27.01.2012, 22:12 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Национальные интересы и внешняя политика государства
14. Внешняя политика и международные отношения
Необходимость обеспечить реализацию естественных и гражданских прав человека формирует национальный интерес и внешнюю политику государства. Конкуренция государств за расширение материально-энергетических и энергоинформационных ресурсов жизнедеятельности создает синергетический эффект международных отношений. Их развитие определяется уровнем политической культуры – способностью субъектов международных отношений использовать энергетический потенциал природы и человека в процессе реализации национального интереса. Негэнтропийный характер эволюции международных отношений определяется способностью политики и власти принимать адекватные управленческие решения, направленные на создние условий, в которых личность может свободно реализовать свой творческий потенциал посредством созидания ценностей в интересах своего общества и реализации естественных и гражданских прав человека.
14.1. Национальные интересы и внешняя политика государства
Национальный интерес основывается на потребности субъектов этноса в сохранении своего историко-культурного и социально-экономического наследия для создания условий целостности, стабильности и развития этноса. В современной российской этнологии этнос рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). Следовательно, национальный интерес – это осознанная деятельность субъектов этноса, направленная на создание условий его развития в конкретных природно-климатических и геополитических условиях жизнедеятельности. Ориентированные на взаимодействие родственные этносы объединяются в нации посредством государства, которое становится инструментом реализации общего интереса, единой политической программы действий. Ее основные пункты заключаются в следующих положениях. 1. Государство должно гарантировать реализацию прав своих граждан на жизнь и продолжение рода (этноса) посредством создания систем национальной безопасности. 2. Государство должно создать условия для развития национального производства посредством активной внешней политики, направленной на защиту приоритета интересов своего национального производства в системе международного разделения труда. 3. Государство должно стать гарантом реализации прав своих граждан как субъектов экономической и гуманитарной деятельности в системе международной конкуренции. 4. Государство должно гармонизировать частные интересы граждан в рамках общего интереса, обеспечивающего целостность, стабильность и развитие нации в динамике внутренних и внешних вызовов. Потребность граждан в защите национального интереса является мощным фактором повышения эффективности внешней политики государства по защите своих интересов в системе международной конкуренции. Любая попытка ущемления национальных интересов со стороны других государств воспринимается гражданами как покушение на их жизненные устои, так как они рассматривают государство как инструмент защиты своих интересов в системе международной конкуренции. Организованная поддержка граждан своей национальной внешней политики является мощным фактором повышения активности государства в системе международной конкуренции. Деятельность субъектов политики по защите или реализации национальных интересов на международной арене составляет содержание внешней политики государства. Ее эффективность зависит от социально-экономического, военно-политического, культурно-образовательного потенциала страны. Качество этого потенциала в значительной степени зависит от геополитических факторов. В их составе традиционно выделяются естественные и искусственные факторы. Естественные факторы включают следующие характеристики: почвы, рельефы, наличие речных и морских коммуникаций, полезных ископаемых и энергоресурсов, наличие или отсутствие естественных границ. Искусственными факторами являются характеристики конкурирующих этносов и государств, систем мирного или вооруженного взаимодействия, инфраструктуры производства и обороны. На основе потенциала этих факторов определяются цели внешней политики государства, выбираются методы и способы ее реализации. Этапы развития внешней политики 1. Этап личной зависимости характеризуется предельной концентрацией власти в руках авторитарного лидера, который определяет цели внешней политики, методы и способы ее реализации. Общество подключается к решению внешнеполитических проблем исключительно в экстремальных ситуациях, когда национальная безопасность находится под реальной угрозой. Угроза снимается посредством максимальной мобилизации ресурсов для защиты отечества. Например, земское ополчение, созванное Мининым и князем Пожарским, мобилизовало все возможные ресурсы для освобождения отечества от интервентов. 2. Этап экономической зависимости характеризуется осознанным участием субъектов национального производства и их политических представителей в принятии управленческих решений, направленных на защиту национальных интересов посредством механизмов внешней политики. Формирование этих механизмов обусловлено общественным мнением граждан и их политических представителей. Общественное мнение граждан может активно поддерживать политику насильственного ущемления национальных интересов других стран. Общественное мнение граждан может поддерживать мирные, демократические внешнеполитические акции государства по развитию международных отношений. Внешняя политика – это целесообразно организованная деятельность государства в системе международных отношений по реализации национального интереса на основе монопольного использования ресурсов данного общества.
Список рекомендуемой литературы 1. Баталов, Э. Иллюзии и реалии "новой эры" / Э. Баталов // Свободная мысль. - 2002.- № 1. - С. 14-19. 2. Волков, В.А. Экополитические пространства - новые политические изменения / В.А. Волков, Д.В. Афиногенов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 59-67. 3. Галкин, А. Глобальные изменения и политические институты / А. Галкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 12. - С. 115-118. 4. Замятин, Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в XX веке / Д.Н. Замятин // Полис. - 2001. - № 6. - С. 97-115. 5. Иванов, Л. Глобальный тупик или гармония цивилизаций? / Л. Иванов // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 9. - С. 21-28. 6. Игрицкий, Ю. Испытание гегемонией. Запад и Россия / Ю. Игрицкий // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 9. - С. 29-42. 7. Иноземцев, В.Л. На перепутье: Россия в мировой системе XXI века / В.Л. Иноземцев // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 101-112. 8. Иноземцев, В.Л. Глобальный конфликт XXI в. (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий) / В.Л. Иноземцев, Е.С. Кузнецова // Полис. - 2001. - № 6. - С. 131-139. 9. Колосов, В.А. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы / В.А. Колосов, Р.Ф. Туровский // Полис. - 2000. - № 3. - С. 40-60. 10. Лебедева, М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России / М.М. Лебедева // Полис. - 2000. - № 6. - С. 40-50. 11. Мигранян, А. Конец России? / А. Мигранян // Свободная мысль - ХХI. - 2002. - № 7. - С. 4-12. 12. Соловьев, Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности / Э.Г. Соловьев // Полис. - 2001. - № 6. - С. 116-130. 13. Уткин, А. После трагического сентября / А. Уткин // Свободная мысль - ХХI. - 2002.- № 1. - С. 4-13. 14. Цыганков, П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? (Критический анализ международно-политической концепции) / П.А. Цыганков // Полис. - 2000. - № 3. - С. 128-139. 15. Чугров, С. Россия и Япония: о некоторых параллелях в политической культуре / С. Чугров // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 11. - С. 48-54. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 9089 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |