26.01.2012, 16:36 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Психология лидера, стиль управления
12. Социально-психологические аспекты управленческой деятельности
12.1. Психология лидера, стиль управления
Согласно исследованиям психологов, примерно 80% деятельности руководителя сводится к управлению людьми, к процессу психологического воздействия управляющего на управляемых. Информационная его подгтов-ленность позволяет рационально управлять коллективом. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается коллектив. В западной социальной психологии процесс выделения управляющих объясняется естественно биологическим неравенством, которое проявляется в различии способностей, волевых качеств и ценностных ориентаций. Совокупность данных различий приводит к тому, что в рамках группы всегда выделяются лидеры. Немецкий философ - иррационалист Ф. Ницше пытался в своих сочинениях обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - сверхчеловека, отбрасывающего обыденную мещанскую мораль, утверждавшего новые ценности и свою волю к власти. Ницше Ф. считал, что основой жизнедеятельности всего живого является воля к жизни, которая проявляется как воля к власти. Но лидерами и субъектами власти становятся не те, кто физиологически сильнее, а те, кто способны к концентрации и целенаправленному использованию своей природной энергетики, то есть воли к жизни. Сильные образуют элиту, слабые образуют массу. Функции элиты – управление и созидание новых ценностей. Роль массы заключается в исполнении того, что предначертано элитой. Значительное влияние на современные концепции природы лидерства оказал французский социолог Г. Тард (1843 – 1904 гг.), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие. Широко известна и популярна типология лидеров, предложенная немецким социологом М. Вебером. Он подразделяет лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности. Традиционные лидеры – вожди племен, монархи, жрецы и др. Их авторитет опирается на силу религиозных, моральных, политических и других традиций, и на непререкаемые социальные нормы. Харизматические лидеры признаются подданными в качестве субъектов власти в силу наличия у них особых качеств, например, воля, сила духа, слово, ораторский дар и др. Легально - бюрократические лидеры. избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы Лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж. Блондель); Лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф. Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером; Лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на признание правомерности его руководства (В. Кац, Л. Эдингер). Современные теории лидерства предпочитают избегать такого явного деления на элиту и массу, и представлены в основном следующими концепциями: 1. Теория черт. Лидером является тот, кто обладает набором необходимых качеств, черт характера, дающие ему возможность влиять на поведение других. Основу этих черт составляют как физиологические качества, например сильная, подвижная нервная система, экстравертность, то есть нацеленность личности на общение, эвристичность, высокий интеллект и так далее, а так же и психологические качества, например, воля, целеустремленность, решительность, такт, юмор. Но в реальности оказалось, что невозможно сформировать устойчивый набор характеристик, которые соответствовали бы различным случаям конкретного проявления лидерства. 2. Лидерство как функция ситуации. Лидером становится тот, кто психологически способен прочувствовать ситуацию и использовать ее в своих интересах, подчиняя себе группу, организуя ее для достижения неких целей, необходимых для этой группы в этой конкретной ситуации. Лидерство это своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер и Н. Фролих и др.). Однако историческая практика свидетельствует о том, что существует, что лидерство не вписывается в рамки конкретной ситуации, что лидерство – это некая устойчивая характеристика личности; 3. Теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору. Лидер - знаменосец - это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В. И. Ленин, Мартин Лютер Кинг, и др.); 4. Психологическая концепция Психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями. Лидерство порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения 5. Лидерство как функция социального заказа группы. Лидером становится тот, кто прочувствует основные потребности группы, сможет организовать ее и направить и скоординировать деятельность членов группы для удовлетворения их интересов. Однако в истории достаточно примеров, когда лидеры ставят задачи, не отвечающие потребностям группы, когда воля, энергия и убежденность лидера ведет за собой группу, выводя ее на новый уровень жизнедеятельности. В качестве примера мы можем выделить многих исторических деятелей, которые кардинально ломали ситуацию, выводя общество или группу на новый уровень, например: князь Владимир, Петр I, В. И. Ленин и т.д.
Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа ("образа") лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного: Лидер - служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер - министр Швеции У. Пальме и др.); Лидер - торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг; Лидер - пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы "великой экономической депрессии" президентом США Ф. Рузвельт или генерал Ш. де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50 - х гг.). В реальной жизни все вышеназванные типы лидеров редко встречаются в чистом виде/ Очевидно, при сопоставлении этих концепций следует исходить из некого комплексного единства, которое заключается в том, что группа объединена общим интересом, связанным с созиданием некоторых общезначимых ценностей для членов этой группы. Совместная деятельность участников нуждается в координации, и поэтому члены группы объективно заинтересованы в поиске и выдвижении такого лидера, который с максимальной эффективностью обеспечил бы координацию их взаимодействия для достижения некоего общезначимого результата. Поэтому личность, которая ориентирована на достижение целостности и стабильности и создания условий для развития группы, которая достигла высокого качества и профессиональной управленческой деятельности, и способна согласовать индивидуальные интересы участников в рамках единого общего интереса, становится лидером не только в силу своих психологических качеств, но и в силу социально-психологических потребностей группы. В данном аспекте следует выделить основные функции лидера-управленца: 1. Целе полагание и планирование действий группы. 3. Координация взаимодействия членов группы. 4. Убеждения, агитация, просвещение, воспитание группы. 5. Организация контроля над деятельностью членов группы, систем управления и самоуправления через поощрение тех, кто способствует обеспечению целостности, стабильности и развития группы, а так же наказание тех, кто несет угрозу, чья активность является дезорганизующей для группы. 6. Координация группы во взаимодействии с другими группами. Деятельность лидера проявляется в стиле руководства. Стиль – это характеристика взаимодействия руководителя и подчиненных, это наиболее частые и устойчивые способы воздействия управляющего на управляемых. Управление трудовым коллективом (организацией) не мыслимо без мотивации его членов. Чтобы придать организации динамичное развитие, люди должны желать этого. Деловые отношения не строятся только на основе симпатии и антипатии, хотя и не исключают этого. Люди работают за деньги. И деньги при их правильном распределении являются сильным мотивом. Но, как организационный ресурс количество денег, которыми располагает руководитель, ограничено. Соответственно ограничены и возможности использования их мотивирующего потенциала, однако, как показывает организационная психология, каждый руководитель обладает и такими неограниченными ресурсами для мотивации сотрудников, как похвала, своевременная обратная связь о результатах деятельности, признание в другом уникальной и неповторимой личности и т.п. Индивидуальные особенности руководителя определяются следующими характеристиками: убеждениями; стилем поведения; мотивами, которыми руководствуется лидер, его стремлением добиться положения руководителя (карьерные, альтруистические и др.); степенью психологической устойчивости лидера на давление и стресс – (в том числе степенью его стойкости в экстраординарных и экстремальных ситуациях); предшествующий опыт лидера; психологический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. Стиль руководства определяется характерными чертами группы, которой руководит данный лидер. Чтобы сохранить поддержку сторонников, лидер должен идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля правления), либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли (авторитарный стиль). Стиль руководства определяется контекстом условий, в которых живет и работает управляемая группа, а также осуществляется его руководящая деятельность. Именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления. 1. Авторитарный. Используется на производстве для выполнения плановой задачи. Авторитарный стиль основан на единоличном принятии решений, жестких командных директивных методах и способах управления. Реализация решений должна находиться на постоянном контроле и сопровождаться угрозой применения серьезных репрессивных санкций по отношению к тем, кто игнорирует решения авторитарного руководителя. Авторитарный стиль руководства оптимален при использовании в больших трудовых группах, когда необходимо обеспечить жесткое и согласованное взаимодействие подчиненных для достижения единой производственной задачи. Необходимость авторитарного стиля возрастает в группах с низким и средним уровнем образования и квалификации, а так же там, где нет эффективного материального стимулирования работников. В данных группах авторитарный стиль руководства является оптимальным стилем для преодоления вялого сопротивления персонала и организованного принуждения его для выполнения производственных задач. Авторитарный стиль управления необходим в экстремальных условиях, когда в кратчайшие сроки нужно решить какую-то задачу, а так же во временных группах, члены которой не связаны устойчивым общим интересом. 2. Демократический стиль руководства характеризуется стремлением руководителя к установлению благоприятного, доверительного микроклимата в коллективе. Этот климат должен основываться на взаимопонимании и взаимоуважении работников, давать им возможность индивидуальной самореализации и выражения творческого потенциала. Руководитель, реализующий такой стиль, должен быть тактичным, общительным, готовым к критике, уважать своих подчиненных и, в то же время, быть требовательным и высокопрофессиональным, компетентным специалистом. Его основным методом руководства должен быть личный пример и убеждение. Демократический стиль руководства оптимален для использования в коллективах, занятых высококвалифицированным творческим трудом. 3. Анархистский стиль руководства характеризуется тем, что отсутствует жесткий, систематичный и последовательный контроль руководителя за деятельностью подчиненных. Руководитель выполняет роль информатора подчиненных о новых правилах и должностных инструкциях. Лидер, реализующий анархистский стиль руководства, должен быть великолепным дипломатом, проводящим тактику компромисса и выполняющим функцию посредника между своим руководством и подчиненными. Анархистский стиль управления часто используется в государственно-бюрократических учреждениях, где подчиненные не связаны общей производственной задачей, а выполняют инструктивные функции, порядок которых зафиксирован в нормативных документах. Подчиненные персонально отвечают за выполнение их трудовой деятельности. При данном стиле руководства лидер не ставит интегрирующих обще значимых задач, он является только координатором взаимодействия подчиненных, дабы работа его подразделения в принципе соответствовала установленным сверху нормам. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 8471 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |