27.01.2012, 19:05 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Гражданское общество и правовое государство
9. Административные субъекты политики § 9.2. Гражданское общество и правовое государство
Идеи правового государства и гражданского общества разрабатывались либерально настроенными мыслителями. Они требовали ликвидации привилегий аристократии и невмешательства государства в рыночную конкуренцию. Либералы рассматривали гражданина как субъекта рыночных отношений, обладавшего обязанностями и правами, свободой и ответственностью. Поэтому либералы требовали гарантий невмешательства власти в частную жизнь гражданина. Юридические гарантии были реализованы избранными парламентами. Конституционные реформы стали предпосылкой формирования гражданского общества. Объективной основой формирования гражданского общества является рыночная экономика с высоким уровнем развития товарно-денежных отношений и реальным осознанием гражданами взаимовыгодности этих отношений. Субъективной основой гражданского общества является ориентация граждан на реализацию своих способностей посредством созидания общественно значимых ценностей. Будучи активными участниками производства, субъекты гражданского общества сохраняют и развивают традиции, навыки общественного самоуправления. Граждане имеют четкое представление о своих правах и обязанностях, свободе и ответственности. Они способны защищать свои естественные и гражданские права и считают себя ответственными за положение дел в обществе. Общественное мнение гражданского общества воспринимает предпринимателей как группу, обеспечивающую развитие экономики, интересы которой должны защищаться государством. Доминирующими ценностями гражданского общества становятся уважение и поддержка созидательного труда, порядочность, честность, ответственность, справедливость, достоинство, то есть ценности, гарантирующие совершенствование процесса взаимодействия субъектов национального производства. Политические тенденции развития гражданского общества заключаются в преодолении политического отчуждения и пассивности граждан; последовательном развитии институтов самоуправления и их полномочий; расширении сферы действия представительной власти, формировании общественных механизмов контроля над деятельностью административной и представительной властей. Гражданское общество – это совокупность самоуправляющихся объединений граждан, определяющих порядок взаимодействия личности и структур государственной власти в процессе созидательной деятельности на основе сохранения и развития традиций, навыков, образцов самоуправления. Гражданское общество создает механизмы контроля над деятельностью административной власти, т.е. правовое государство, функционирование которого характеризуется: 1) избранием представительной власти на основе относительно свободной конкуренции посредством всеобщего, тайного, прямого голосования; 2) доминированием субъектов представительной власти на всех уровнях и ветвях государственной власти; 3) реальным разделением властей, четким определением сфер действия и полномочий каждой из них; 4) приоритетом права, действие которого определяется принципами: а) для власти разрешено только то, что разрешено законом; б) для граждан разрешено все, что не запрещено законом; 5) свободным образованием и деятельностью различного рода политических объединений, не несущих угрозу интересам общества и правам граждан; 6) наличием альтернативных источников в средствах массовой информации и относительно свободным доступом гражданина к информации; 7) особым значением суда как органа цивилизованного разрешения конфликтов между гражданами и государством; 8) потребностью граждан в альтернативной информации, механизмах защиты чести и достоинства граждан. Правовое государство – это политическое взаимодействие представительных субъектов политики под контролем гражданского общества, направленное на максимальное стимулирование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, роста их уровня и качества жизни, расширенной реализации прав человека.
Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 57-65. 2. Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. - 1999. - № 3. - С. 131-138. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2007. - № 4. - С. 24-45. 4. Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. - 2006. - № 2. - С. 90-109. 5. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. - 2006. - № 3. - С. 29-40. 6. Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - С. 68-77. 7. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. - 2000. - № 5. - С. 6-18. 8. Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 101-109. 9. Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 94-103. 10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. - 2006. - № 2. - С. 139-150. 11. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 69-77. 12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 49-60. 13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. - 2005. - № 2. - С. 179-182. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 16288 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |