27.01.2012, 18:36 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Леворадикальные идеологические концепции
8. Политические идеологии левой ориентации § 8.4. Леворадикальные идеологические концепции
Леворадикальные идеологические движения представлены концепциями анархизма (от греч. безвластие), проповедующими освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг. XIX в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать М. Штирнера, П. Прудона, М.А. Бакунина, Л.А. Кропоткина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на «системе взаимности», предполагающей «равновесие собственности», равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство. По мнению Бакунина, государство создается правящей элитой для закрепления своего привилегированного положения. Человек отличается от животного способностью мыслить и протестовать. Протест в определенный момент принимает форму стихийного «самопроизвольного» бунта масс против государства. Поскольку любое государство является инструментом подавления стремления личности к свободе, поэтому его уничтожение как аппарата насилия является объективной необходимостью. На рубеже XX в. на почве социалистического движения в борьбе с марксизмом оформился коммунистический анархизм П.А. Кропоткина. Он был ориентирован на созидательную сторону социального развития в форме организации разного рода добровольных коммунистических общин, действующих на основе солидарности и взаимной помощи. Кропоткин считал, что общество, как и вся живая природа, развивается на основе инстинкта солидарности. Если устранить преграды, сдерживающие этот инстинкт, то развитие общества пойдет значительно быстрее. Будущее общество, по мнению Кропоткина, должно представлять собой совокупность самоуправляющих коммун. Среди современных левых радикалов следует выделять: анархо-реформистов, анархо-радикалов, наследников идеологии троцкизма. Анархо-реформизм как современное идеологическое движение формировался под влиянием концепций Э. Фромма и Г. Маркузе. Анализ концепции Фромма показывает ориентацию исследователя на построение «здорового общества», в котором раскрываются экзистенциальные потребности человека, такие как бескорыстная любовь, творчество, самореализация, ощущение единства, потребность в глубоких корнях. Г. Маркузе – леворадикальный критик современного индустриального общества, элита которого манипулирует массовым сознанием с помощью средств массовой информации. Давление современного общества, отмечал Г. Маркузе, заключается в том, что общество потребления превращает человека в «одномерное» существо. Сам протест против этого общества представляется Маркузе иррациональным и малоперспективным. Тоталитарные тенденции одномерного общества делают традиционные пути и средства протеста неэффективными и, может быть, даже опасными, поскольку они сохраняют иллюзию верховенства народа. Движущей силой развития Маркузе считает отверженных и аутсайдеров, эксплуатируемых и преследуемых представителей других рас и цветов кожи, безработных и нетрудоспособных. Их противостояние само по себе революционно, пусть даже оно ими не осознается. Развитие цивилизации, по мнению Г. Маркузе, начинается с личного освобождения, с отказа индивида от навязанных ему стереотипных норм и моделей поведения. Это освобождение возможно у лиц, наименее интегрированных в систему потребительского общества, т.е. у студентов, маргиналов, интеллектуалов, осознавших свою потребность в свободе. В результате освобождения индивиды объединяются в различного рода коммуны альтернативного образа жизни. Социальный протест, полагал Г. Маркузе, может быть активизирован эротическими влечениями, подавленными индустриальным обществом; авангардистским искусством, выражающим протест против культуры потребления; совместным проживанием молодёжи в коммунах альтернативного образа жизни. Совокупность трудовых, семейных, образовательных, воспитательных коммун должна постепенно изменять, реформировать общество. Наиболее ярким примером движения анархо-реформистов явилось движение хиппи, культивировавших ценности чувств, восточной мистики, свободной любви, индивидуального протеста. Основным постулатом анархо-реформизма остается абсолютизация свободы личности от любого внешнего воздействия, полная автономия в быту и на рабочем месте, отказ от организации, авторитета и политики. В реальности эта система ценностей вела к социальной пассивности, к уходу в иррационализм, мистику, наркотики. Анархо-радикализм как идейно-политическое движение активизировался в конце 60-х - начале 70-х годов. Теоретики левых радикалов исходили из идеи кризиса западной цивилизации и культуры, основанной на прагматизме и рационализме. Отрицая роль рабочего класса, интегрировавшегося в систему потребления анархо-радикалы утверждают, что ведущей силой революции должна стать молодёжь, студенчество, революционные интеллектуалы. Их стихийный эмоциональный протест может пробудить стремление к подлинной свободе личности, несмотря на деятельность репрессивного аппарата государства. Активность репрессивного аппарата, инициируемая террористическими действиями организаций городских партизан типа «Красные бригады» в Италии, «Фракции Красной Армии» в ФРГ поможет осознать человеку, что государство является орудием классового господства, а не органом защиты интересов всех. Анархо-радикалы преувеличивают значение героического самопожертвования личности, чья деятельность активизирует массу, т.е. разбудит инстинкты свободы. Троцкизм представляет собой леворадикальную идеологическую концепцию, целью которой является построение социализма посредством мировой революции, состоящей из трех потоков. Революция начнется в странах социализма, представляющих собой бюрократизированные государства (первый поток); затем продолжится антиимпериалистическим движением (второй поток) и завершится пролетарской революцией в капиталистических странах (третий поток). Для подготовки и проведения этих революций необходимо сформировать сильный авангард, проникающий в различные общественно-политические организации для захвата лидерства и использования их в будущей мировой революции. Диалог правых и левых сил является обязательным условием устойчивого развития, поскольку отражает интересы участников производства. Правые радикалы, консерваторы и либералы отражают интересы групп, занятых в системе управления. Управленческие элиты склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы, в частности экономическую сферу. Левые силы – социал-демократы, коммунисты и анархо-реформисты, наоборот, придерживаются позиции, что ценности демократии, свободы, равенства носят универсальный характер и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о методах, способах и формах создания новых коммуникаций на основе взаимного признания прав и обязанностей между управленцами и исполнителями – субъектами национального производства. Диалог правых и левых на основе взаимного признания прав и обязанностей, свободы и ответственности, участия в принятии управленческих решений формирует основы устойчивого развития национального производства и общества. Список рекомендуемой литературы1. Баталов, Э. Русский анархизм сегодня и вчера / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1996. - № 12. - С. 110-114. 2. Громыко, А.А. Победы и поражения современной социал-демократии / А.А. Громыко // Полис. - 2000. - № 3. - С.140-150. 3. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность (Методологические аспекты) / В.А. Гуторов // Полис. - 2001. - № 3. - С. 72-82. 4. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21. 5. Сюаньмэн, Ю. Марксизм и проблемы онтологии / Ю. Сюаньмэн // Вопросы философии. - 2007. - №5. - С. 122-135. 6. Федотова, Н.Н. Коммуникационная теория безвластия / Н.Н. Федотова, П. Горгулов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 185-186. 7. Холодковский, К.Г. Противостояние левые - правые: анахронизм или смена координат? / К.Г. Холодковский // Полис. - 2006. - № 6. - С. 81-96. 8. Шахназаров, О.Л. Корни русского социализма / О.Л. Шахназаров // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 24-37. 9. Шевченко, В.Н. Марксизм: история и современность / В.Н. Шевченко // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 176-181. 10. Юйлинь, Чэ. Заметки о западном марксизме / Чэ. Юйлинь // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 147-153. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 8192 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |