27.01.2012, 20:07 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Сущность и структура политической системы
11. Политическая система
Синергетический потенциал политической системы определяется её способностью согласовать разнонаправленные потоки энергоинформационной активности конкурирующих социальных групп в единых системах взаимодействия. Негэнтропийный эффект политической системы проявляется в её способности выработать единые нормы, образцы, идеалы взаимодействия субъектов власти и объектов управления. Действие этих норм следует рассматривать по формуле Гегеля: Все действительное разумно, а все разумное действительно. Всякое правительство достойно своего народа, а народ достоин своего правительства. Формула, которой придавали исключительно политическое значение, должна стать методологической основой изучения феномена способности людей координировать свои действия в системе взаимодействий прошлого, настоящего и будущего. Негэнтропийные задачи политической системы связаны с развитием представительных институтов управления, гармонизацией свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан, расширением возможностей самореализации личности посредством созидания общественно значимых ценностей.
§ 11.1. Сущность и структура политической системы
Исторический опыт развития общества свидетельствует о необходимости слаженности взаимодействия политической, духовно-нравственной и социально-экономической сфер жизнедеятельности. В процессе совместной деятельности вырабатываются нормы, образцы, идеалы взаимодействия. Их использование обусловлено уровнем развития производства, образования, общей и политической культуры граждан, а также конкретно-историческими условиями. На основе этих факторов происходит формирование практики взаимодействия институтов государственного и общественного самоуправления. Попытки отдельных субъектов политики перестроить систему взаимодействия эффективны, только если они способствуют прогрессивному развитию производства и общества. Согласованное функционирование элементов обусловливает развитие политической системы по пути ее демократизации, расширения свободы и ответственности прав и обязанностей граждан. Несогласованное взаимодействие ведет к дезорганизации политической системы и вызывает общественную потребность в ее реорганизации, чтобы обеспечить целостность и стабильность общества. Структура политической системы состоит из блоков элементов, каждый из которых играет самостоятельную роль. 1. Политическая организация состоит из субъектов политики и власти, которые непосредственно участвуют в принятии политического решения и его реализации. В составе политической организации следует выделять административных и представительных субъектов. Административные субъекты – это институты государства, его исполнительные, законодательные, судебные, а также региональные и муниципальные органы управления. Институты административной политики и власти создаются доминирующими субъектами для реализации управленческих решений, обеспечивающих целостность, стабильность и развитие общества. Система власти, создаваемая по административному принципу, предназначена для пресечения чрезмерно эгоистических действий представительных институтов политики, несущих угрозу целостности и стабильности общества. Представительные субъекты создаются доминирующими субъектами рынка для защиты своих взаимовыгодных социально-экономических связей. Институты представительной политики и власти посредством парламента формируют нормы права, регулирующие отношения между субъектами рынка, собственником и работником, субъектом и объектом власти. Институты представительной политики ограничивают тенденцию концентрации власти, представляя частный интерес и добиваясь компромиссных политических решений. В конкретной реальности представительные субъекты – это кланы элиты, авторитеты и лидеры, а также политические движения, партии, общественные организации. Динамика развития национального производства и разделения труда стимулирует появление новых секторов производства и новых технологий. Появление новых субъектов национального производства объективно ставит вопрос о перераспределении результатов доходов и сфер влияния. Новые субъекты начинают создавать свои представительные институты политики и, прежде всего, политические партии. Они становятся новым фактором, который сопротивляется узурпации власти, и создают системы сдерживания, баланса сил и поиска компромисса. Полномочия представительных институтов политики разделены и сбалансированы с тем, чтобы политические решения принимались на основе всестороннего обсуждения, поиска компромисса в целях создания благоприятных условий развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Взаимодействие представительных и административных субъектов политики обеспечивает максимальную эффективность согласования частных интересов в рамках общего политического решения. 2. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность представлений, суждений субъектов общества по поводу выбора методов и способов взаимодействия субъектов и объектов политики и власти для обеспечения целостности, стабильности, развития и реализации прав человека. Политическое сознание отражает основные параметры взаимодействия субъектов и объектов политики и власти. Во-первых, политическое сознание фиксирует, какой должна быть власть. Например, политическое сознание россиян ориентировано на поиск авторитарного субъекта, который воплощает в себе единство слова и дела. Все политические руководители СССР, инициирующие ускоренное развитие демократических процессов (Хрущев, Горбачев), утрачивали контроль над исполнением их управленческих решений и становились объектами политических анекдотов. Во-вторых, политическое сознание ориентирует россиян на такие вопросы, как, на что должна быть направлена деятельность власти, какие цели она должна преследовать. В-третьих, политическое сознание определяет, какими средствами, методами, формами власть должна пользоваться, а какие не должны применяться. В-четвертых, политическое сознание населения определяет, когда необходимо подчиняться власти и в каких случаях ее можно игнорировать. Если политическая власть не контролирует исполнение своих решений, не наказывает субъектов общества за их игнорирование, то общественное мнение воспринимает коррупцию и криминал как естественное и допустимое действие по реализацию частного интереса в противовес действиям бюрократии. 3. Правовое сознание отражает нормы и образцы решения конфликтных ситуаций между гражданами, организациями и властью. Правовое сознание фиксирует права и обязанности субъекта по отношению к общему интересу, степень его свободы и ответственности в системе сочетания частного и общего интересов. Правовое сознание определяет методы и способы решения конфликтных ситуаций, защиты естественных прав граждан как со стороны государства, так и со стороны субъекта экономической, политической деятельности. Правовое сознание общества определяет допустимые и недопустимые методы, способы, формы разрешения конфликтов, чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы. Если нормы права, реализуемые государством, расходятся с традиционными нормами граждан, то неизбежно идут процессы разрушения норм права. 4. Информационно-коммуникационная система – это система производства, обмена, распределения и потребления информации, значимой для политической жизнедеятельности общества. Политическая информация создается представителями инстинктивного, обыденного сознания и субъектами идеологического сознания. Субъекты идеологического сознания – элиты – разрабатывают свои идеологии – теоретические модели функционирования и развития общества, основанные на приоритете частных интересов конкретной группы. Они осознанно ведут борьбу за формирование общественного мнения, активно распространяя информацию, которая представляет их частный интерес как общий интерес социума. Если политическая информация, распространяемая государством и правящей элитой, противоречит интересам рядовых граждан, то в обществе инстинктивно создается и распространяется информация недоверия и критики действий власти. Когда между идеологией власти и общества нет принципиальных противоречий, но существуют противоречия частных интересов, тогда возникает установка: «голосуй не голосуй, за нас уже все решили». Политическая информация создается всеми субъектами общества в самых различных формах – от слухов и анекдотов до театральных постановок, кинофильмов, теоретических моделей функционирования и развития общества. Обмен информацией происходит через средства массовой информации, литературу, театр, праздники и т.д. Синергетическое взаимодействие различных источников политической информации формирует политическое отношение общества к политической системе общества. Положительное или отрицательное отношение определяется способностью политической системы согласовать действия субъектов общества дабы обеспечить его целостность и возможность развития, повысить уровень и качество жизни граждан. Политическая система – это механизмы согласования действий институтов управления и самоуправления, субъектов и объектов власти на основе норм, исторически доказавших свою эффективность в обеспечении целостности, стабильности и развития общества, реализации прав человека.
Список рекомендуемой литературы 1. Дерлугьян, Г.М.Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение / Г. Дерлугьян // Полис. - 2000. - № 2,3. - С. 19-29. 2. Желтов, В. Обществу необходимы моральные авторитеты / В. Желтов // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 171-173. 3. Зайцев, Д.В. Разгосударствление социальной сферы в России: социально-правовой аспект / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. - С. 174-176. 4. Кантор, В.К. Евгений Трубецкой: совместимы ли христианская демократия и русская идея равенства? / В.К. Кантор // Вопросы философии. - 2006. - № 11. - С. 111-121. 5. Морозов, И.Л. Информационная безопасность политической системы / И.Л. Морозов // Полис. - 2002. - № 5. - С. 134-145. 6. Пантин, В.И. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования / В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Полис. - 2002. - № 2. - С. 6-19. 7. Пантин, И.К. Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего / И.К. Пантин // Полис. - 2007. - № 4. - С. 113-135. 8. Пивоваров, Ю.С. Русская власть и публичная политика (Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита) / Ю.С. Пивоваров // Полис. - 2006. - № 1. - С. 12-32. 9. Пляйс, Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем / Я.А. Пляйс // Полис. - 2004. - № 6. - С. 103-104. 10. Шестов, Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы / Н.И. Шестов // Полис. - 2004. - № 6. - С. 111-113. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 10395 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |