26.01.2012, 19:21 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Структура политической власти
5. Политическая власть § 5.2. Структура политической власти Социальная структура власти представляет собой систему отношений субъекта и объекта власти. Субъект власти – тот, кто принимает политическое решение, организует его исполнение и несет персональную ответственность за его реализацию. Объектами власти являются все те, кто признает действия субъекта разумными и не видит альтернативы данному субъекту. В их числе следует выделять: - социальные корни субъекта власти – те группы, интересы которых защищаются властью в первую очередь. Эти группы формируют средние и высшие звенья сферы управленческого аппарата субъекта власти. Они непосредственно участвуют в подготовке и корректировке властных решений; - социальную базу субъекта власти – группы, интересы которых власть учитывает в своей стратегии; - электорат – масса, поддерживающая субъект власти в силу различных причин на данном этапе развития. Для обеспечения стабильности своей политической власти субъект должен согласовать интересы своих групп поддержки (социальных корней, социальной базы и электората). Если взаимодействие элементов структуры власти нарушено, то субъект власти утрачивает способность реализовать свое решение. Политическая власть, защищая приоритет интересов социальных корней (аристократии – Николай II, Ельцин – олигархов) и игнорируя реализацию интересов электората, сталкивается со стихийным сопротивлением масс. Если власть обеспечивает приоритет интересов электората (Советская власть), то недовольство социальных корней власти (бюрократии) выражается в искажении управленческих решений, в попытках дискредитации субъекта политической власти. Отношение объекта к субъекту власти основано на признании его легитимности. Степень легитимности власти определяет наличие у нее ресурсов власти. Ресурсом политической власти становится все то, что субъект власти способен использовать для реализации властного решения. Наличие ресурсов у власти определяется объективными и субъективными факторами. В состав объективных факторов входят: а) почвенно-климатические и географические характеристики; б) уровень развития производительных сил и их структура; в) геополитическое положение страны в конкретной исторической ситуации. Субъективные факторы определяются способностями субъекта власти производить определенные действия: а) отражать в своей деятельности потребности развития производства и общества; б) согласовывать действия основных субъектов общества в рамках реализации стратегического и политического решений; в) обеспечивать социальное согласие в обществе, поддерживать определенный минимум реализации естественных прав каждого. Наличие ресурсов у власти дает: а) возможность подавления властью эгоизма тех, кто несет угрозу целостности и развитию общества, а также правам человека; б) авторитет, необходимый для реализации крупных проектов развития; в) готовность населения к подчинению как на основе убеждения, так и на основе страха наказания в различных формах. Наличие ресурсов определяет способность власти обеспечить развитие общества или его выживание в экстремальных условиях и формирует легитимность власти. Легитимность власти – это степень доверия объекта субъекту. Если основные группы участников общественного производства приходят к выводу, что власть действует в эгоистических интересах, тогда объект власти использует методы гражданского неповиновения. На ранних стадиях используется критика власти в форме анекдотов, слухов, произведений самиздата, митингов, ненасильственных акций протеста и т.д. Затем население начинает игнорировать выполнение гражданских обязанностей, например, уклоняясь от уплаты налогов, призыва в армию и т.д. На поздних стадиях, когда нарушены важнейшие права человека, ведется активный поиск альтернативных субъектов до тех пор, пока старые субъекты власти не прекратят своего существования. Методы взаимодействия субъекта и объекта власти – включают в себя методы насилия, ненасилия, авторитаризма, бюрократизма, демократии. Методы насилия – основаны на принуждении объекта к определенной деятельности независимо от его воли и желаний. Низкий уровень разделения труда, образования и культуры способствует тому, что субъекты и объекты власти рассматривают методы насилия как универсальные, для решения любой задачи, в том числе и подавления группового и индивидуального эгоизма. Авторитарный метод – используется политиками, склонными ставить общество перед свершившимся фактом, подавлять его своей настойчивостью, целеустремленностью и последовательностью действий. Элиты используют этот метод при поиске сильного лидера, задачей которого становится подавление выступлений протестующих масс и сплочение конкурирующих элит. Масса ведет поиск авторитета как субъекта, способного ограничить произвол элит и гарантировать защиту минимума прав человека. Методы ненасилия – используются при наличии определенного уровня политической культуры – понимания, что такие методы могут быть более эффективными. Эти методы реализуются способами убеждения, просвещения, агитации, морального осуждения, гражданского неповиновения в виде уклонения от призыва в армию, неуплаты налогов, игнорирования распоряжений властей и т.д. Бюрократический метод – используется субъектом власти для совершенствования государственной власти сверху на основе ее рационализации, компетентности, профессионализма, ответственности и исполнительности. Субъект власти посредством права ограничивает возможности произвола со стороны элит. Демократический метод – используется при взаимной заинтересованности субъекта и объекта власти в мирном согласовании конкурирующих частных интересов посредством представительных органов власти, формируемых на основе выборов. Типология власти Власть может быть: – по форме правления – монархическая, республиканская; – по социальной основе – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая; – по принципу организации – административная, основанная на иерархии сверху вниз, представительная - построенная на зависимости верхов от низов; – по методам действия - тоталитарная, авторитарная, демократическая; – по сферам действия - исполнительная, законодательная, судебная; – по уровню действия - федеральная, региональная, местная; – по идеологическим моделям – консервативная, либеральная, социал-демократическая.
Список использованной литературы 1. Воробьев, Д.М. Носитель легитимности (Российская политическая традиция организации социального адреса Власти) / Д.М. Воробьев // Полис. - 2003. - № 5. - С. 56-64. 2. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 2. - С. 27-39. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 3. - С. 27-39. 4. Гриффин, Р. Палингенетическое политическое сообщество: переосмысление легитимации тоталитарных режимов в межвоенной Европе / Р. Гриффин // Вопросы философии. - 2006. - № 12. - С. 51-53. 5. Долгов, В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации / В.М. Долгов // Полис. - 2004. - № 6. - С. 114-116. 6. Ионии, Л.Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канетти) / Л.Г. Ионии // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 3-14. 7. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 1. - С. 97-107. 8. Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 2. - С. 6-18. 9. Репина, Л.П. Политическая власть и концепция разделенных сфер об истории / Л.П. Репина // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4. - С. 123-137. 10. Шайхутдинов, Р.Г. Современные технологии власти / Р.Г. Шайхутдинов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 3-12. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 20630 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |