26.01.2012, 20:00 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Праворадикальные идеологии
7. Политические идеологии правой ориентации § 7.2. Праворадикальные идеологии
Политический термин «радикализм» означает стремление к решительным, бескомпромиссным преобразованиям. Радикализм обычно не связан непосредственно с какой-либо определенной идеологией – это особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции. Сторонники радикальных идей склонны к использованию насильственных методов и средств ради скорейшего достижения своих целей. Методы и средства радикалов можно определить как экстремизм – насильственные действия, выраженные в разных формах политического терроризма (от растрела парламента по приказу Б.Н. Ельцина и его команды до исламских террористов У. бен Ладена). Психологической предпосылкой радикализма является уверенность в возможности субъекта добиться нужного результата как можно быстрее, невзирая на отсутствие необходимых для этого условий и интересы общества. Теоретическим источником концепций правого радикализма стали идеи социал-дарвинизма, трактующие историю развития человечества как иллюстрацию закона естественного отбора. Теория расового превосходства нашла отражение в работах А. Гобино, И.Е. Деникера, Ж. Ляпужа, О. Амона. Основной тезис заключался в утверждении, что психика и мышление людей и соответственно качество созданной ими культуры зависят от основных параметров черепа (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Они утверждали, что длинноголовые белокурые представители высшей расы являются потомками германских завоевателей, а бедные классы и слои современных им европейских стран состоят из людей с неполноценными психическими свойствами, определенными их короткоголовостью (брахикефалы). К ним принадлежат потомки негерманского местного населения Европы (в том числе и славяне. – авт.). В концепции биолого-расистского содержания Л. Вольтмана народ как биологическая общность несет в себе заряд вечной творческой «энергии расы», с помощью которой только и возможны все культурные, исторические и политические свершения народа. Следовательно, нет политических убеждений, есть антропологический инстинкт стаи. Ф. Ницше утверждал, что естественно-биологическое превосходство одних над другими проявляется в воле к власти. Победа определяется способностью субъекта к концентрации нервной энергии, которая проявляется себя в произведениях и действиях таланта и гения. Причиной упадка современного общества, по мнению Ф. Ницше, является отказ от признания существования биологически конкурентоспособных личностей и рас, естественных господ и рабов. В классических концепциях биолого-расистского содержания звучал тоталитарный мотив обязательного следования высшей и единственно верной модели развития западноевропейской цивилизации. Всякое разнообразие, отход от некоего линейного пути развития «высшей» расы, всякое «другое» в культуре рассматривалось как недоразвитое, неполноценное. Составной частью идеологий правых радикалов является обращение к архетипам, делящим человечество на «своих» и «чужих» по этническому признаку. Использование этих архетипов в политологии определяется как шовинизм. Вначале XX в. термин «шовинизм» стал применяться для обозначения приверженности идее превосходства какой-либо нации или государства. В современной политике термин «шовинизм» употребляется, прежде всего, для обозначения ультранационализма, фашизма, расизма. Фашизм как специфическая форма политического режима был направлен на формирование биологически совершенного человека, способного создать органичное единство земли, крови и духа арийской расы. Фашизм можно рассматривать как «форму революционного ультранационализма». Современные европейские правые радикалы характеризуются следующими идеями и действиями. Во-первых, формирование правящей элиты должно осуществляться по национальному принципу. Во-вторых, только такая элита может правильно выразить истинные ценности, дух и традиции нации. В-третьих, только у такой элиты есть возможность создать органическое государство, которое обеспечит единство почвы, крови и духа нации. В-четвертых, такая элита способна создать жесткую иерархию власти во главе с национальным вождем или лидером. В-пятых, такая власть должна быть готова к использованию силы для утверждения приоритета национальной идеи и подавления эгоизма пришлых этнических групп. Современные европейские правые радикалы исходят из идеи существования двух типов личности. Незрелый человек искаженно воспринимает свободу как отказ от всяких обязательств по отношению к государству и тем самым отрицает основу существования порядка. Поведение категории «незрелых» людей определяется инстинктами агрессии и разрушений, для обуздания которых необходима сильная государственная власть, наделенная неограниченным правом на принуждение. Зрелый человек использует свою свободу, осознавая свою нравственную ответственность по отношению к власти, которая требует от него выполнения обязанностей. Государство как «народная общность» состоит из человека природного, который должен стать человеком «культурным». Государственная политика должна учитывать возможность подавления эгоистических групп «незрелых» личностей, в число которых попадают те, кто нарушает дисциплину, порядок и т. д., и поддержания категории зрелых личностей. Современными представителями праворадикальных идеологий являются расистские и националистические партии и движения. Праворадикальные идеологии и националистические партии и движения сегодня являются правящими во многих странах на постсоветском пространстве и представлены в национальных парламентах и органах самоуправления. Следует учитывать, что националистические праворадикальные идеологии представляют собой гипертрофированный вариант развития национального самосознания, которое может выступать как позитивный фактор развития, нести в себе общедемократическое содержание протеста против национального угнетения. Националистические идеологии могут быть защитной реакцией против навязываемой интернационализации или глобализма в современной трактовке. Опасность праворадикальных идеологий заключается в их склонности к насилию и дискриминации людей по этническому принципу.
Список рекомендуемой литературы 1. Карцов, А.С. Русский консерватизм: модель непарламентарного представительства / А.С. Карцов // Полис. - 2006. - № 4. - С. 159-167. 2. Кирьянов, И.К. Провал премьеры либеральной пьесы: первый опыт российского транзита / И.К. Кирьянов // Полис. - 2005. - № 5. - С. 118-131. 3. Козин, Н.Г. Искушение либерализмом / Н.Г. Козин // Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 47-66. 4. Кравченко, И.И. Либерализм: политика и идеология / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 3-14. 5. Люкс, Л. Fascism Past and Present, West and East. Фашизм в прошлом и настоящем, на Западе и на Востоке / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2007. - № 2. - С. 91-102. 6. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21. 7. Пущаев, Ю.В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) / Ю.В. Пущаев // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 3-14. 8. Российский либерализм: судьбы и перспективы ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 80-89. 9. Сендеров, В.А. Консервативная революция в послесоветском изводе. Краткий очерк основных идей / В.А. Сендеров // Вопросы философии. - 2006. - № 10. - С. 93-96. 10. Тарасов, А. Рождение реформ: бритоголовые, они же скинходы, новая фашистская молодежная субкультура в России / А. Тарасов // Свободная мысль. - 2000. - № 4. - С. 40-54. 11. Честнейший, Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие / Н.В. Честнейший // Полис. - 2006. - № 4. - С. 168-173. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 11268 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |