Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция)
Содержание политики и её функции
4. Политика
§ 4.4. Содержание политики и её функции
Содержание политики определяется необходимостью принятия общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества посредством согласования частных интересов ее субъектов. Принятие общего управленческого решения требует согласования частных интересов субъектов политики. Такое согласование возможно только на основе участия всех субъектов политики в процессе созидания общественно значимых ценностей. Неспособность субъектов политики согласовать свои частные интересов в рамках общего управленческого решения ведет к дезорганизации производства и общества. Например, приоритет частных интересов аристократии в России привел к революции 1917 г. Эта революция покончила с господством частного интереса и установила абсолютный приоритет общего интереса, или интереса государства. Потребность граждан в повышении уровня и качества жизни, в расширении сферы реализации гражданских прав человека посредством активизации частного интереса привела к распаду СССР в начале 90-х годов.
С этой точки зрения содержание политики определяется необходимостью гармонизации частных интересов в рамках общего управленческого решения.
Содержание политики определяет ее основные функции.
1. Определение сущности, содержания частного интереса и средств его реализации. Частный интерес является способом стимулирования созидательной активности граждан. Попытка его подавления в СССР привела к застою в экономике. Развитие экономики и общества требует создания условий правовой и политической защиты частного интереса, направленного на созидание общественно значимых ценностей. В то же время эгоистический частный интерес, несущий угрозу целостности и развитию общества, должен быть подавлен.
2. Определение содержания и механизмов реализации общего интереса. Характер общего интереса предполагает необходимость обеспечения стабильности и развития общества, реализации конкретного уровня естественных и гражданских прав человека. Объективной основой реализации общего интереса являются: рост национального производства; создание рабочих мест; повышение уровня и качества жизни граждан.
3. Поиск вариантов согласования частных интересов в рамках общего интереса. Этот поиск предполагает стимулирование частного интереса в сфере производства с тем, чтобы разработать и запустить в серию конкурентоспособные технологии. Они становятся основой развития национального производства, повышения уровня и качества жизни его субъектов.
Реализация функций политики обеспечивается базовыми методами, использование которых определяется важнейшими потребностями общества, его социально-экономическим потенциалом и уровнем культуры. Среди базовых методов можно выделить следующие.
1. Тоталитарный метод – основан на подавлении частного и абсолютном господстве общего интереса. Используется для обеспечения целостности общества и поиска выхода его из тяжелого структурного кризиса. Общество сплачивается на основе необходимости обеспечить его выживание и идеи сохранения его целостности - либо национальной (германский фашизм), либо социальной (сталинизм).
2. Авторитарный метод – основан на приоритетной реализации частного интереса элиты при одновременном подавлении интересов групп наемного труда (Россия до 1917 г., Россия с 1994 г.). Используется для обеспечения стабильности общества и развития новых технологий посредством стимулирования частного интереса. Общество интегрируется вокруг авторитета, способного координировать деятельность элит, контролирующих ресурсы общества.
3. Демократический метод – предназначен для поиска оптимального варианта согласования частных интересов в рамках общего посредством создания условий развития национального производства. Используется в относительно благоприятных социально-экономических ситуациях. Демократия создает условия естественного развития частной инициативы при гарантии реализации естественных и гражданских прав человека.
Список использованной литературы
1. Алексеева, Т.А. Два века социальной политики / Т.А. Алексеева, Т.Ю. Сидорина // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 178-179. 2. В поисках политики (Материалы "круглого стола", посвя-щенного 100-летию со дня рождения Ханны Арендт) // По-лис. - 2007. - № 3. - С. 133-154. 3. Конышев, В.Н. Война как средство политики: современные американские подходы / В.Н. Конышев // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 110-119. 4. Мюрберг, И.И. Политика - свобода - мораль: опыт связыва-ния понятий / И.И. Мюрберг // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24-35. 5. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 66-72. 6. Пастухов, В.Б. Новый формат социальной политики России / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 6. - С. 46-52. 7. Пшизова, С.Н. Политика как бизнес: российская версия / С.Н. Пшизова // Полис. - 2007. - № 2. - С. 109-123; № 3. - С. 65-77. 8. Тихонова, Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной полити-ке с позиции общественного мнения) / Н.Е. Тихонова // Об-щественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 10-17. 9. Федорова, М.М. Понятие политического в контексте фено-менологической критики философии истории / М.М. Федорова // Полис. - 2007. - № 4. - С. 66-82. 10. Шкаратан, О.И. Социальная политика. Ориентир - новый средний класс / О.И. Шкаратан // Общественные науки и со-временность. - 2006. - № 4. - С. 39-53.
|