27.01.2012, 22:14 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Международные отношения
14. Внешняя политика и международные отношения 14.2. Международные отношения
Международные отношения представляют собой систему механизмов взаимодействия суверенных государств по согласованию их частных национальных интересов в рамках общего интереса, обеспечивающего целостность и суверенность народов, безопасность и развитие человечества. Субъектами международных отношений являются: суверенные государства, нации и народы, реализующие свое право на самоопределение, международные и межправительственные организации, статус которых основывается на соглашении суверенных государств в виде соответствующего устава или договора. В системе государств как субъектов международных отношений существует иерархия уровней: 1 – великие державы; 2 – высокоразвитые державы; 3 – развивающиеся государства. Роль этих субъектов и их отношения определяются теми ресурсами, которые они могут задействовать для реализации своих национальных интересов. Соответственно неравенство потенциала оборачивается различной степенью роли и влияния этих государств на международной арене. Участие масс, наций, народов в международной политике осуществляется в деятельности общественно-политических движений, например движений за оборону отечества, за национальное освобождение, за мир и безопасность. Наиболее остро проблема участия народов в международной политике проявляется в борьбе за право на самоопределение, которое, как правило, связано, с изменением соотношения сил на международной арене. Посредниками в системе международных отношений являются международные межправительственные организации. В системе этих организаций можно выделить организации мирового уровня и регионального. Организацией мирового уровня является постоянно действующая Организация Объединенных Наций (ООН). Роль этой организации заключается в создании условий для международных договоренностей в целях обеспечения безопасности человечества и развития взаимодействия в культурных и гуманитарных областях, а также в сфере контактов по соблюдению основных прав и свобод человека. Региональной организацией является постоянно действующее Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Эта организация заложила основу процесса разрядки международной напряженности движения к общеевропейскому сотрудничеству. Однако в системе региональных международных отношений доминируют военно-политические союзы. Например, доминирующей организацией является блок НАТО, созданный как региональный центр силы для военно-политического давления на потенциальных конкурентов и защиты экономических интересов стран-участников. Система международных неправительственных организаций выполняет функции посредника, следящего за соблюдением норм международного права и решающего периодически возникающие конфликтные ситуации. Обострение отношений конкурирующих стран можно определить как международную ситуацию, содержанием которой является изменение соотношения сил, разрушение баланса интересов. Возникающие международные ситуации в процессе столкновения внешнеполитических интересов конкурирующих держав решаются методами войны или мира. Метод войны используется для разрешения либо внутренних, либо внешних противоречий развития государства посредством применения силы. Субъекты политики определяют цели войны, ее социально–политический и военно-стратегический характер, они оказывают решающее воздействие на общество в целях создания и использования необходимой военной мощи. Использование метода войны дает возможность достигнуть поставленных целей с помощью вооруженного насилия, подавления сопротивления конкурирующей стороны, создания таких условий, при которых победившая сторона будет использовать ресурсы побежденной. Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые войны - это борьба народов за национальное освобождение, защита от агрессии, оборона отечества. Несправедливые войны направлены на захват чужих территорий, порабощение и эксплуатацию других народов, подавление национально-освободительного движения и т.д. Несправедливая война направлена на принудительный раздел сфер влияния, навязывание военного присутствия, создание отношений господства и подчинения. Такая война может иметь обратное влияние на развитие внутриполитической ситуации при росте жертв и бедствий населения, военных поражениях армии, подъеме антивоенных настроений, формировании массовых движений против войны. Последствия первой и второй мировых войн оказались прямо противоположными тем целям, которые ставились воюющими сторонами в начале военных действий. В современных условиях правящие элиты стремятся использовать методы вооруженного давления, локальных войн, демонстрации военной силы, организации постоянного военного присутствия для подавления возможного сопротивления, снижения морально-боевого духа конкурирующего субъекта международных отношений. Методы мира используются в целях обеспечения как национальной, так и международной системы безопасности посредством поиска компромисса интересов конкурирующих субъектов. Международная политика, осуществляемая методами мира, также может быть дифференцирована. Демократический мир основан на компромиссе, взаимном учете интересов и соглашении сторон. Грабительский мир основан на подавлении способности к сопротивлению одной из сторон и связан с ущемлением национальных интересов побежденной стороны. Вынужденный мир возникает на основе прекращения конфликта в результате угрозы применения силы или международно-правовых санкций со стороны ведущих субъектов международных отношений. Развитие отношений мирного сосуществования государств основано на организации дипломатических связей, открытии представительств во всемирных и региональных международных организациях, участия в регулярных контактах, встречах, симпозиумах для обмена информацией и выработки мер обеспечения действенности политики мира. Создание системы информационного обмена, взаимного контроля и наблюдения, осуществление обмена визитами дают возможность подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних договоров, нацеленных на снятие межгосударственных противоречий. Политика мира основывается на поиске общих принципов, разделяемых всеми участниками международных отношений, и предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам на базе этих принципов. Формирование общих принципов международных отношений осуществляется в ходе исторического и политического развития процедур поиска наиболее общих интересов и ценностей, на основе которых может происходить диалог. На этапе общества личной зависимости, когда война рассматривалась как способ производства в системе международных отношений, господствовали принципы права: на войну, захват чужих территорий, взимание контрибуции, выделение среди государств и народов «цивилизованных» и «нецивилизованных», равноправных и неравноправных. На этапе общества экономической зависимости доминируют принципы суверенного равенства государств, нерушимости государственных границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств, неприкосновенности дипломатических представительств и т.д. В условиях угрозы безопасности человечества формируются принципы мирного сосуществования государств, неприменения силы и ее угрозы в международных отношениях, равноправия и самоопределения наций, уважения прав человека и основных свобод, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления, а именно геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и т.д. Реализация принципов и норм международных отношений основывается на добровольном согласовании интересов участников международных отношений и обеспечивается в ряде случаев принуждением государств, а также созданных ими международных организаций, обеспечивающих организацию международно-правовых норм взаимодействия. Это взаимодействие должно обеспечить безопасность и возможность развития человеческой цивилизации. Для реализации этой ценности создаются международно-правовые нормы, которые характеризуются юридической обязательностью и содержат в своем составе санкции, предусматривающие меры принуждения самого различного рода, вплоть до применения коллективных военных санкций по отношению к тем государствам, которые нарушают нормы данного взаимодействия, несут угрозу целостности, стабильности и возможности развития цивилизации.
Список рекомендуемой литературы 1. Баталов, Э. Иллюзии и реалии "новой эры" / Э. Баталов // Свободная мысль. - 2002.- № 1. - С. 14-19. 2. Волков, В.А. Экополитические пространства - новые политические изменения / В.А. Волков, Д.В. Афиногенов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 59-67. 3. Галкин, А. Глобальные изменения и политические институты / А. Галкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 12. - С. 115-118. 4. Замятин, Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в XX веке / Д.Н. Замятин // Полис. - 2001. - № 6. - С. 97-115. 5. Иванов, Л. Глобальный тупик или гармония цивилизаций? / Л. Иванов // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 9. - С. 21-28. 6. Игрицкий, Ю. Испытание гегемонией. Запад и Россия / Ю. Игрицкий // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 9. - С. 29-42. 7. Иноземцев, В.Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века / В.Л. Иноземцев // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 101-112. 8. Иноземцев, В.Л. Глобальный конфликт XXI в. (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий) / В.Л. Иноземцев, Е.С. Кузнецова // Полис. - 2001. - № 6. - С. 131-139. 9. Колосов, В.А. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы / В.А. Колосов, Р.Ф. Туровский // Полис. - 2000. - № 3. - С. 40-60. 10. Лебедева, М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России / М.М. Лебедева // Полис. - 2000. - № 6. - С. 40-50. 11. Мигранян, А. Конец России? / А. Мигранян // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 7. - С. 4-12. 12. Соловьев, Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности / Э.Г. Соловьев // Полис. - 2001. - № 6. - С. 116-130. 13. Уткин, А. После трагического сентября / А. Уткин // Свободная мысль - ХХI. - 2002.- № 1. - С. 4-13. 14. Цыганков, П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? (Критический анализ международно-политической концепции) / П.А. Цыганков // Полис. - 2000. - № 3. - С. 128-139. 15. Чугров, С. Россия и Япония: о некоторых параллелях в политической культуре / С. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 11. - С. 48-54. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 8240 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |