27.01.2012, 18:58 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Государство: сущность, структура, функции
9. Административные субъекты политики
Синергетика процессов взаимодействия субъектов национального производства в силу появления новых секторов и технологий, изменения места и роли в самоорганизации специализированных групп в этом процессе может привести к усилению как энтропийных, так и негэнтропийных процессов в обществе. Негэнтропийность государства как политического института определяется необходимостью разработать единые политико-правовые нормы взаимодействия, обеспечивающие возможность рационального использования потенциала элит, средних слоев и масс в процессе созидания общественно значимых ценностей. Разработка, реализация и корректировка единых политико-правовых норм взаимодействия, направленных на сохранение целостности и обеспечение конкурентоспособности общества, осуществляются государством и его административной системой – бюрократией. Эволюция государства и бюрократии определяется способностью граждан к самоорганизации и контролю над деятельностью административной системы управления, для создания оптимальных условий самореализации личности через участие в созидании ценностей, реализацию естественных и гражданских прав человека.
§ 9.1. Государство: сущность, структура, функции
Государство – это основной институт политической системы, выполняющий функции административно–регулятивного управления обществом. Анализ причин возникновения государства и объяснения его сущности определяется используемой методологией анализа. В рамках методологии классической рациональности государство рассматривается как результат целенаправленной деятельности элит, создавшей государство для защиты своих классовых интересов. Поэтому государство как политический институт рассматривается как аппарат классового господства. Опираясь на эту позицию, представители правой идеологии рассматривают государство как механизм принуждения, который, используя правовые санкции, обеспечивает порядок и развитие общества (господство элит и подчинение массы). Левые идеологи рассматривают государство как аппарат насилия и подавления трудящихся в интересах правящего класса. В России эти две противоположные точки зрения слились во мнении о том, что государство – это армия чиновников, которая принимает решения независимо от интересов общества, часто вопреки им. Теоретики методологии неклассической рациональности считают, что происхождение государства обусловлено естественными попытками человеческих сообществ создать производящее хозяйство для защиты от природных катаклизмов и от враждебных действий других этносов. Отсутствие возможностей для развития производящего хозяйству делает невозможным возникновение государства. Влияние естественно-природных и географических факторов проявилось в вариантах развития государства. В Западной Европе с её благоприятными климатическими и географическими условиями формировались города-государства, в рамках которых действовали общинные демократические процедуры принятия управленческих решений. Восточный, или азиатский, способ производства был связан с необходимостью создания грандиозных ирригационных систем (каналов, водоподъемников и т.п.), что было не по силам отдельным общинам. Восточный вариант возникновения государства (это и путь становления российской государственности) происходит раньше, чем возникает деление общества на конфликтующие классы. С точки зрения методологии постнеклассической рациональности происхождение государства связано как с естественно-природными предпосылками, так и с осознанной потребностью этнических сообществ в их воспроизводстве на освоенной ими территории. Из сообществ, создавших свое производящее хозяйство, выделились элиты, которым было делегировано право на организацию административной власти государства. В ряде регионов земного шара возникли земледельческие общины и на их основе – первые цивилизации, как правило, в долинах крупных рек. Поливное земледелие, ирригационные работы, а также необходимость защиты от вражеских набегов приводили к появлению первичных государств. Таким образом, отмечает А.Б. Венгеров, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Признаками государства являются: · устойчивая территориально-производственная общность, в рамках которой действует стабильная публичная власть, организующая взаимодействие различных групп общества для обеспечения его целостности, стабильности и развития; · наличие специального аппарата государственного управления, полномочия которого распространяются на всю территорию и всех граждан независимо от их воли; · исключительное право на сбор налогов, осуществление финансовой и бюджетной политики (выпуск денег, их обращение и распределение); · монополия на создание правовых норм взаимодействия субъектов общества и использование систем реализации права органами принуждения и обороны (суд, полиция, прокуратура, армия). Государство представляет собой процесс самоорганизации общества посредством формирования специального аппарата власти, обеспечивающего целостность и развитие общества. Единство интересов элит и рядовых граждан заключается в том, чтобы реализовать антропологическую потребность в сохранении жизни и продолжении рода на основе развития производящего хозяйства и эффективного управления его развитием, в том числе и за счет принуждения определенных групп к тяжелым, неквалифицированным видам труда. Субъекты общества по мере своего развития осознают потребность в создании и использовании политико-правовых норм взаимодействия. Их реализация обеспечивается легитимными механизмами поддержки созидательной активности и подавлением эгоизма, разрушающего целостность и стабильность общества. Исторические этапы развития государства Город-государство (Древняя Греция, русские княжества периода феодальной раздробленности). Это период перехода от племенной демократии к государственной организации; поиска оптимального соотношения представительной и административной власти и форм правления (демократии или деспотии). Государство военной империи (Киевская Русь). Возникает на основе союза племен для захвата и грабежа чужих территорий. Отсутствует единая система разделения труда, нет основы для осознания взаимозависимости материальных интересов. Как только общество переходит к другим способам обеспечения жизнедеятельности, империя быстро распадается. Держава – унитарное государство (великое княжение). Характеризуется стабильным центром власти, единой этнической и социально-экономической основой, осознанием необходимости единства и общей цели. Сословно-представительная монархия (централизованное государство). Возникает на основе интеграции родственных этносов, проживающих на близко расположенных землях. Субъектами интеграции являются местные элиты, которые формируют органы своего представительства на уровне центра (Боярская дума, Земский собор), корректирующие власть монарха. Абсолютная монархия (империя Петра I). Возникает, когда общество делегирует всю полноту власти монарху. Он становится неограниченным субъектом законодательной, судебной, исполнительной власти. Его власть не зависит от внутренних и внешних факторов. Это период создания феодальных империй. Конституционная монархия (формируется в России с 1905 г.). Появляется на основе становления рыночного хозяйства, когда ведущие субъекты рыночных отношений осознают необходимость представительства своих интересов. Они добиваются разделения властей и реализации своих гражданских прав избирать и быть избранными в органы законодательной власти. Ограничение власти монарха конституцией и парламентом становится гарантией реализации интересов активных субъектов производства и рынка. Республика (формируется в России с 1917 г.). Возникает на основе общества, способного использовать право формирования органов власти и контроля над их деятельностью. Первоначально это право принадлежит гражданам, обладающим соответствующими имущественными и половозрастными цензами. Впоследствии, по мере роста политической и правовой культуры, это право становится достоянием всех. Республика может быть президентской или парламентской. Это деление определяется по доминирующему субъекту власти. На этапе общества личной зависимости функционирование и развитие государства в значительной степени определяются волей и качеством управленческой деятельности доминирующего субъекта власти. Чтобы обеспечить свою целостность и стабильность общество делегирует всю полноту власти легитимному субъекту, способному координировать деятельность конкурирующих элит, подавлять их эгоизм, а также обеспечивать реализацию минимума прав рядовых граждан. На этапе общества экономической зависимости идет процесс ограничения абсолютной власти доминирующего субъекта. Объективной основой этого процесса является развитие социально-экономических связей между гражданами на принципе взаимной выгоды. Ведущие участники национального производства заинтересованы в сохранении и развитии взаимовыгодных экономических связей и их защиты от вмешательства государства. Субъекты национального производства создают представительные органы власти, добиваются реального разделения властей и права парламента контролировать деятельность административных органов государства. Общественность осознала свои гражданские права на формирование органов власти и на контроль над их деятельностью. Организационная структура государства 1. Военная империя. Основана на экономическом и политическом доминировании центра, эксплуатирующего завоеванные и зависимые территории – колонии. Как только колонии создают экономическую и политическую основу для независимости, они тотчас начинают борьбу за развал империи. 2. Унитарное государство. Характеризуется единой этнической и социально-экономической основой, стабильным центром власти, который самостоятельно распределяет полномочия между центральными, региональными и местными органами управления. Данное дробление власти обусловлено необходимостью учета местных интересов в системе функционирования единой системы государственной власти. 3. Федерация. Союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними полномочий. Федерация основывается на приоритете центральных органов власти в вопросах, затрагивающих общие интересы субъектов федерации, реализации естественных прав человека, определения стратегии развития общества. Структура федерации призвана обеспечивать оптимальный процесс интеграции этносов, территорий, государств, имеющих свою специфику. 4. Конфедерация. Союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей. Субъекты конфедерации сохраняют полный государственный суверенитет. Совместные органы управления конфедерацией не имеют ресурсов и правовых полномочий, гарантирующих реализацию совместно принятых решений. Функции государства определяются уровнем развития политической самоорганизации общества. На этапе общества личной зависимости роль государства заключалась в обеспечении целостности и стабильности общества посредством политического и социально-экономического господства субъекта верховной власти, координатора интересов элит и масс. На этапе экономической зависимости основные функции государства заключаются: а) в экономике – в обеспечении благоприятных условий для развития национального производства и создании соответствующих стимулов созидательной активности граждан, субъектов хозяйственной деятельности; б) социальной сфере – в создании системы распределения, стимулирующей каждого к совершенствованию себя как субъекта созидания на основе адекватного вознаграждения, гарантированном обеспечении реализации естественных и гражданских прав человека, дающих возможность самореализации; в) правовой сфере – разработке и внедрении принципов и норм разрешения конфликтных ситуаций для стимулирования созидательной активности гражданина; г) культурно-воспитательной сфере – создании условий воспроизводства населения, его воспитания, обучения для участия в созидании общественно значимых ценностей; д) геополитике – защите интересов страны (в системах международного производства, торговли, использования природных ресурсов и т.д.). Оценка деятельности государства периода экономической зависимости должна даваться на основе показателей развития национального производства, создания рабочих мест, повышения уровня и качества жизни граждан, расширения сферы защиты прав человека. Государство – это механизм территориально-политической самоорганизации общества, посредством специального аппарата власти координирующего процессы взаимодействия в рамках стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и конкурентоспособности общества, повышение уровня и качества жизни граждан.
Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 57-65. 2. Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. - 1999. - № 3. - С. 131-138. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2007. - № 4. - С. 24-45. 4. Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. - 2006. - № 2. - С. 90-109. 5. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. - 2006. - № 3. - С. 29-40. 6. Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - С. 68-77. 7. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. - 2000. - № 5. - С. 6-18. 8. Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 101-109. 9. Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 94-103. 10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. - 2006. - № 2. - С. 139-150. 11. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 69-77. 12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 49-60. 13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. - 2005. - № 2. - С. 179-182. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 15284 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |