26.01.2012, 16:04 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Память
6. Память и мышление 6.1. Память
Живые организмы не могут существовать без накопления информации, необходимой для корректировки их поведения. Память представляет собой механизм избирательного закрепления информации, необходимой для выживания и развития организма. В то же время, вся несущественная информация должна стираться с тем, чтобы мозг мог отделить главное от второстепенного. Поэтому память это не только способность к запоминанию, но и к научению. В широком смысле слова память можно определить как механизм запоминания, сохранения и воспроизведения информации используемой организмом в процессе своей жизнедеятельности. В основе человеческой памяти находится генетическая – инстинктивная передается посредством генотипа и воспроизводится независимо от воли и сознания. На ее основе формируется прижизненная память которую можно классифицировать по разным основаниям. Структура памяти (выделяется на основе механизмов функционирования); 1. Сенсорная – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сенсорная память удерживает информацию органов ощущения в течение 0,1-0,5 с. В это время решается вопрос о необходимости этой информация для головного мозга? Если мозг фиксирует, что эта информация незначима, то менее чем за 1 с. следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами-ощущениями. Проверьте, как долго сохраняется в памяти ощущение кожи от поверхности или на сетчатке глаза, после того как вы резко закрываете глаза. 2. Кратковременная память. Возникает в том случае если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание головного мозга, и она в течение короткого промежутка времени сохраняется. В этот период мозг обрабатывает, интерпретирует и принимает решение: «Достаточно ли важна та информация, чтобы передать ее на долго временное хранение?» Кратковременная память характеризуется: длительностью держания информации и емкостью – способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Длительность кратковременной памяти сохраняется в течение примерно 20 с., за это время если информация не вводится повторно, или «не прокручивается в памяти», она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Например, номер телефона, который вы «прокручиваете в голове» пока набираете код, исчезает если вас соединили с абонентом и этот номер вам уже не нужен. Емкость кратковременной памяти определяется тем, какое количество знаков, образов может быть зафиксировано. Емкость кратковременной памяти определяется 5-9 элементами. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую в себя более 7-ми элементов, то мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. 3. Долговременная память. Представляет собой архив, в котором определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти, в принципе, безграничны, они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способов ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения. Значения для долговременной памяти определяются привычностью материала, контекстом, в котором происходит то или иное событие, специфичностью ее кодирования, мотивацией и так далее. 4. Оперативная или профессиональная память – это быстрое и выборочное сохранение информации, необходимое для профессиональной деятельности. Оперативная память характеризуется высокой эффективностью извлечения информации, а также хорошей организацией хранения. В извлечении информации важную роль играет контекст, когда нам легче узнать какой-то элемент среди других и выделить его, нежели вспомнить его без каких-либо опорных точек или объектов для сравнения. Контекстом оперативной памяти является профессиональная деятельность человека. Виды памяти (выделяется на основе характера запоминаемого материала). 1. Наглядно-образная – это память на зрительные, слуховые, вкусовые и другие образы. Хорошо развита у представителей астенического типа. 2. Словесно-логическая – это память на смысловые логические взаимосвязи различных блоков информации. Словесно-логическая память получается и закрепляется в словарной форме информации. Характерна для представителей пикнического типа. 3. Двигательная – это память прекрасно фиксирует последовательность и необходимое состояние двигательно-мышечных действий для выполнения каких-то упражнений, приемов, связанных с движением. Наиболее развита у представителей атлетического типа. 4. Эмоциональная - это память на с глубокие переживания и характеризуется способностью человека воспроизводить чувства.
Процессы памяти
1. Запоминание – запечатление информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности. а). Непроизвольное запоминание. Характерно для детей и отличается тем, что нет цели и волевых усилий. б). Произвольное запоминание. Характеризуется наличием цели и волевым усилием. в). Пост произвольное запоминание. Формируется на основе интереса и не требует волевых усилий. Пост произвольное запоминание можно еще назвать профессиональным запоминанием. 2. Сохранение – удержание в памяти информации в течение длительного времени. Сохранение может быть: а) механическим, на основе повторения; б) осмысленным, на основе систематизации информации, необходимой для выполнения профессиональных действий. Приемы сохранения – это техника ассоциаций, когда запоминаемый материал ассоциируется с чем-либо; повторение, выделение смысла, логической структуры. 3. Забывание – это устранение негативных эмоциональных переживаний, или мало значимой информации, подавляющей психику или перегружающей ее. 4. Воспроизведение – это способность активизировать необходимую информацию в нужное время. Наиболее эффективным воспроизведение является на основе узнавания, которое резко активизирует процессы воспроизведения. Узнавание может быть: а). преднамеренным, когда есть цель и волевое усилие и б). непреднамеренным, когда нет цели и волевого усилия. Функционирование памяти может сопровождаться ее расстройствами, например, амнезия, т.е. потеря памяти, трудность воспроизведения информации и гипернезия т.е., длительное сохранение несущественного материала, неспособность человека его забыть.
| |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 13327 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |