27.01.2012, 19:10 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Бюрократизм и ограничение его власти
9. Административные субъекты политики § 9.4. Бюрократизм и ограничение его власти
Неспособность субъектов власти контролировать административную систему управления ведет к росту политического влияния кланов бюрократии и к подавлению созидательной активности участников национального производства. Коррупция среди бюрократии порождает множество экономических правонарушений, наносящих ущерб государству и обществу. Общая сумма теневых и криминальных доходов составляла в 2000 г. почти половину ВВП. Почти половина этих денег используется для подкупа чиновников, от которых зависят те или иные решения государственных органов. В обществе формируются убеждения, что административная власть является источником материального благосостояния и все проблемы личного и общественного характера можно решить посредством вхождения в системы административной власти. Усиление влияния бюрократии способствует росту социально-экономического неравенства, возникшего в результате игнорирования норм социальной справедливости данного общества со стороны правящей элиты. Следствием этого становится усиление тенденций централизации, концентрации и узурпации власти в руках правящей элиты и высших слоев бюрократии. Переплетение политических, экономических и родственных интересов высшей бюрократии и правящей элиты ведет к тому, что бюрократия становится неконтролируемой. Отсутствие контроля общества над бюрократией создает условия появления бюрократизма, т.е. работы административного аппарата исключительно для реализации эгоистических интересов коррумпированной элиты управления. Бюрократизм проявляется в количественном росте аппарата власти за счет государства; усилении тенденции централизации и произвола власти по отношению к массам; формировании государственного аппарата на основе личной преданности, послушания, исполнительности, желания угодить вышестоящему начальнику; отсеивании из аппарата наиболее способных, энергичных, квалифицированных кадров; наличии тайных льгот и привилегий, распространении коррупции и взяточничества. В процессе развития производства и разделения труда субъекты общества вырабатывают определенные нормы взаимодействия, рационализацией которых занята бюрократия. На этапе общества личной зависимости деятельность бюрократии определяется интересами элитных групп. Для оптимизации работы бюрократии используются способы: чистки аппарата, контроля сверху, физического и морального давления – страха. На этапе экономической зависимости гражданское общество создает систему правового государства, т.е. систему общественного контроля над деятельностью бюрократии. Доминируют способы расширения полномочий представительной власти на всех уровнях государственного управления. Замещение вакантных должностей в системе государственного управления осуществляется на основе конкурса, открытости, гласности. Суд и арбитраж рассматриваются как цивилизованные способы решения конфликтных ситуаций. Компьютеризация создает относительно свободный доступ к информации о порядке функционирования того или иного субъекта в государственной власти, о правах и обязанностях граждан по отношению к данному субъекту. Наличие альтернативных средств массовой информации создает возможность общественного контроля над деятельностью бюрократии. Реализовать этот демократический потенциал может только гражданское общество с присущими ему уважением к законности и приоритету интересов личности. Критериями оценки эффективности деятельности власти становятся: рост национального производства, повышение уровня и качества жизни, степень реализации прав человека. Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 57-65. 2. Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. - 1999. - № 3. - С. 131-138. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2007. - № 4. - С. 24-45. 4. Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. - 2006. - № 2. - С. 90-109. 5. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. - 2006. - № 3. - С. 29-40. 6. Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - С. 68-77. 7. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. - 2000. - № 5. - С. 6-18. 8. Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 101-109. 9. Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 94-103. 10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. - 2006. - № 2. - С. 139-150. 11. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 69-77. 12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 49-60. 13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. - 2005. - № 2. - С. 179-182. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 7150 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |