Либерализм и неолиберализм. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
26.01.2012, 20:05

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Либерализм и неолиберализм

 

7. Политические идеологии правой ориентации

§ 7.4. Либерализм и неолиберализм

 

Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам. Социально-экономической предпосылкой либерализма как идейно-политического движения стала цель ограничения различных форм государственного протекционизма по отношению к отдельным социальным группам – субъектам рынка. Обеспечить равенство субъектов товарно-денежных отношений можно было только посредством ограничения абсолютной власти монарха и контроля представительной власти над деятельностью исполнительной. Отсюда вытекали основные принципы классического либерализма:

·   свобода частной собственности и рыночной конкуренции;

·   разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную;

·   ограничение абсолютной власти путем конституционных реформ сверху (в этом заключается принципиальное отличие идеологии либерала от демократических установок и принципов);

·   реализация естественных прав человека. (Гражданское право на участие в политическом управлении обществом ограничивалось имущественными и половозрастными цензами.)

Либералы выступали за невмешательство государства в системы рыночных отношений. Они считали, что частная собственность и рынок являются естественными регуляторами развития производства и общества. Сторонники классического либерализма всегда предпочитают описывать отрицательные свойства и последствия государственного насилия. Все рассуждения о социальной справедливости отвергались либералами на основании того, что государство дает право принимать решения политикам и чиновникам, которые могут использовать её произвольно. Развитие этих идей привело к доктрине «минимального государства», согласно которой деятельность правительства должна базироваться на невмешательстве в частную жизнь граждан. Синергетический характер действия либерализма проявляется в резкой активизации субъективного фактора самоорганизации, который, в свою очередь, приводит к бифуркационным потрясениям социума и человечества.

Исторический опыт показал, что свободная конкуренция без вмешательства государства невозможна, поскольку идет естественный процесс монополизации производства и рынков сбыта. Монополия ограничивает свободную конкуренцию, ведет к росту социального неравенства, способствует развитию социально-политических конфликтов. Возникла необходимость ограничения тенденций монополизации производства и рынков сбыта. В этом вопросе возникает проблема: какая сила и как может ограничить тенденции монополизации. Необходимость снятия социально-экономических конфликтов, порождаемых монополизацией производства и рынков сбыта, стимулировала появление концепции социального договора Дж. Роулса.

Неолиберал Роулс поставил вопрос о том, признание каких прав индивид может требовать от себя и других? Существуют права на самую широкую свободу, которая не нарушает свободу других индивидов; на справедливость, согласно которой неравенство оправдано только тогда, когда оно способствует улучшению положения наименее привилегированных индивидов. Второе право есть главный принцип теории справедливости, которую Роулс называет максимально-минимальной. Социальная справедливость – это стремление привести к максимуму минимальный уровень расходов, ресурсов и потребления посредством вмешательства государства в экономику. Практика показала, что свобода личности как принцип функционирования и развития общества возможна только при регулировании деятельности субъектов рынка социально организованными формами контроля.

Либералы-реформаторы обратились к идеям государственного регулирования экономики. Основными принципами неолиберализма стали следующие положения.

1. Государство должно регулировать рыночные отношения, целенаправленно поддерживать мелкий и средний бизнес, т.к. это дает: а) социальную устойчивость общества за счет формирования массовых средних слоев; б) совпадение интересов собственника и работника на малых предприятиях, т.е. значительный рост производительности труда и конкурентоспособности национального производства.

2. Государство должно иметь значительные социальные фонды помощи, чтобы гарантировать реализацию прав человека и возможности самореализации граждан.

3. Социальные фонды дадут возможность формировать элиты на основе относительно свободной конкуренции деловых и моральных качеств претендентов и независимо от их происхождения.

4. Конкуренция альтернативных элит будет способствовать выделению наиболее эффективной, т.е. правящей, элиты, способной обеспечить стабильное развитие общества, повысить уровень и качество жизни.

Определенный пересмотр позиции либералов в понимании свободы личности зафиксировала книга Ф. Фукуямы «Конец истории». Фукуяма отказался от концепции открытого общества К. Поппера, провозгласив конец истории в виде нового идеала – неолиберальной модели. Бестселлер Дж. Сороса «Кризис глобального капитализма» также стал свидетельством корректировки либералами своих позиций. Основной вывод книги заключается в том, что идея свободы как абсолютной ценности не состоятельна, а принцип «свободного рынка» при неконтролируемом развитии несет в себе мощные угрозы человеку и обществу. Переход от либерализма к неолиберализму означал стремление субъекта социально-политического действия сохранить ценности свободы и конкуренции, гарантируя при этом достойный уровень и качестов жизни рядовым гражданам в рамках устойчивого развития общества.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Карцов, А.С. Русский консерватизм: модель непарламентарного представительства / А.С. Карцов // Полис. - 2006. - № 4. - С. 159-167.
2. Кирьянов, И.К. Провал премьеры либеральной пьесы: первый опыт российского транзита / И.К. Кирьянов // Полис. - 2005. - № 5. - С. 118-131.
3. Козин, Н.Г. Искушение либерализмом / Н.Г. Козин // Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 47-66.
4. Кравченко, И.И. Либерализм: политика и идеология / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 3-14.
5. Люкс, Л. Fascism Past and Present, West and East. Фашизм в прошлом и настоящем, на Западе и на Востоке / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2007. - № 2. - С. 91-102.
6. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21.
7. Пущаев, Ю.В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) / Ю.В. Пущаев // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 3-14.
8. Российский либерализм: судьбы и перспективы ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 80-89.
9. Сендеров, В.А. Консервативная революция в послесоветском изводе. Краткий очерк основных идей / В.А. Сендеров // Вопросы философии. - 2006. - № 10. - С. 93-96.
10. Тарасов, А. Рождение реформ: бритоголовые, они же скинходы, новая фашистская молодежная субкультура в России / А. Тарасов // Свободная мысль. - 2000. - № 4. - С. 40-54.
11. Честнейший, Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие / Н.В. Честнейший // Полис. - 2006. - № 4. - С. 168-173.
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 10604 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]