Моя Наука - международный сетевой журнал
Публикация научных и образовательных работ

Приглашаем посетить сайт: Ивановское отделение РФО
Каталог научных статей
Категории раздела
Тесты [19]
Словари [4]
Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [26]
Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [64]
Словарь по политологии. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. [71]
Исковая давность. Кислицына А.М. [10]
Договор аренды нежилых помещений. Кислицына А.М. [9]
Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. [9]
Банковский маркетинг. Евсеева Н.В. [13]
Философия. Ерахтин А.В. [34]
Правовое обеспечение экономии в Российской Федерации. Кислицына А.М. [68]
БЖД Безопасность жизнедеятельности [27]

Меню сайта

Поиск

Новые материалы
Сульфопроизводные фталоцианина кобальта в катализе окисления диэтилдитиокарбамата натрия

Factors determining methanol dipole moment value in hydrogen-bonded cluster: quantum chemistry simulation

Модель сбалансированности корпоративных интересов и качества корпоративного управления

Исследование кислотных и комплексообразующих свойств производных октаметилпорфирина в ацетонитриле при 298 к

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ НА ОСНОВЕ ХИМИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОГО ХЛОРОФИЛЛА а И ИХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Непрерывное экологическое образование с позиций гуманистической смешанной модели

New biocide hybrid materials based on mesoporous silica and silver nanoparticles

Влияние количества катализатора и состава растворителя на скорость реакций гидрогенизации нитро-, азокси- и азобензолов

Получение гибридных материалов типа «органика- неорганика», функционализированных аминными и тиоловыми группами

Влияние внешних условий на скорость деструкции красителей в смеси

Государственный бюджет РФ за 2007-2013 гг. Планирование бюджета, формирование бюджета и использование средств бюджета

Квантово-химическое моделирование молекулярной структуры и механизма реакции кислотной диссоциации яжхдипирролилметенатов) -металлов

Quantum chemistry calculations of phosphorous and methylphosphorous acids in dimethylformamide

Исследование кинетики жидкофазного окисления билирубина в среде дмсо и хлороформа

4-tert-butylcalix[4]arene-based porous structures


Друзья сайта

Вход

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 21:22

Главная » Работы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.




Системы социально-психологического взаимодействия в группах. Психология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.



26.01.2012, 16:20

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Системы социально-психологического взаимодействия в группах

 

9. Психология группы.

9.2. Системы социально-психологического взаимодействия в группах

 

Объективным интересом существования любой группы является обеспечение ее целостности, стабильности и возможностей развития. В соответствии с этим интересом группы формируют механизмы социально-психологического контроля над деятельностью своих членов. Эти механизмы представляют собой совокупность психологических стереотипов взаимодействия и поведения среди своих, нарушение которых может отрицательно сказаться на функционировании и развитии группы. Основой возникновения стереотипов является концентрированный опыт жизнедеятельности этноса, который обеспечивает его выживание и развитие. Психологические стереотипы – это исторически сложившаяся совокупность инстинктивных моделей взаимодействия членов этноса, обеспечивающая его выживание и развитие в конкретных условиях его жизнедеятельности. Эти стереотипы воспринимаются массой как сумма житейских правил, не требующих доказательства своей эффективности. Их реализация осуществляется инстинктивно, естественно, без осознания причинно-следственных связей. Существование данных стереотипов необходимо для ускоренного усвоения субъектом принципов взаимодействия, которые воздействуют на членов группы через знаки, символы, традиции, ритуалы, поговорки и т.д.

Стереотипы отражают исторический опыт, естественно, что в изменившихся условиях они теряют свою эффективность, поэтому на их базе формируются нормы поведения. Психологические нормы – это признанные группой правила, образцы поведения, обеспечивающие упорядоченность и эффективность общения. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих норм из внешних требований во внутреннюю потребность. На их базе возникают и развиваются социально-психологические ожидания, то есть субъективные ориентации членов группы, нацеливающие их на использование тех моделей поведения, которые в своей совокупности должны обеспечить стабильность, целостность и возможность развития. Ожидания это ценностные ориентиры, функция которых заключается в формировании мотивов, стимулов и ценностей, побуждающих субъекта к активной деятельности в группе.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими потребностями самореализации и возможностями их удовлетворения. Развитие личности состоит в постоянном расширении ее возможностей в рамках группы и формировании новых потребностей, которые она может удовлетворить с помощью группы. Регулируя свою жизнедеятельность, каждый индивид решает сложные задачи выбора оптимальной для него модели поведения в группе. Каждый человек играет какие-то свои роли, которые подчеркивают его индивидуальность.

Социально-психологическая роль – это индивидуальная модель поведения, одобренная группой, необходимая для ее целостности и развития. Каждая группа предоставляет своим членам возможность выбора той или иной роли в процессе взаимодействия. Это может быть роль: инициатора, лидера, исполнителя, активиста, критика, хулигана, клоуна группы и т. д. В зависимости от потребности группы в обеспечении целостности, стабильности развития поощряется выполнение тех или иных ролей, подавляются какие-то другие конкретные роли, которые препятствуют развитию данной группы. При этом следует учитывать, что личность, общаясь в разных группах, может выполнять разные социально-психологические роли. Например, в семье это тиран, деспот, а на производстве это образцовый работник. Произвольное изменение личностью своего ролевого поведения может вызвать социально-психологические санкции, то есть определенную реакцию общности на поведение личности, отклоняющихся от социально-психологических ожиданий и норм.

Личность, которая эффективно оправдывает социально-психологи-ческие ожидания и реализует нормы взаимодействия, поощряется повышением статуса, как члена группы. Социально-психологический статус – это место личности в иерархии группы, совокупность прав и обязанностей, степень свободы и ответственности личности в процессе ее самореализации. Чем выше статус, тем выше эффективность в процессе самореализации, тем больше возможностей приобретает личность для реализации своего потенциала. Социально-психологический статус – это иерархия уровней группы, проходя которые индивид получает возможность занять управленческие должности, позиции лидера в ее рамках.

Самоорганизующаяся группа для обеспечения своей целостности, и возможности развития использует поощрительные и репрессивные санкции. Санкции поощрения связаны с изменением роли и повышением статуса личности в рамках своей группы или с возможностью личности войти в референтную группу, куда она ранее не допускалась. Репрессивные санкции связаны со снижением социально-психологического статуса, или исключением личности из состава группы. Действие этих санкций определяется отношением к ним со стороны личности. Если ценности самореализации личности не совпадают с интересами группы, то воздействие санкций не эффективно. Эффективность санкций возрастает по мере усиления тождества ценностных ориентаций личности и группы. Например, в ряде племен первобытнообщинного строя существует казнь в виде осмеяния. Такая моральная санкция оборачивается смертью от нервного шока.

Социально-психологические санкции являются обязательным элементом корректировки психологического взаимодействия членов группы, дабы обеспечить ее целостность, стабильность и возможность развития.

 



Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: психология
Просмотров: 7107 | Загрузок: 0

Похожие работы:
Найдем Все!


Структура: Главная » Работы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




При использовании материалов сайта Моя Наука http://moianauka.ru в том числе Системы социально-психологического взаимодействия в группах. Психология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К. категории Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. раздела Учебные материалы модуля Каталог научных статей - прямая открытая ссылка на источник обязательна.
Все права защищены. © moianauka.ru 2011-2018.
Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Infringement Search Tool
Используются технологии uCoz
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites Український рейтинг TOP.TOPUA.NET RATING ALL.BY LightRay Дайвинг - рейтинг DIVEtop ****** TOPlist ****** Томск --------------------------- Рейтинг SIMPLETOP.NET Топ100- Общественные науки ---------------------------
Besucherzahler russian girl
счетчик посещений
Besucherzähler hot russian women
contatori per blog
web clocks relojes html
Contatore
Besucherzahler find ukraine women in ukraine
website counter
contadores de visitas ukraine brides
contatori per blog
besucherzähler contador de visitas
Contatore per sito