26.01.2012, 15:37 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Предмет и методы психологии 1. Психология как наука 1.2. Предмет и методы психологии
Каждая наука имеет свой объект и предмет. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развитие и проявление этих феноменов. Объектом психологии является деятельность человека, групп различных социальных общностей. Предметом психологии является специфическое проявление психики человека. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира, а также реагировать на них, дабы обеспечить свое выживание и развитие. Психика многообразна в своих формах и проявлениях, это чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет субъективный внутренний мир человека, который проявляется в его деятельности. Психика человека включает в себя три блока: · физиологию организма и нервной системы индивида; · подсознание – бессознательное отражение действительности; · сознание, целенаправленное познание действительности в целях её корректировки. Взаимодействие физиологических структур организма, бессознательного и сознательного реализуется в поведении индивида, т.е. во внешнем проявлении психической деятельности. Развитие этого поведения определяется нормами социальной среды и реализуется в таком понятии как личность, т.е. показывает меру адаптации индивида к обществу, меру признания обществом качества деятельности этой личности. Основными задачами психологии как науки является изучение объективных закономерностей, функционирования и развития явлений психики. В этом процессе психология ставит перед собой ряд задач: A. изучать качественные особенности физиологической структуры организма и их влияние на психику человека; B. исследовать качественные особенности психических явлений и процессов, которые объясняют поведение конкретного индивида; C. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с объективными условиями жизни и деятельности людей; D. вырабатывать конкретные рекомендации, способствующие повышению эффективности, творческой самореализации способностей человека, необходимых для свободного развития его личности. Взаимосвязь психологии с другими отраслями научного знания проявляется в том, что психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Изучение психологии предполагает знакомство с биологическими принципами функционирования и развития живой природы. Физиология и антропология дают возможность психологам более точно понять функционирование нервной системы, ее роль и значение в формировании психики. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. История показывает психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на разных этапах становления и развития человеческого общества. Педагогические науки предоставили психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Психология, изучая условия и специфику протекания психических процессов, дает возможность естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных, психических, физиологических, биологических явлений и процессов в окружающем мире.
Методы психологии
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки, объяснения используется определенная совокупность методов (принципов, исследования). Все применяемые в психологическом исследовании методы делятся на основные и вспомогательные. К основным методам относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает: а) житейским – носит случайный и неорганизованный характер; б) научным, является организованным, предполагает четкий план действий, фиксацию результатов в специальном дневнике; в) включенным, предусматривающем участие исследователя в ситуации. Эксперимент – метод предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, – протекает в специально организованных условиях; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим – изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим – в процессе которого развиваются определенные качества испытуемого. Вспомогательные методы состоят из методов обобщения независимых характеристик, которые предполагают выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах полученных от различных людей. Анализ результатов деятельности – это метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Опрос – метод определяющий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным, когда вопросы задаются на бумаге; устным, – вопросы ставятся устно; в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Тестирование – это метод во время применения, которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Среди разнообразных тестов выделяются тесты достижения, позволяющие выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками; тесты интеллекта позволяют выявить умственный потенциал индивида. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 20810 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |