26.01.2012, 16:14 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Индивидуальность, механизмы её самореализации
8.Индивидуальность и личность 8.1.Индивидуальность, механизмы её самореализации.
Индивидуальность - это неповторимая совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека, определяющих развитие его задатков и формирование способностей, то есть предрасположенность к конкретным видам деятельности. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры индивида можно выделить: 1) конституциональный тип и темперамент; 2) задатки и способности; 3) направленность – установки, мотивы, интересы; 4) основные модели поведения. Системный подход к психологии человека означает рассмотрение её как единство биогенетических и социальных влияний в рамках целостного характера личности, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности определяет его темперамент, а также его способности. Задатки и способности индивида становятся основой формирования его потребностей. Потребность представляет собой нужду или недостаток индивида в чем-либо, необходимым для его самореализации. Удовлетворенная потребность сопровождается глубоким чувством эмоционального удовлетворения, которое стимулирует индивида к повторению, к совершенствованию способностей для получения положительных эмоций на более высоком уровне. Устойчивая совокупность потребностей формируется в установки, то есть предрасположенность субъекта к определенным видам деятельности. Установка представляет собой определенный стереотип восприятия и реагирования на нее. Выделяются следующие виды установок: 1. Бессознательные – установки, существующие независимо от сознания, неуловимо влияющие на нашу деятельность и поступки. Впервые серьёзно о бессознательных установках заговорил основоположник теории психоанализа З. Фрейд. Он сделал предположение, что все в основе всех стремлений человека лежит сексуальное желание – либидо, которое в конечном счёте и влияет на образование всех установок. Другую теорию происхождения бессознательного, в основе которой лежит «коллективное бессознательное», предложил К. Г. Юнг. Под коллективным бессознательным Юнг понимал "разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. "Коллективное бессознательное" представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. "Коллективное бессознательное" транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности. 2. Неосознанные - действующие не проходя через сознание, вследствие неоднократного повторения стандартных ситуаций (верующий крестится, аккуратный моет руки перед едой). 3. Ситуационные - характеризуют реакцию субъекта в определенных ситуациях: отдыха, труда, риска и т.д. 4. Осознанные - ценностной ориентации. Они характеризуют направленность личности на достижение жизненно важных для нее целей и представляют собой мотивы, побуждающие человека к тем или иным видам деятельности. На основе этих мотивов формируются идеалы и цели индивидуальной самореализации. Цели порождаются как индивидуальной природой человека, так и условиями его деятельности. Рассматривая формирование у того или иного конкретного индивида целей и мотивов, необходимо рассмотреть процесс его жизни в обществе. Если исходить из того, что индивидуальность - это неповторимая совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека реализуемая им в процессе своей деятельности, тогда следует учитывать, что цели выступают как механизм интеграции индивидуального и социального начала. Цель - это определенный проект действий, определяющих системную упорядоченность различных актов и операций в процессе ее достижения. В своей совокупности система целей формирует интерес, то есть положительное эмоциональное отношение субъекта к объекту в процессе их достижения. Интерес - это проявления активности субъекта, его желания, любопытства, внимания, страсти и т. д. Интерес представляет собой определенную совокупность целей и средств их достижения, приемлемых, как для индивида, так и той группы в которой идет процесс его самореализации. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 8062 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |