Идеология современной социал-демократии. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
27.01.2012, 18:32

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция)  Идеология современной социал-демократии


8. Политические идеологии левой ориентации

§ 8.2. Идеология современной социал-демократии

 

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции от идей социалистов-утопистов и классиков марксизма. Формирование и возрастание в конце XIX – начале XX в. роли и влияния рабочего движения в странах с развитым капитализмом привели к созданию социал-демократических партий, роль которых заключалась в представительстве интересов рабочего класса. В ряде стран (например, в Великобритании и Скандинавских странах) профсоюзы и поныне являются коллективными членами этих партий. Первоначально социал-демократы поддерживали идеи революционного перехода к социализму посредством диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, социального равенства и т.д. Став парламентскими партиями, социал-демократы перешли на позиции реформизма и критики революционного перехода от старой общественной системы к новой.

Руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей стратегической целью построение демократического социализма. В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала программа постепенной интеграции рабочего класса в существующую систему и ее постепенной трансформации эволюционным путем. Э. Бернштейн считал, что «социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию» является «законным наследием» либерализма. Речь идет о таких принципиальных для обоих течений вопросах, как свобода личности, хозяйственная самостоятельность отдельного индивида, его ответственность перед обществом за свои действия и т.д. Демократия – это средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма, и она есть форма осуществления этого социализма. Реформизм в демократической системе способствует тому, что субъекты политики сознают границы своего влияния и меру своих возможностей и могут предпринять лишь то, на что в данных условиях могут рассчитывать. Это обусловливает умеренность требований и постепенность преобразований.

В 1951 г. Социнтерн принял программу принципов – Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы «основные ценности демократического социализма». Она содержала также положение о возможности плюралистического обоснования социал-демократами социалистической цели. Программы социал-демократических партий подчеркнули многообразие своих идейных источников, плюрализм своих ценностей, установок, ориентации. В основной программе СДПГ ключевую роль играло понятие социализма как «постоянной задачи». Но четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием в программе нет. Под категорией социализма как «постоянной задачи» понимают, прежде всего, такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного «скачка», знаменующего переход к социализму.

Суть современного социал-демократизма наиболее точно выражена в Годесбергской программе СДПГ 1959 г. В качестве «основных целей социалистического стремления» провозглашены свобода, справедливость и солидарность. Эти три пункта в различных модификациях с дополнением ценностей равенства, демократии и т.д. в той или иной форме присутствуют в программах большинства социал-демократических партий. Для социал-демократов свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Свобода, равенство и справедливость обусловливают друг друга. Свобода личности может реализоваться только в свободном обществе, и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы индивида. Стратегической целью социал-демократы считают построение демократического социализма путем создания солидарного общества, в котором важнейшие политические решения принимаются осознанно и ответственно всеми гражданами, на основе национального согласия.

В 80-е гг. социал-демократические партии приняли новые программные установки на политический плюрализм, частно-капиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций. Сущность социал-демократической идеологии раскрывается во взглядах на роль государства в системе общественного развития. Деятельность социал-демократических правительств основана на косвенном влиянии государства на хозяйственные процессы, т.е. с помощью изменения процентных ставок, норм банковских резервов, займов и налогов. Особое внимание уделяется механизмам перераспределения. В развитом обществе действуют два механизма распределения. Первый – рынок, который приносит крупные доходы тем, чей труд может высоко оплачиваться, либо тем, кто владеет значительным капиталом, землей и т.д. Второй – государство, перераспределяющее доходы в обществе. Государство определяет принципы и условия взаимодействия субъектов социально-экономической и политико-правовой деятельности, а также является арбитром в их отношениях. Государство не является собственником, а только участвует в перераспределении прибыли, для того чтобы обеспечить:

·   последовательную реализацию естественных и гражданских прав человека;

·   формирование массового слоя культурных собственников из всех слоев общества и стимулирование созидательной активности каждого;

·   создание условий для целостного и стабильного развития производства и общества.

Преимущества шведской модели заключаются в ее способности обеспечить:

1). историческую и культурную преемственность в развитии общества;

2). сохранение цивилизационных ценностей рыночной экономики с гарантией государства по смягчению ее негативных проявлений для граждан;

3). последовательное развитие созидательной активности граждан посредством поддержки предпринимательства (например, в Швеции представители гуманитарной интеллигенции регистрируют свои дома как предпринимательские конторы, так как получают льготы при покупке товаров длительного пользования, оплате жилья, уплате налогов);

4). экологическое и социально-ответственное хозяйствование различных субъектов собственности через жесткие требования по защите окружающей среды, а также посредством мер, обеспечивающих защиту социального минимума работника в соответствии с его уровнем образования и квалификации независимо от формы собственности, с которой он связан;

5). стимулирование граждан к повышению квалификации и переобучению при необходимости. До начала 80-х гг. пособие по безработице для низкоквалифицированных рабочих доходило до 90 % их прежнего заработка, что лишало их стимула к поиску работы, повышению квалификации. С конца 80-х гг. размеры пособий по безработице сокращаются;

6). развитие местных органов самоуправления вплоть до полной экономической самостоятельности.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Баталов, Э. Русский анархизм сегодня и вчера / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1996. - № 12. - С. 110-114.
2. Громыко, А.А. Победы и поражения современной социал-демократии / А.А. Громыко // Полис. - 2000. - № 3. - С.140-150.
3. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность (Методологические аспекты) / В.А. Гуторов // Полис. - 2001. - № 3. - С. 72-82.
4. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21.
5. Сюаньмэн, Ю. Марксизм и проблемы онтологии / Ю. Сюаньмэн // Вопросы философии. - 2007. - №5. - С. 122-135.
6. Федотова, Н.Н. Коммуникационная теория безвластия / Н.Н. Федотова, П. Горгулов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 185-186.
7. Холодковский, К.Г. Противостояние левые - правые: анахронизм или смена координат? / К.Г. Холодковский // Полис. - 2006. - № 6. - С. 81-96.
8. Шахназаров, О.Л. Корни русского социализма / О.Л. Шахназаров // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 24-37.
9. Шевченко, В.Н. Марксизм: история и современность / В.Н. Шевченко // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 176-181.
10. Юйлинь, Чэ. Заметки о западном марксизме / Чэ. Юйлинь // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 147-153.


Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 12758 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]