26.01.2012, 18:56 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы развития, сущность и основные определения политики
4. Политика § 4.3. Этапы развития, сущность и основные определения политики
Система принятия управленческих решений как явление политики зависит от уровня развития национального производства и культуры субъектов общества. Политика в своем развитии проходит определенные этапы. 1. Политика общества личной зависимости формируется в условиях господства натурального способа ведения хозяйства и отсутствия взаимовыгодных социально-экономических связей между участниками производства. Обеспечить целостность и стабильность страны, объединить общество, сформировать силы и ресурсы для защиты от врагов возможно только через предельную концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта политики – политического вождя. Вождь становится координатором взаимодействия аристократических или региональных элит при принятии общего управленческого решения. Эгоизм элит и их конкуренция в процессе принятии и реализации управленческих решений, а также потребность сохранить свои привилегии вынуждают их передать свои политические полномочия и право окончательного принятия политического решения доминирующему субъекту политики (монарх, генеральный секретарь, президент). В силу этого отношения доминирующего субъекта политики и аристократических или региональных элит – субъектов, участвующих в принятии решений, строятся на принципах личной зависимости. Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от личных качеств доминирующего субъекта политики, от его способности подобрать ближайший круг советников и управленцев – сформировать команду. Традиционно подбор кадров осуществляется на основе личной преданности, послушания, готовности выполнить любое решение доминирующего субъекта политики, который, в свою очередь, координирует интересы элит. Функциональная роль доминирующего субъекта политики заключается в поддержании стабильности отношений элит и массы в целях обеспечения целостности и стабильности общества. Массы как объекты управления воспринимают политику исключительно как сферу действия элиты – субъектов политики и снимают с себя ответственность за положение дел в обществе, руководствуясь принципом «рыба гниет с головы». Массы поддерживают концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта, поскольку не видят иных способов ограничения произвола конкурирующих элит и защиты определенного минимума своих прав. Интерес масс заключается в поиске гаранта реализации конкретного минимума прав человека и защиты от беспредела конкуренции элит. В силу этой антропологической потребности массы, как объект политики, поддерживают концентрацию политических полномочий в руках доминирующего субъекта политики. Эффективная политика доминирующего субъекта делает его символом и гарантом реализации минимума естественных прав масс. Эгоистическая политика доминирующего субъекта, игнорирующая проблему защиты минимума прав масс, делает его символом ненависти в глазах массы и приводит к выводу о необходимости смены доминирующего субъекта посредством бунтов, революции и гражданской войны. Опыт развитых стран Запада наглядно убеждает, что потребность в расширении спектра реализации естественных и гражданских прав человека является движущей силой становления рыночного способа ведения хозяйства и товарно-денежных отношений. На основе этой потребности происходит переход от общества личной зависимости, ориентированного на волю доминирующего субъекта политики, к обществу экономической зависимости, граждане которого ориентированы на созидание, рост уровня и качества жизни, расширение степени защиты прав человека. 2. Политика общества экономической зависимости формируется на основе развитого рыночного способа ведения хозяйства. Между субъектами рынка сложились взаимовыгодные экономические связи. Для их развития и защиты от произвола власти (административных субъектов) доминирующие субъекты национального производства формируют институты политического представительства в формах избираемого парламента, верховного суда и президента. Полномочия представительных институтов политики разделены и сбалансированы с тем, чтобы политические решения принимались на основе всестороннего обсуждения, поиска компромисса в целях создания благоприятных условий развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Свободная индивидуальность, реализующая себя в созидании, превращается в важнейший фактор роста производительности труда, в общественное достояние. На этой основе формируется осознанная потребность общества в расширении степени защиты естественных и гражданских прав человека. Личность, осознавшая свои права и обязанности, необходимость свободы и ответственности за нее, готовая к защите своих естественных и гражданских прав, становится гражданином. Во время выборов гражданин превращается в субъекта политики, делая осознанный и ответственный выбор, в период между выборами гражданин является объектом управления. Между субъектами политики, её институтами и гражданами формируется согласие по вопросу стратегии развития, а также способов её воплощения в жизнь. Общество осознало значение тех, кто способствует развитию национального производства, и ведет поиск сильных лидеров, способных сбалансировать интересы субъектов национального производства, повысить эффективность созидания, в том числе и методами политики. Общественное мнение гражданского общества сформировало экономические критерии эффективности политики: а) рост объемов производства и занятости, б) повышение уровня и качества жизни граждан, в) расширение степени защиты естественных и гражданских прав человека. Россия находится на этапе перехода от политики общества личной зависимости к политике общества экономической зависимости. Скорость этого перехода определяется способностью политических элит сформировать ценности созидания, разработать единые для всех групп общества принципы и нормы стимулирования созидательной активности и адекватного вознаграждения. Только на этой основе возникает осознанное единство между субъектами и объектами политики и появляются условия формирования человека Разумного – гражданина, участвующего (косвенно) в принятий решений и готового к их корректировке в соответствии со своими частными интересами. Сущность политики. Основные определения и их анализ. Проследив основные этапы развития политики, попробуем дать ее определение. При этом следует учитывать: · политика как сфера жизнедеятельности общества формируется на основе естественно-природных факторов и социально-экономических отношений субъектов общества; · роль политики заключается в поиске вариантов согласования частных интересов конкурирующих групп в рамках общего управленческого решения; · политика создает условия эффективного использования субъектами производства и общества национальных ресурсов, а также определяет границы реализации естественных и гражданских прав человека. Основные точки зрения по определению политики Первая точка зрения. Политика – это система взаимодействия субъектов по поводу согласования их частных интересов при принятии общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества на основе целенаправленного использования его ресурсов. Политика – это область отношений ее субъектов, предполагающих использование институтов публичной власти для реализации общественно значимых запросов и потребностей. Политика – это деятельность по завоеванию и осуществлению государственной власти. Внимание: при анализе определения политики необходимо помнить, что определение должно соответствовать всему классу явлений и учитывать как историю, так и современную практику, российский и зарубежный опыт. Вторая точка зрения расценивает субъекта власти как некое абстрактное лицо. Эта позиция не учитывает эгоизм частного интереса субъекта власти. Это некий идеал, реализующий исключительно потребности общества, объектов власти – масс. Встает вопрос, реально ли это и каковы те самые общественные потребности. Не стоит забывать, что субъекты власти – это люди, имеющие свои персональные черты, склонности и мнения. Исходя из своих взглядов и возможностей они будут определять, что, по их мнению, необходимо обществу в данный момент. Их решения, конечно, не слепы и формируются с оглядкой на действительность, данные статистики, общественное мнение и т.д., но субъективизм принимаемых решений все равно будет присутствовать. Например, новый губернатор Ивановской области, как человек религиозный, посчитал первоочередной общественной потребностью создание памятника расстрелянным в советское время священникам вместо строительства нового моста в городе Шуя. Таким образом, в данном определении не учитывается, что субъект власти склонен к проявлению эгоизма, к ориентации системы управления на приоритетную реализацию своих частных интересов. Объект присутствует в определении косвенно, в упоминании об общественно значимых запросах, но, как видим, эти запросы определяются вовсе и не объектом, т.е. определение по объекту не может быть доказано. Третья точка зрения расценивает политику как способ достижения частных интересов отдельно взятой группы, захватившей власть. Согласно этой точке зрения политика будет представлять собой естественное состояние войны всех против всех, то есть гражданскую войну. В результате общество станет нежизнеспособным. Проанализируем первое определение и приведем еще раз его формулировку. Политика – это система взаимодействия субъектов по поводу согласования их частных интересов при принятии общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества на основе целенаправленного использования его ресурсов. Субъектами политики являются те группы, которые осознали свой частный интерес и непосредственно принимают участие в принятии общего управленческого решения в целях его реализации. Объектами политики выступают слои общества, которым нужно только обеспечение конкретного минимума реализации их естественных прав. Роль объекта заключается в поиске и поддержке субъекта, который сможет обеспечить оптимальную эффективность использования общественных ресурсов реализации конкретного уровня прав его граждан. Целью взаимодействия – точкой совпадения интересов субъекта и объекта – является обеспечение целостности, стабильности и развития общества. Таким образом, данное определение доказано по субъекту, объекту и цели их взаимодействия. Список использованной литературы 1. Алексеева, Т.А. Два века социальной политики / Т.А. Алексеева, Т.Ю. Сидорина // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 178-179. 2. В поисках политики (Материалы "круглого стола", посвя-щенного 100-летию со дня рождения Ханны Арендт) // По-лис. - 2007. - № 3. - С. 133-154. 3. Конышев, В.Н. Война как средство политики: современные американские подходы / В.Н. Конышев // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 110-119. 4. Мюрберг, И.И. Политика - свобода - мораль: опыт связыва-ния понятий / И.И. Мюрберг // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24-35. 5. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 66-72. 6. Пастухов, В.Б. Новый формат социальной политики России / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 6. - С. 46-52. 7. Пшизова, С.Н. Политика как бизнес: российская версия / С.Н. Пшизова // Полис. - 2007. - № 2. - С. 109-123; № 3. - С. 65-77. 8. Тихонова, Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной полити-ке с позиции общественного мнения) / Н.Е. Тихонова // Об-щественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 10-17. 9. Федорова, М.М. Понятие политического в контексте фено-менологической критики философии истории / М.М. Федорова // Полис. - 2007. - № 4. - С. 66-82. 10. Шкаратан, О.И. Социальная политика. Ориентир - новый средний класс / О.И. Шкаратан // Общественные науки и со-временность. - 2006. - № 4. - С. 39-53. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 7539 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |