26.01.2012, 18:52 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Субъекты и объекты политики
4. Политика
Исходя из концепции В.И. Вернадского об энергетических факторах самоорганизации человека в ходе универсального эволюционного процесса появление политики можно рассматривать как субъективный способ оптимизации производства энергетических ресурсов жизнедеятельности социума. Синергетическая предпосылка появления политики заключается в необходимости координации материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий субъектов национального производства в социуме посредством принятия управленческих решений, обеспечивающих конкурентоспособность и развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека. Способность политиков принять такое управленческое решение формирует негэнтропийный вектор политического развития, отсутствие таких решений ведет к развитию энтропийных процессов в обществе.
§ 4.1. Субъекты и объекты политики
Возникновение понятия «политика» связано с античными городами-государствами. Эти города (полис) представляли собой общину жителей, свободных граждан с общим этническим происхождением и религиозным мировоззрением, обладающих избирательными правами. Члены общины – граждане – считали само собой разумеющимся участие в делах общинного самоуправления и государства, между которыми не проводилось различий. Гражданин ассоциировал себя со своей общиной и принимаемыми большинством граждан решениями. Он чувствовал себя свободным в качестве органической части единого целого. Право быть гражданином предполагало его обязанность участвовать в решении общих вопросов, направленных на обеспечение целостности общества, сохранение гражданами своего привилегированного положения (рабовладения) и защиту государства от внешних и внутренних вызовов. Процесс принятия гражданами управленческих решений, обязательных для исполнения, стал называться политикой. Процесс формирования субъектов политики связан с появлением привилегированных групп национального производства, которые стремятся к защите своих частных – социально-экономических интересов, обеспечивающих их приоритет в использовании национальных ресурсов в процессе производства и распределении его результатов. Деятельность по защите частных интересов тех или иных сообществ посредством влияния на процесс принятия управленческих решений становится основной предпосылкой формирования субъектов политики Формирование субъектов политики происходит на основе следующих факторов: а) осознания членами общности специфики своих частных, т.е. социально-экономических, интересов и необходимости их защиты; б) формирования организационного центра для представительства этих интересов в органах управления; в) готовности на практике поддержать деятельность организационного центра по реализации частного интереса группы. Группа, осознавшая свои частные интересы и готовая их реализовать, участвуя в принятии общих управленческих решений, становится субъектом политики. Среди субъектов политики можно выделить три основных типа. 1. Социально-политические субъекты – объединенные осознанным материальным интересом и организационным центром, созданным для реализации этого интереса. Среди них выделяются: а) социально-профессиональные, созданные для защиты частных интересов профессиональных групп. В политике представлены профсоюзами, стачкомами и т.д.; б) социально-территориальные, сформированные по месту и типу проживания. В политике эти общности представлены движениями гражданских инициатив, первичными, местными и региональными органами самоуправления; в) социально-имущественные, решающие проблемы соотношения различных видов собственности в рамках всего общества. Представлены политическими партиями. 2. Массовые объединения граждан по специфически важным для них интересам, например религиозным, культурным, спортивным, учебным и т.д. Эти массовые объединения распространяют информацию и организуют массы, приобретая политическое значение в кризисных ситуациях, когда люди политически дезориентированы, но ощущают потребность личного участия в определении общего политического курса. Многочисленные народные фронты с их идеей национального самоопределения в значительной степени способствовали распаду СССР. 3. Политические институты – созданные для участия в принятии и реализации политических решений. Среди них выделяются: а) институты представительной политики, выполняющие социальный заказ своих сторонников: политические партии, выборные органы местного и федерального уровня самоуправления, политические лидеры; б) институты админстративной политики – государства, созданные для обеспечения целостности и стабильности развития общества. Взаимодействие представительных и административных субъектов политики обеспечивает максимальную эффективность согласования частных интересов в рамках общего политического решения. · Институты представительной политики ограничивают тенденцию концентрации власти, представляя частный интерес наиболее энергичных и перспективных субъектов политики. · Институты административной политики пресекают чрезмерно эгоистические действия представительных институтов политики, несущих угрозу целостности и стабильности общества. Объект политики образуется из групп, связанных с вторичными секторами производства и неквалифицированными видами труда, носящими исполнительский характер. Их профессиональная деятельность не требует согласования интересов в процессе производства, не стимулирует стремление к профессиональной и политической самоорганизации. Признаки объекта: а) неспособность осознать свои частные – социально–экономические – интересы и необходимость их защиты; б) склонность доверять защиту своих интересов традиционным элитам или авторитарным субъектам; в) готовность к участию в политике только при резком снижении уровня и качества жизни, значительном нарушении минимума прав человека посредством в стихийных насильственных акциях протеста. Объект политики – это массы, не способные к самоорганизации для защиты своих частных интересов и потому склонные доверять защиту конкретного минимума своих прав традиционным элитам или авторитарным субъектам. Только рост образовательного и культурного уровня, квалификации отдельных групп или личности дает им возможность осознать свою роль в системе производства и своими прямыми или косвенными действиями влиять на процессы принятия политических решений. Личность, осознавшая свои частные интересы и свою ответственность за положение дел в обществе, становится гражданином посредством участия в политических мероприятиях. Масса, осознавшая свои возможности, права и обязанности, степень свободы и ответственности за положение дел в обществе, готовая влиять на отношения субъектов политики и власти, становится народом – субъектом политики. Политика как система взаимодействия её субъектов Политика – это система взаимодействия её субъектов по поводу согласования их частных интересов. Низкий уровень разделения труда в рамках национального производства ведет к отсутствию конкуренции и обусловливает склонность субъектов политики к игнорированию интересов объекта. Отсутствие взаимного контроля и реальной конкуренции субъектов политики ведет к использованию институтов управления в эгоистических интересах какой-либо отдельной группы. Эгоистическая направленность политики оборачивается ее неспособностью к снятию социально-экономических противоречий, приводит к росту социально-политической напряженности, конфликтности. Только конкуренция субъектов дает возможность массе самостоятельно выбирать ту или иную элиту в качестве своего политического представителя в целях повышения уровня реализации своих естественных или гражданских прав. Способность масс сделать свой самостоятельный выбор является движущей силой появления альтернативных элит. Их конкуренция становится основой развития демократических механизмов, при которых растет роль массы в выборе той или иной элиты как субъекта политической и государственной власти. Только конкуренция субъектов политики за политическое влияние на массы и способность к осознанному выбору доминирующего субъекта политики создают гарантии защиты интересов рядовых граждан.
Список использованной литературы 1. Алексеева, Т.А. Два века социальной политики / Т.А. Алексеева, Т.Ю. Сидорина // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 178-179. 2. В поисках политики (Материалы "круглого стола", посвя-щенного 100-летию со дня рождения Ханны Арендт) // По-лис. - 2007. - № 3. - С. 133-154. 3. Конышев, В.Н. Война как средство политики: современные американские подходы / В.Н. Конышев // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 110-119. 4. Мюрберг, И.И. Политика - свобода - мораль: опыт связыва-ния понятий / И.И. Мюрберг // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24-35. 5. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 66-72. 6. Пастухов, В.Б. Новый формат социальной политики России / В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 6. - С. 46-52. 7. Пшизова, С.Н. Политика как бизнес: российская версия / С.Н. Пшизова // Полис. - 2007. - № 2. - С. 109-123; № 3. - С. 65-77. 8. Тихонова, Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной полити-ке с позиции общественного мнения) / Н.Е. Тихонова // Об-щественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 10-17. 9. Федорова, М.М. Понятие политического в контексте фено-менологической критики философии истории / М.М. Федорова // Полис. - 2007. - № 4. - С. 66-82. 10. Шкаратан, О.И. Социальная политика. Ориентир - новый средний класс / О.И. Шкаратан // Общественные науки и со-временность. - 2006. - № 4. - С. 39-53. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 17990 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |