26.01.2012, 20:03 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Консерватизм и неоконсерватизм
7. Политические идеологии правой ориентации § 7.3. Консерватизм и неоконсерватизм
Основополагающие ценности консерватизма были сформулированы Э. Берком в известной работе «Размышления о революции во Франции». Во-первых, человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность. Во-вторых, общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. В-третьих, инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. В-четвертых, общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека. В-пятых, всякое общество представляет собой, прежде всего, иерархию социальных слоев, групп, индивидов. В-шестых, существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Исходя из этих принципов, консерваторы активно используют традиционные методы формирования правящей элиты и реализации ее власти. Авторитет элиты, подтвержденный ее прошлым, является гарантом настоящего и будущего. Традиционные методы воспитания и обучения элиты делают её духовной, разумной, ответственной. Элитарная трактовка консерватизма объясняет, что традиция является как бы второй природой человека. Она обеспечивает порядок, стабильность, сохранение сложившегося типа социальных отношений и т.п. Порядку придается большее значение, чем свободе и равенству. Требование социального равенства рассматривается консерваторами как угроза порядку и свободе. В эпоху научно-технического прогресса сформировалась идеология «технократического консерватизма». Её содержание заключалось в утверждении, что власть элиты обусловлена потребностями научно-технического прогресса, а государство обеспечивает условия для его развития. Консерватизм обращается к тем социальным группам, которые способны создавать собственность и стремятся передать её из поколения в поколение. Такая преемственность обеспечивает сохранение традиции рационального управления, она же создает основные принципы отношений в обществе, в том числе и систему правовых, политических и властных отношений. Собственность является синергетическим фактором, требующим от личности разумности, культуры управления, самодисциплины, порядочности и ответственности. Значение собственности как антропологического фактора является определяющим для формирования идеологии консерватизма даже в условиях, когда частная собственность находится под официальным запретом. Например, партийно-хозяйственная номенклатура СССР отстаивала принцип государственной собственности как гарантии своего элитарного статуса в обществе.
Радикальные реформы 1990-х гг., проводимые Б.Н. Ельциным и его командой молодых реформаторов, привели экономику России к развалу. Поэтому в практической деятельности консерваторов следует видеть положительное зерно – принцип сомнения в рациональности нововведений и критики реальной жизни. Консерваторы рассматривают свое сомнение как инстинкт самосохранения, как защиту от проявлений радикализма, отрицающего рациональность существующего порядка. Для консерваторов проблема сохранения традиций стоит чрезвычайно остро. Во времена глобализации, по мнению консерваторов, возникает опасность противоречий между денационализированной элитой и националистической общественностью. Угрозу представляет международный класс бизнесменов, чиновников, ученых, журналистов, постоянно путешествующих, общающихся друг с другом. Они защищают политику расширения торговли, инвестиций и прибыли, содействуя либеральной демократии и рыночной экономике. Эти цели, однако, противоречат экономическим интересам и ценностям широкой общественности в их странах. Ответ как классических консерваторов, так и неоконсерваторов заключается в их стратегии объединения на основе здорового национализма. Лозунгами такого здорового национализма в США являются: Америка – религиозная страна; Патриотизм – это достойная вещь; Национализм – это не изоляционизм. Консерваторы исходят из идеи естественно-биологического неравенства людей, которое объективно приводит к социальному неравенству. С точки зрения консерваторов, консерватизм можно определить как всеобщий закон природы. Этот закон освобождает от идеализации природы человека и подчеркивает ограниченность возможностей социальной политики в управлении обществом. Следовательно, вмешательство радикалов и массы в процессы управления недопустимо, т.к. ведет к резкому снижению коэффициента полезного действия управленческой деятельности, диспропорции и хаосу в научно-техническом прогрессе. Масса лишена разума, духовности и ответственности, и все социальные конфликты возникают на основе ее несоразмерных претензий. Эти претензии должны корректироваться государством по принципу, что для самоутверждения человеку необходимо понимание своих «пределов», упорядочивание своих притязаний в зависимости от наличных возможностей и средств. Поэтому основными ценностями консерваторы провозглашают:
Отсюда следует, что основными ценностями для консерваторов являются естественные потребности людей, находящихся в органической связи с природой – почвой, с социальными и духовными традициями общества. Следует помнить, что объективное отношение к традициям не приемлет как слепого преклонения перед ними, так и пренебрежения культурным наследием. Неоконсерватизм как идеологическое движение появилось в условиях подъема мировой системы социализма и активизации использования политики и практики государственного регулирования социально-экономических процессов. Перед консерваторами возникла необходимость сделать ценности свободного предпринимательства более привлекательными и демократизировать процессы формирования правящей элиты независимо от социального происхождения претендентов. Кроме того, развитые страны Запада столкнулись с необходимостью решать глобальные проблемы человечества, возникшие вследствие неконтролируемого развития научно-технического прогресса. Идеологи неоконсерватизма сформулировали следующие задачи. Во-первых, использовать преимущества разработки высоких технологий для стран «золотого миллиарда» и приостановить темпы внедрения результатов научно-технического прогресса в развивающихся странах. Во-вторых, сделать ценности частной инициативы привлекательными для стран социализма и развивающихся стран. В-третьих, сохранить естественность развития национально-культурной самобытности развитых стран Запада. В-четвертых, обеспечить приоритет интересов развитых стран Запада в глобальных масштабах. Основными принципами неоконсерватизма стали: · возрождение свободной конкуренции собственников и ограничение вмешательства государства в рыночные отношения; · стимулирование частной инициативы посредством снижения налогов и сокращения социальных фондов помощи неимущим; · свободная конкуренция и частная собственность, являющиеся основой действительной политической свободы; · возрождение авторитета государства как во внутренней, так и во внешней политике с помощью силы. С точки зрения идеологов консерватизма и неоконсерватизма, это течение можно определить как всеобщий закон природы, который освобождает от идеализации природы человека и подчеркивает ограниченность возможностей социальной политики в управлении обществом. Неоконсерватор – президент США Р. Рейган утверждал, что позитивные перемены должны уходить корнями в традиционные ценности – в землю и культуру, в семью и коллектив, и они должны черпать силу от вечных вещей, от источника самой жизни, каковым является сама вера. Такая перемена приведет к новому пониманию, новым возможностям, позволит раздвинуть горизонты будущего, в котором традиции не будут насаждаться, а наступит их полный расцвет. Консерватизм и неоконсерватизм – это идеологии, которые детерминируют активность человека, возвращая его к традиционным основам общества. Анализ этих основ показывает доминирование частной собственности как социального показателя естественно-биологического неравенства индивидуумов.
Список рекомендуемой литературы 1. Карцов, А.С. Русский консерватизм: модель непарламентарного представительства / А.С. Карцов // Полис. - 2006. - № 4. - С. 159-167. 2. Кирьянов, И.К. Провал премьеры либеральной пьесы: первый опыт российского транзита / И.К. Кирьянов // Полис. - 2005. - № 5. - С. 118-131. 3. Козин, Н.Г. Искушение либерализмом / Н.Г. Козин // Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 47-66. 4. Кравченко, И.И. Либерализм: политика и идеология / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 3-14. 5. Люкс, Л. Fascism Past and Present, West and East. Фашизм в прошлом и настоящем, на Западе и на Востоке / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2007. - № 2. - С. 91-102. 6. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21. 7. Пущаев, Ю.В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) / Ю.В. Пущаев // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 3-14. 8. Российский либерализм: судьбы и перспективы ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 80-89. 9. Сендеров, В.А. Консервативная революция в послесоветском изводе. Краткий очерк основных идей / В.А. Сендеров // Вопросы философии. - 2006. - № 10. - С. 93-96. 10. Тарасов, А. Рождение реформ: бритоголовые, они же скинходы, новая фашистская молодежная субкультура в России / А. Тарасов // Свободная мысль. - 2000. - № 4. - С. 40-54. 11. Честнейший, Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие / Н.В. Честнейший // Полис. - 2006. - № 4. - С. 168-173. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 10366 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |