26.01.2012, 19:23 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Сущность политической власти и противоречия её развития
5. Политическая власть § 5.3. Сущность политической власти и противоречия её развития
Политическая власть – это способность субъекта реализовывать политическое решение посредством активизации деятельности объекта в целях обеспечения целостности общества, стабильности его развития, реализации конкретного уровня прав человека. Субъект власти – это тот, кто способен реализовать управленческое решение активизации деятельности объекта. Объект – это те, кто заинтересованы в реализации конкретного уровня прав человека. Целью взаимодействия субъекта и объекта является согласование их интересов в обеспечении целостности, стабильности и развития общества. В этом процессе объект готов согласиться с понижением реализации конкретного уровня прав человека. Субъект власти готов поступиться частью своих интересов, чтобы сохранить свою власть на стратегическую перспективу в рамках устойчивого развития. Одна из альтернативных точек зрения рассматривает политическую власть как организованное насилие одной общественной группы над другой. Она не учитывает, что власть представляет собой систему взаимодействия субъекта и объекта, но не их взаимного конфликта, противоборства. Противостояние субъекта и объекта власти порождает состояние крестьянских и гражданских войн, революций. Такое состояние общества представляет собой исключение из правила. Другая альтернативная точка зрения рассматривает политическую власть как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Данный подход акцентирует внимание на взаимодействии, но без определения его целей и параметров, без учета способности объекта контролировать и менять субъектов политической власти, если их деятельность не соответствует потребностям обеспечения стабильности и развития общества. При определении явления необходимо помнить, что определение должно соответствовать всему классу явлений, учитывать историю и современную практику, российский и зарубежный опыт. Альтернативные определения – нерабочие, т.к. не соответствуют современной практике демократических стран. Функции политической власти 1. Политическая власть организует процесс взаимодействия различных общностей в их совместной жизнедеятельности. 2. Политическая власть посредством государства регулирует и координирует взаимодействие субъектов общества в рамках принятия общего политического управленческого решения. 3. Политическая власть реализует стратегию и тактику развития, стимулирует созидательную активность и подавляет деструктивную. 4. Политическая власть гарантирует реализацию определенного минимума прав человека, создает условия его самореализации. 5. Политическая власть обеспечивает целостность, стабильность и возможность дальнейшего развития общества. Противоречия как движущая сила развития политической власти 1. Социально-политические противоречия. Эволюция власти обусловлена столкновением интересов конкурирующих субъектов политики. Эти субъекты, стремясь реализовать свои частные интересы, конкурируют за влияние на различные группы электората. Между ними в условиях политической конкуренции появляются противоречия. Среди них выделяются: а) экономические - по поводу приоритетности интересов групп поддержки тех или иных субъектов при использовании ресурсов общества в процессе производства; б) социальные - по поводу распределения результатов национального производства между различными группами поддержки тех или иных субъектов; в) политические - по поводу участия в принятии и реализации решений для представительства и реализации интересов групп поддержки тех или иных субъектов; г) идеологические - по поводу выбора доминирующей идеологии развития, основанной на приоритете частного интереса конкретной группы. 2. Технологические противоречия. Это противоречия между субъектом, аппаратом и объектом власти. Они заключаются в необходимости поиска оптимального соотношения приемов, способов, форм реализации политического решения. 1) Противоречие централизации и децентрализации власти обусловлено необходимостью согласования интересов государства с интересами регионов. Централизация власти - это система реализации общего интереса, обязательного для их исполнения всеми регионами. Тенденция децентрализации отражает потребность регионов в учете местной специфики. Необходимость снятия противоречия централизации и децентрализации власти заставила В.В. Путина отменить выборы губернаторов и перейти к их «мягкому» назначению. При этом выборность мэров сохранена. Процесс централизации сопровождается процессом децентрализации. 2) Противоречие управления и самоуправления – это противоречия исполнительной власти – административной системы управления и представительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. Административная система управления отстаивает интересы государства, а представительные органы власти отстаивают частные интересы различных элит, которые часто противоречат задачам государства. Эти противоречия порождают этнополитические конфликты, усиливая тенденции анархии и дезорганизации в обществе. Например, события в Чечне и других регионах. 3) Противоречие рациональности и естественности возникает на основе стремления власти достигнуть максимальной эффективности, но если общество не подготовлено, то структуры управления, как правило, не способны использовать возможности внедрения новых технологий управления. Петр I в целях рационального использования ресурсов заставлял сеять картофель, нарушая тем самым сложившиеся традиции. Сторонники традиций инициировали картофельные бунты. Советская власть предоставила женщинам равные права, но в республиках Средней Азии и Кавказа радикальные реформы вызвали многочисленные конфликты со сторонниками сохранения традиций. Рационализация систем управления возможна только на основании естественного исторического и культурного опыта общества. 4) Противоречие цели и средств заключается в поиске оптимальных вариантов их взаимодействия в конкретных условиях. Например, цель строительства социализма сопровождалась чрезвычайно жестокими репрессиями, которые вызвали отчуждение и неприятие обществом идеи социализма. Цели развития, сформулированные субъектом, могут не соответствовать интересам и возможностям общества. Поэтому субъект власти использует насилие как способ, побуждающий объект к определённой деятельности независимо от его первоначальных целей. Естественное сочетание целей и средств в процессе их реализации является залогом эффективности политической власти. Список использованной литературы 1. Воробьев, Д.М. Носитель легитимности (Российская политическая традиция организации социального адреса Власти) / Д.М. Воробьев // Полис. - 2003. - № 5. - С. 56-64. 2. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 2. - С. 27-39. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 3. - С. 27-39. 4. Гриффин, Р. Палингенетическое политическое сообщество: переосмысление легитимации тоталитарных режимов в межвоенной Европе / Р. Гриффин // Вопросы философии. - 2006. - № 12. - С. 51-53. 5. Долгов, В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации / В.М. Долгов // Полис. - 2004. - № 6. - С. 114-116. 6. Ионии, Л.Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канетти) / Л.Г. Ионии // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 3-14. 7. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 1. - С. 97-107. 8. Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 2. - С. 6-18. 9. Репина, Л.П. Политическая власть и концепция разделенных сфер об истории / Л.П. Репина // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - С. 123-137. 10. Шайхутдинов, Р.Г. Современные технологии власти / Р.Г. Шайхутдинов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 3-12. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 16153 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |