26.01.2012, 19:17 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Предпосылки возникновения и этапы развития политической власти
5. Политическая власть
Исследование процессов самоорганизации общества показывает необходимость учета последовательного роста значения субъективных факторов, принятия политических решений и действий по их реализации. Важнейшим субъективным фактором самоорганизации является политическая власть, посредством которой субъекты политики координируют материально-энергетические и энергоинформационные взаимодействия в обществе, обеспечивая его целостность, стабильность и развитие. В контексте синергетики власть – это способность субъекта реализовать свои управленческие решения посредством активизации деятельности объекта на основе рационального использования его потенциальной энергии самоорганизации. Синергетическое значение политической власти заключается в её возможности принимать адекватные возможностям объекта управленческие решения. В этом случае власть способна обеспечить развитие общества и расширение сферы реализации прав человека – реализовать негэнтропийный потенциал развития. Если субъект политической власти принимает не адекватные возможностям объекта управленческие решения, тогда возникает кризис взаимодействия субъекта и объекта, нарастают процессы энтропий.
§ 5.1. Предпосылки возникновения и этапы развития политической власти
Политика как система принятия управленческих решений объективно требует создания системы исполнения этих решений всеми участниками общественного взаимодействия, т.е. политической власти. Естественно-природной предпосылкой появления власти является необходимость реализации конкретного минимума естественных и гражданских прав человека: а) естественное право личности – это стремление к самоутверждению. Традиционным и престижным способом самореализации является борьба за власть, самореализация себя в качестве вождя, авторитета, лидера; б) гражданское право предполагает сохранение этносом или обществом своей целостности и стабильности за счет подавления индивидуального или группового эгоизма. Любая группа заинтересована в создании эффективной власти, обеспечивающей безопасность, целостность и развитие, гарантирующей конкретный уровень реализации прав человека. Социально-экономической предпосылкой появления политической власти становится необходимость обеспечить развитие производства посредством подавления эгоизма отдельных групп товаропроизводителей, чтобы оптимально использовать ресурсы общества и максимально стимулировать созидательную активность граждан. Для реализации такого решения и подавления эгоизма отдельных групп товаропроизводителей необходима система власти. Социально-нравственной предпосылкой создания власти является потребность найти оптимальный баланс интересов естественных и гражданских прав человека посредством развития различных форм власти. Доминирующие субъекты политики и власти заинтересованы в расширении гражданских прав человека, прежде всего, личной свободы и ответственности. Объекты политики и власти – управляемые заинтересованы в создании такой власти, которая могла бы стать гарантом реализации естественных прав человека. Географические предпосылки. Жители небольших территориальных поселений для оптимизации своего взаимодействия формируют представительные институты власти. Власть функционирует как система самоуправления общества и формируется в процессе прямого голосования или в результате выборов представительной власти. Например, на протяжении всей истории Российского государства действовал демократически избираемый институт представительной власти – сельский сход. В рамках больших территориально-хозяйственных комплексов у жителей нет возможности непосредственного участия в принятии управленческих решений. В этом случае система политического управления возникает и функционирует как административная система власти. Такая система власти создается политическим авторитетом – вождем, который лично ответственен за целостность, стабильность и развитие общества. Власть – это способ самоорганизации, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения, чтобы максимально эффективно использовать энергетический потенциал общества. Посредством власти осуществляется принудительное разделение труда на основе иерархии – управления и исполнения. Власть – это система социальных статусов и ролей, объединенных потребностью обеспечить целостность, стабильность и конкурентоспособность социума. Следовательно, политическая власть – это способ реализации политических решений посредством использования ресурсов и средств влияния на управляемых. Этапы развития политической власти I этап. На основе господства натурального хозяйства и низкого уровня разделения труда формируется общество личной зависимости. Этот тип общества характеризуется отсутствием естественно возникающих интегрирующих социально-экономических связей между субъектами общества. В этих условиях оорганизующей и координирующей силой общества становится доминирующий субъект политики и власти (монарх, диктатор, президент). Он концентрирует всю полноту власти в своих руках, наделяется единоличным правом принятия политического решения и создания системы его реализации. Система власти создается по административному принципу доминирующим субъектом сверху и в значительной степени зависит от его принципов подбора и расстановки управленческих кадров. От личных качеств доминирующего субъекта (монарха или президента), его субъективных позиций зависит принятие и реализация управленческих решений. В результате таких решений доминирующего субъекта экономика страны может входить в состояние ускоренного развития национального производства (как при Петре I) или ускоренного распада (как при Ельцине). Массы как объект власти руководствуются традициями и стереотипами национального характера. В России властное взаимодействие субъекта и объекта осуществляется по типу «отец – ребенок». Власть отца, абсолютная и непререкаемая, должна быть направлена на заботу о детях. Права объекта власти не оговариваются. Если доминирующий субъект власти проявляет себя как «отец народа», гарантируя минимум прав подданным, то для них он становится символом надежды и развития. Если «отец народа» не заботится о подданных, как о детях, то они в соответствии с политическими инстинктами и традициями массы осознают свое право свергать отца и искать альтернативного «отца народа», при этом свергнутый субъект власти становится символом ненависти и упадка. Подобные ситуации описаны во многих мифологических сюжетах. Массы как объект власти не способны к самоорганизации для защиты минимума своих прав. Поэтому они поддерживают концентрацию власти в руках доминирующего субъекта, чтобы ограничить возможности произвола со стороны конкурирующих элит и гарантировать конкретный уровень реализации своих прав. Выбор обществом политического вождя – доминирующего субъекта политической власти определяется важнейшими потребностями граждан, в соответствии с которыми они выбирают тот или иной тип власти. Субъект власти тоталитарного типа предпочитается массой в экстремальных, кризисных ситуациях. Он использует свою власть для преодоления кризиса, делит общество на своих сторонников и врагов, готов к использованию любых средств, насилия, активно привлекает массы к политической борьбе, к контролю над некоторыми структурами власти. Субъект власти авторитарного типа выдвигается элитными группами для обеспечения стабильности общества и стимулирования созидательной активности элит в целях внедрения новых технологий развития и производства и общества. Лидер авторитарного типа ориентирован на активное использование стимулов частного интереса элит и готов к репрессиям в отношении массы. Болезненно воспринимает критику, рассматривает ее как оскорбление в своем лице государства. Склонен к демагогии и манипулированию массами на основе использования национальных традиций, религии. Развитие власти в обществе личной зависимости продолжается до тех пор, пока граждане как объект власти не осознают необходимость создания систем контроля над властью. II этап. На основе развития товарно-денежных отношений и рыночной системы ведения хозяйства возникает общество экономической зависимости. Субъекты производства в условиях рыночной системы ведения хозяйства заинтересованы в укреплении и развитии взаимовыгодных экономических отношений и защите их от негативного вмешательства со стороны административных субъектов власти – бюрократии. Для сохранения взаимовыгодных интересов субъектов рынка они добиваются создания институтов представительной власти. Первоначально формируются институты законодательной власти – парламент. Этот институт формирует нормы права, регулирующие отношения между субъектами рынка, собственником и работником, субъектом и объектом власти. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при их балансе полномочий и взаимном контроле друг за другом становится гарантией стабильности и развития рыночных отношений. Целью деятельности представительной власти и политических лидеров является создание благоприятных условий для развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Свободная личность, реализующая себя в созидании общественно значимых ценностей, превращается в важнейший фактор роста производительности труда и развития национального производства. Объект власти в обществе экономической зависимости осознает себя как гражданина – субъекта, реализующего себя в созидании общественно значимых ценностей – активного участника национального производства. Гражданин воспринимает себя как субъекта, который обладает определенными правами и понимает свою ответственность за положение дел в стране. Гражданин посредством демократических механизмов – права, выборов, свободной прессы – осуществляет общий контроль над деятельностью субъекта на основе его способности обеспечить развитие производства, появление рабочих мест; повысить уровень и качество жизни трудящихся; создать новые возможности для реализации прав человека. Гражданин нацелен на поиск субъектов власти демократического типа, способных к согласованию интересов на основе взаимных уступок и компромиссов. Он становится востребованным обществом в периоды, когда необходимо обеспечить устойчивое развитие национального производства, представительной власти, повысить уровень и качество жизни граждан. Основным методом власти является убеждение, следование закону. Субъект власти демократического типа готов к критике и корректировке своих действий в целях развития национального производства, повышения уровня и качества жизни, реализации прав человека. Он требуется обществу в условиях стабильности для развития общества.
Список использованной литературы 1. Воробьев, Д.М. Носитель легитимности (Российская поли-тическая традиция организации социального адреса Власти) / Д.М. Воробьев // Полис. - 2003. - № 5. - С. 56-64. 2. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исто-рической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 2. - С. 27-39. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исто-рической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 3. - С. 27-39. 4. Гриффин, Р. Палингенетическое политическое сообщество: переосмысление легитимации тоталитарных режимов в меж-военной Европе / Р. Гриффин // Вопросы философии. - 2006. - № 12. - С. 51-53. 5. Долгов, В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации / В.М. Долгов // Полис. - 2004. - № 6. - С. 114-116. 6. Ионии, Л.Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канет-ти) / Л.Г. Ионии // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 3-14. 7. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 1. - С. 97-107. 8. Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ / В.Г. Ледяев // Полис. - 2000. - № 2. - С. 6-18. 9. Репина, Л.П. Политическая власть и концепция разделенных сфер об истории / Л.П. Репина // Общественные науки и со-временность. - 2000. - № 4. - С. 123-137. 10. Шайхутдинов, Р.Г. Современные технологии власти / Р.Г. Шайхутдинов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 3-12. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 15653 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |