Письмо Президиума ВАС РФ № 59 от 16.02.2001 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». // «Вестник ВАС РФ», 2001, № 4. 2. Информационное письмо ВАС РФ от 13.11.1997 № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» // «Вестник ВАС РФ», 1998, № 1. | |
Категория: Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 5874 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |