22.01.2012, 08:19 | |
Сорокина Н.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ УСТАНОВЛЕНИЕМ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ОБОСОБЛЕНИЕМ СЕМЬИ.
С появлением собственности происходит выделение в роде собственности больших семей, причем эта собственность являлась частной по отношению ко всему миру, но коллективной, иначе говоря, групповой, по отношению к самой семейной общине. Чуть позднее в рамках родовой общины появляются своеобразные хозяйственные ячейки – семьи, для нормального функционирования которых необходимо превращение брака в прочный и постоянный союз. Это является основной предпосылкой крушения матриархата. Изменение социального статуса женщины является следствием перехода от присваивающего хозяйства к производящему, а также неизбежного развития и углубления общественного разделения труда[1]. Кроме этого, причина данного явления заключается в установлении военной демократии, которая привела в последствии к образованию государства. Вся эпоха разложения первобытного общества, а также процесс образования классов и государства характеризуется непрерывным возрастанием роли военных предприятий в жизни общества. Изначально война была средством защиты от соседей, посягающих на территорию. Чуть позднее, когда завоёванные территории стали подвергаться разграблению, в результате которого происходило насильственное изъятие и присвоение общественного продукта, посредством войны победителям стало возможным сравнительно легко обогатиться, и как следствие повысить свой жизненный уровень и социальный статус путём управления обширной подчинённой территорией. Данную возможность с успехом и использовали лидеры общин. Ранее при проведении «престижной экономики» для получения необходимых материальных средств лидеры либо увеличивали собственную интенсивность труда, либо скупали необходимые товары у членов общины, тем самым, стимулируя их товаропроизводительность. С появлением же военной альтернативы данная необходимость отпала. Война, говоря словами Ф. Энгельса, сделалась постоянным промыслом[2]. Подобная ситуация потребовала изменений в общественном разделении труда, и они естественно происходили. С течением времени стали появляться лица, специализирующиеся на военной деятельности. Военный предводитель сначала избирался благодаря организаторским и тактическим навыкам, храбрости и умению владеть оружием[3]. Сказка показывает, что это были как мужчины, так и женщины. Например, боевым искусством замечательно владеет Марья Моревна «…видит—лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: «Кто побил это войско великое?» Отозвался ему жив человек: «Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна»[4]. Не менее могущественной воительницей является и баба-яга «Белый полянин воюет с бабой-ягою золотою ногою, тридцать лет с коня не слезает»[5]. Причем её войско выглядит довольно внушительно «…баба-яга золотая нога выставила рать-силу несметную. …Прирубили притоптали целые тысячи»[6]. По мере роста значения войны для жизни общества функция военного предводителя превращается в постоянную должность «пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться»[7]. Причем в случае женского военного предводительства мужчина по-прежнему находился в подчинении «покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!» … там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован»[8]. «За решеткой портные сидят. «Сидим да войско шьём для баба-яги золотой ноги» …сапожники сидят. «Сидим да войско готовим для баба-яги золотой ноги»[9]. Становясь на постоянную должность, предводитель естественно стремился сделать её наследуемой. С женской точки зрения это можно объяснить тем, что поскольку как биологическая мать, женщина точно знала, что появившийся на свет младенец, именно её родной ребенок. В связи с этим у неё появилось вполне объяснимое желание передать своему потомку часть того, чем она сама владеет. Эта ситуация выразилась в таких понятия как «матрилинейность» и «матрилокальность». Матрилинейность это такой порядок, при котором счет происхождения и родства при матриархате вели по женской линии. Матрилокальность представляет собой форму брачного поселения, при которой муж переходит на жительство в родовую общину жены. В сказках этот момент обозначается тем, что герой не крадёт королевну, а добивается её руки честными способами и остаётся жить в её дворце. Необходимо отметить, что эти особенность характерны для матриархального общества. Но социально-экономическая обстановка на данном этапе диктует иные условия. Наряду с женщинами происходит также и возрастание социальной значимости мужчин, потому что война требовала мужской силы, выносливости и даже некоторой хладнокровности, в чем многие женщины по своим биологическим способностям значительно уступали. Несмотря на непоколебимость и храбрость, многие женщины не теряли своей женственности, напротив, за их неприступностью скрывалась душевная мягкость, ранимость и нежность. «Солдат затянул песню такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась; жалко ей стало доброго молодца»[10]. Она, как и любая женщина, не всегда может самостоятельно справится с некоторыми трудностями, поэтому ей необходима мужская защита. «Прекрасная королевна Елена, увидя Ивана-царевича мертвого, крепко испугалась, стала плакать горькими слезами … Тогда Дмитрий-царевич приложил свой меч к сердцу прекрасной королевны Елены и сказал ей: «…Ты теперь в наших руках, мы повезем тебя нашему батюшке, царю Выславу Андроновичу, и ты скажи ему, что мы и тебя достали, и жар-птицу, и коня златогривого. Ежели не скажешь, сейчас тебя смерти предам!» Прекрасная королевна Елена, испугавшись смерти, обещалась им и клялась всею святынею, что будет говорить так, как ей велено»[11]. Сложившаяся ситуация стала предпосылкой для образования военно-демократических, а позднее военно-иерархических структур. В социальной структуре общины стали наблюдаться некоторые изменения. Вождь окружал себя дружиной, состоявшей из соплеменников-единомышленников. Кроме этого, сохранялось и народное ополчение, образованное боеспособными мужчинами. Существовало также народное собрание, которое состояло из вооруженного народа, и совет старейшин. Вождь, народное собрание и совет старейшин являлись основными элементами военной демократии. Но функционирование данной организационной структуры было противоречивым: вождь действовал параллельно с народным собранием, но, выступая на первом плане, оттеснял совет старейшин, однако определённая эффективность последних всё-таки существовала[12]. Присвоение награбленного вызывало расслоение общества, выражающееся в неравенстве воинов. Причина подобного явления заключалась в следующем, несмотря на то, что каждый участвующий в походе воин имел право на долю в добыче, доля награбленного зависела от положения воина в военной иерархии, что выражалось в том, что большую и наиболее ценную добычу присваивал вождь и окружающая его дружина. Таким образом, сущность военно-иерархической формы организации власти заключалась в том, что власть военного предводителя стала основываться на фактах реального социального могущества. Она выражалась в богатстве вождя, широком круге зависевших от него лиц, а также в олицетворении в образе вождя благополучия всего коллектива. Подобное привилегированное положение вождя сводит всё к авторитарной военно-иерархической структуре власти, установление которой происходит параллельно с процессами изменения с социально-экономической сфере жизни общества. В экономике стали преобладать отрасли, исключительно или преимущественно основывавшиеся на труде мужчин. Ими являлись скотоводство, пашенное земледелие, металлургия и металлообработка. Углубление разделения труда привело к выделению в производстве в качестве самостоятельных отраслей ткачества и гончарства. Произошёл процесс отделения ремесла от земледелия и превращения его в самостоятельную отрасль производственной деятельности. Это вело к тому, что мужчина, занимавшийся новыми видами производственной деятельности, вторгался в бывшую исконно женскую сферу труда. Женский труд постепенно оттеснялся на второй план либо путём его исключения из промысла, либо путём ограничения определенным кругом вспомогательных операций. Ограничение участия женщин в основных видах хозяйственной деятельности часто сопровождалось различными запретами, которые идеологически способствовали изменению статуса женщины в общественном мнении. Жил старик со своею старухой…Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу[13]. Оттеснение женщины на второй план происходило и тогда, когда экологические условия диктовали сохранение типично женских видов труда в качестве экономической основы общества. Эта относится, прежде всего, к мотыжному земледелию. По мере расширения возделываемых площадей, в особенности при подсечно-огневой системе земледелия, такие работы, как вырубка леса и расчистка новых земель требовали именно мужского труда[14]. Отстранение от основных видов хозяйственной деятельности заключалось не в количественных масштабах женского труда, а в том, что мужчины сохраняли полный контроль над всей хозяйственной деятельностью общества, основанный на коренном изменении отношений собственности, что, в конечном счёте, и стало определяющим фактором изменения общественного положения женщины. Таким образом, главной тенденцией в области изменения общественного положения полов в эпоху разложения первобытнообщинного строя и оказывалось отстранение женщины от основных видов хозяйственной деятельности и ограничение её участия в общественном производстве рамками сугубо домашнего хозяйства. Уделом женщины становится кухня «накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»[15]. Даже баба-яга в своем доме является хорошей хозяйкой «Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем»[16]. Яга много готовит и никогда не отказывает тем, кто просит у неё покушать. «Василиса зажгла лучину … начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила … щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины»[17]. В сказках очень часто упоминается о том, что баба–яга лежит на печи, а разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом подпирается: «баба-яга вышла на двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом». «Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает»[18]. Не оставлены без внимания другие предметы кухонной утвари, имеющейся у бабы-яги – это кочерга, толкач, метла и тому подобное. Необходимо заметить, что в сказках, отражающих эпоху матриархата, все сказочные героини были желанны, многие цари хотели взять их в жены «…сказал царь Афрон.-… Иван-царевич! Ежели ты сослужишь мне службу и съездишь за тридевять земель, в тридесятое государство, и достанешь мне королеву Елену Прекрасную, в которую я давно и сердцем и душей влюбился, а достать не могу»[19]. В основе подобного стремления таилось не столько желание обладать красивой женщиной, сколько желание улучшить своё благосостояние за счет королевских богатств. Однако для женщины замужество являлось далеко не позитивным моментом, поскольку это ограничит её не только в правах владения, но и во многих других социальных аспектах. К тому же корыстные умыслы большинства мужчин для неё предельно ясны, поэтому она не стремилась выйти замуж за первого встречного, и даже всячески препятствовала этому, загадывая претендентам на её руку различные загадки, задавая сложные задачи «…пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье – без того платья замуж не пойду!»[20], «…не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу молодцу-молодцу в горячей воде искупаться»[21]. Непросто завоевать свободную женщину: Да такая есть девица, Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь Да за пояс не заткнешь[22]. В некоторых сказках есть такие сюжеты, в которых королева сама себе выбирает супруга «Елена Прекрасная тотчас приказала взойти Василию-царевичу, глянула на него, и он ей весьма понравился; посылала она царевича в другую комнату, давала ему двух слуг и почитала его женихом своим»[23]. Подобный выбор происходит исключительно по любви «…Иван-царевич, сидя на сером волке с прекрасною королевною Еленою, возлюбил её, сердцем, а она Ивана-царевича…»[24], «…Иван же царевич ехал путем-дорогою с Еленою Прекрасною, разговаривал с нею и забыл про серого волка…»[25], «…лежа на мягкой траве и ведя разговоры полюбовные, они крепко уснули…»[26]. Период крушения матриархата в сказках выражается тем, что у многих героинь появляется муж «Иван-царевич поехал с царевной из золотого царства венчаться; обвенчались и стали жить-поживать, добра наживать»[27]. Причем этот брак для женщины является вынужденным. С появлением частной собственности и хозяйственным обособлением семьи мужчина стал собственником, групповым или индивидуальным, важнейших средств производства. И в этих условиях распределение произведенного продукта и его потребление происходили не по трудовому вкладу каждого участника процесса производства, а по собственности, что ставило женщину в неравное и зависимое положение. Эти перемены в общественном производстве вели к ограничению участия женщин в общественной жизни коллектива, а в дальнейшем и к полному вытеснению из этой сферы. Кроме этого у мужчины, в свою очередь появляется стремление передать собственность своим прямым потомкам. Но этому препятствовала их принадлежность к роду матери (матрилинейность). Тем самым, в обществе возникают противоречия между формами семейно-брачных отношений и потребностями общественного производства. Как следствие, возникает необходимость коренного изменения: максимального ограничения, а в дальнейшем и полного прекращения связи семьи с родом жены. Что оказало резкое отрицательное влияние на положение женщины в семье и в обществе в целом. Переход от матриархата к патриархату происходил в несколько этапов. Сначала изменялась локальность брачного поселения, затем линейность счета родства в семье с материнского на отцовский, в результате произошло коренное изменение организационных принципов строения семьи, установление безраздельного господства в ней мужчины. Переход к отцовскому счету родства и к патрилинейному наследованию имущества, с одной стороны, существенно ограничил права женщины на ее детей и фактически устранял ее из числа возможных наследователей. Однако подобные изменения происходили в различных компромиссных для обоих полов вариантах. Одним из таких вариантов является авункулат[28] - сочетание патрилокальности, при которой женщина теряет связь со своей семьёй и права на детей, с матрилинейность (счёт родства шёл по матери). Существовал также такой вид брака, при котором счет родства был билатеральным, т.е. по отцу и по матери. Его суть заключалась в том, что при сохранении авункулата существует возможность наследования по обеим линиям. Очень часто это выражалось в том, что ребенок претендовал на имущество по отцовской линии, а на статус – по материнской. Иногда встречались относительно нейтральные формы брака: временная дислокальность, продолжающаяся до рождения первого ребёнка, или существование матрилокальности (уже после брака) в таких обществах, где патриархат ужу давно и окончательно установился. Исключительной особенностью обладал покупной (вирилокальный) брак[29], в котором женщина рассматривалась как объект купли-продажи, при покупке она становилась собственностью семьи мужа. Причем, она, как правило, не входила в род мужа, но функционировала как член производственного коллектива - общины. Тем самым она исключалась из участия в общественной жизни рода мужа. К тому же ослабевали её родственные и идеологические связи со своим родом и своей семьей. Считалось, что муж, уводя жену к себе, лишает её родителей рабочей силы, поэтому он платит за это выкуп родне невесты. Изначально эта плата имела символическое значение, но позднее она приобрела вполне материальную форму. Если же у жениха не было достаточно средств, чтобы заплатить выкуп, он похищал невесту. Именно поэтому в сказках распространён сюжет, в котором королеву тайно похищают, либо заманивает её хитростью «…стрелец-молодец … разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается. А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку. «Здравствуй, Василиса-царевна! – говорит стрелец.- Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовоть». Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина , опьянела и крепким сном заснула …стрелец садиться на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь дорогу, словно стрела из лука»[30], «когда она вошла с сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою,- вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи»[31]. В конечном итоге, неопровержимым является тот факт, что сколь ни компромиссны для обоих полов были варианты семейно-брачных отношений, безусловные ограничения женщины в её правах всё же произошли.
[1] История первобытного общества… С.173 [2] История первобытного общества… С.212 [3] Там же С.231 [4] Марья Моревна//Народные русские сказки из сборника… С.185 [5] Иван-царевич и Белый полянин// Народные русские сказки… С.153 [6] Там же С.156 [7] Марья Моревна//Народные русские сказки из сборника… С.186 [8] Марья Моревна//Народные русские сказки из сборника… С.186 [9] Иван-царевич и Белый полянин// Народные русские сказки… С.157 [10] Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника … С.341 [11] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке//Народные русские сказки из сборника … С.220 [12] История первобытного общества… С.232 [13] Сказка о рыбаке и рыбке //А.С. Пушкин …С.221 [14] История первобытного общества… С.174 [15] Медной горы хозяйка /П. Бажов Малахитовая шкатулка С.191 [16] Василиса Прекрасная//Народные русские сказки из сборника … С.101 [17] Там же С.101 [18] Василиса Прекрасная//Народные русские сказки из сборника … С.101 [19] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки из сборника… С.215-216 [20] Жар-птица и Василиса-царевна //Народные русские сказки из сборника … С. 224 [21] Там же С. 225 [22] Сказка о царе Салтане…//А.С.Пушкин…С.214 [23] Василий-царевич и Елена Прекрасная //Народные русские сказки из сборника… С.430 [24] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки из сборника… С. 217 [25] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки из сборника… С. 218 [26] Там же С. 220 [27] Три царства: медное, серебряное и золотое// Народные русские сказки из сборника … С.137 [28] История первобытного общества… С.161 [29] История первобытного общества… С.164 [30] Жар-птица и Василиса-царевна //Народные русские сказки из сборника … С. 224 [31] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки из сборника … С. 216-217 | |
Категория: История | | | |
Просмотров: 3959 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |