22.01.2012, 08:16 | |
Сорокина Н.В. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОГО ПРИСВАИВАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВА.
У многих народов развитие социальной дифференциации, иначе говоря, процесс классообразования, формирования сложных общественных структур в период разложения первобытного общества происходил на основе высокоэффективного присваивающего хозяйства, которое характеризовалось сложными, но надежными методами создания и хранения запасов пищи, её излишков. Своеобразными ветвями данного хозяйства являлись охота, рыбная ловля и собирательство. Причем дифференциация труда происходила в основном по половозрастному признаку, т.е. мужчины охотились и ловили рыбу, а женщины и дети выполняли более легкий труд - занимались собирательством. Кроме этого женщин считали хранительницами очага. Необходимо отметить, что именно в это время, в эпоху неолита (приблизительно 5-2 тысячелетие до н.э.)[1] начинается расцвет матриархально-родового строя, который существовал в рамках развития родовой общины, более того, был его неотъемлемой частью. Характерной чертой родовой общины являлось коллективное владение средствами производства (всеми или, например, некоторыми из них, в частности землёй), а также полным или частным самоуправлением. В социальном аспекте для этого периода характерно равноправие полов, а в дальнейшем развитии становление руководящей роли женщины в хозяйственной и общественной жизни. Данный процесс происходил главным образом потому, что, на этом этапе развития общества увеличение численности населения являлось одной из наиболее важных задач. Поэтому женщину зачастую отождествляли с рождением. В русской сказке очень часто звучит такое выражение как «мать сыра земля». Это сравнение происходит потому, что подобно женщине-матери, земля, точнее её верхний плодородный слой - почва, способна удовлетворять потребности растений в необходимых для жизни питательных веществах, иными словами, почва даёт растениям жизнь. А растущие на земле растения человек использует в качестве пищи. Кроме этого согласно легенде о сотворении мира Бог сначала создал землю, а потом человека. Исходя из этого, землю образно можно назвать основой человеческой жизни. Более точно одну из функций земли выражает физический смысл этого выражения, согласно которому земельный грунт является основой, естественным фундаментом для всех строений человека. Земля также выступает в роли последнего приюта усопших, т.к. издавна тела умерших предавали земле. Для русского человека земля, на которой он живет, является чем-то особенным и дорогим, поэтому, покидая Родину и уезжая, например, в другую страну, многие люди берут с собой горсть земли, считая при этом, что она будет не только напоминать о покинутой Родине, но и оберегать от несчастий. В сказках же «мать сыра земля» кроме выше перечисленных выполняет так же оповестительную функцию. Многие герои, приложив ухо к земле, узнают о надвигающейся на них опасности и не только. «…Лежит внизу на дороге человек, ухом к сырой земле припал. «Здоров, дядьку! … Что ты делаешь?» - «Слушаю, что на свете делается»[2]. Значимость сказочного образа «мать сыра земля» для людей определялась ещё и тем, что условиях высокоэффективного присваивающего хозяйства появилась некоторая привязанность человека к тем местам, которые были богаты животными, водными и растительными ресурсами и являлись более пригодными для существования. При этом некоторые природные ресурсы, несомненно, были для человека особенно важны. Так, например, липа представляла для человека особую ценность, поскольку она давала человеку практически всё, что необходимо для его жизнедеятельности. Цветки липы очень ароматны, из древесины делали бочки, из луба – мочало и лыко, из которого плели лапти. Особенно ценным продуктом считался липовый мёд, который обладает целебными свойствами. Почитание женщины выражалось в том, что для славян липа являлась своеобразным божеством. Священный характер этого дерева заключался в использовании её древесины для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах[3]. Люди наделяли липу волшебной силой, считали, что в неё никогда не попадает молния, поэтому смело укрывались под деревом от грозы. Добрым знаком была липа, растущая у дома. Ею украшали дома и загоны в Юрьев день и на Троицу. В связи с божественным почитанием липы, существовал запрет губить эти деревья, наносить какой либо вред, рубить и ломать ветки. Существовало поверье, что человек, нарушивший данный запрет будет жестоко наказан. Известно, что для славян медведь также является богом, и причинение вреда животному неизбежно влечет за собой расплату. Подобное наставление отражено в сказке «Медведь». По сюжету, мужик, не знающий традиций и обрядов, идет в лес, отсекает медведю лапу, приносит её домой, просит жену сварить, и его жена, также не знающая традиций, выполняет просьбу мужа. Тем временем, медведь «сделал себе липовую лапу…нашёл их, взял да и съел»[4]. В образе медведицы люди часто сочетали божественное начало с материнским: Выходила медведиха С милыми детушками медвежатами, Погулять, посмотреть, себя показать.
…Как завидела медведиха мужика с рогатиной,- Заревела медведиха Стала кликать малых детушек… …Медвежатушки испугалися, За медведиху бросалися, А медведиха осержалася – На дыбы поднималася[5]. Кроме липы в русской сказке показаны многие деревья, которые спасают главных героев, например, яблоня «Стоит яблонь. «Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!» - «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками: гуси пролетели»[6]. Таким образом, уже в эпоху высокоэффективного присваивающего хозяйства в образах земли, деревьев и животных мы видим главенствующую роль женщины. Необходимо отметить, что вызванная благоприятными условиями для жизни оседлость, могла служить основой для развития земледелия, что, в конечном счете, привело к значительному повышению уровня жизни, и как следствие к появлению определённого количества излишков пищи[7]. Необходимо заметить, что в некоторых местностях для продуктивного землепользования в процессе земледелия требовала орошения. В связи с этим огромное значение для человека приобрела вода. С давних пор вода представлялась людям непокорной стихией. Так, например, река, выходящая из берегов во время половодья, могла затопить не только луга, но и целые деревни, лишив людей урожая. Но и её отсутствие - длительные засухи – также могли повлечь за собой голод. Вода определяла судьбы людей, таила в себе неведомую силу, которой многое подвластно. Именно поэтому вода, как женский образ, также нашла своё отражение в русских народных сказках. Очень часто в сказках жизнь героев зависит от воды, они в свою очередь просят её о спасении их жизни: Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу![8] Вода выполняет просьбу героев, дарит им жизнь: И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько[9]. В сказках вода выступает в двух формах: живая и мертвая. И та, и другая вода обладают удивительной исцеляющей силой. Например, живая вода такова: «если водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть»[10]. Но живую воду достать не просто. Колодец с той водой находится за тридевять земель у самой Белой Лебеди Захарьевны «под зголовьем»[11] Для того, чтобы воскресить умершего необходима также и мертвая вода «…серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал и молвил…»[12]. Иногда в сказках герой проходит испытание кипящей водой. «Царь приказал налить чугунный котёл воды, вскипятить как можно горячее да в тот кипяток стрельца бросить. Вот всё готово, вода кипит, брызги так и летят…»[13]. Для того чтобы не погибнуть в кипящей воде, герою необходимо знать заклинание «конь…наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу»[14].Далее всё остаётся во власти воды: она может сделать человека добрым молодцем «…тотчас подхватили его рабочие люди – и прямо в котёл; он раз-другой окунулся, выскочил из котла – и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать»[15], а может и погубить его «царь увидал…захотел и сам искупаться; полез с дуру в воду и в ту ж минуту обварился»[16]. Кроме этого вода бывает сильной и бессильной «в том чулане два кувшина стоят: в синем—сильная вода,
в белом — бессильная»[17].
Сильная вода придаёт уставшему богатырской силы «Сосна-богатырь побежал в чулан, выпил из синего кувшина всю воду, перелил
в него из белого, воротился в избу, ухватил
бабу-ягу и ударил об пол»[18], а
бессильная – лишь утоляет жажду «закричала
старуха, вскочила, побежала в чулан и
напилась бессильной воды»[19]. Но
иногда даже бессильная вода возвращает к жизни отрицательных героев. «Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил—совсем в горле пересохло!» Царевич
подал ему целое ведро воды; он выпил и еще
запросил… Нередко водный массив, будь то река или море, являются местом, куда герой приходит, чтобы поделиться своим горем «вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал: «Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!»[21]. Река нередко является местом спасения от опасности «Речка-матушка, спрячь меня! Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!»— и опять бежит с братцем»[22]. В русских сказках есть ещё один момент, связанный с водой. Многие свободолюбивые героини живут либо за морем «где красное солнышко из синя моря восходит … по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается»[23], либо на водной глади, например, героиня «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина прекрасная царевна Лебедь, либо в водной толще – золотая рыбка. Поскольку в данный период социальный статус женщины значительно нарастал, и все добываемые излишки распределялись женщинами, часть которых, естественно, могла быть присвоена себе. Так наличие избыточного продукта создавало почву для появления влиятельных лидеров, «больших людей», а впоследствии и вождей. Столь высокий социальный статус давал множество преимуществ, одним из которых являлось то, что вожди, возглавлявшие общины, обычно освобождались от самостоятельной добычи пищи и кормились за счет подношений общинников[24]. Их основной деятельностью являлось проведение так называемая «престижная экономика», суть которой сводилась к проведению межобщных или межплеменных пиров, а также к интенсивному дарообмену. Эти мероприятия сначала служили интересам всех членов общества, оживляли социальные связи и выступали основным методом обмена информацией, но позднее с увеличением активности лидера в организации пиршеств у лидеров появляется желание присвоить лавров славы за свою деятельность[25]. Исходя из этого, можно сделать вывод о реальном положении женщины в обществе. Данный этап также нашёл своё отражение в русской сказке. Женский образ загадочен, поскольку сказка наделяет многих героинь умением колдовать и ворожить «Махнула правой рукой - стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы»[26], «вышла она на улицу, сбросила кожух, сделалась она красной девицей»[27]. Женщина величественна. Она самовластная хозяйка, поэтому вызывает не только трепет и уважение, но иногда и страх «Елена Премудрая … могучая повелительница»[28], «немного погодя осияло и небо землю – летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая… сошла она с колесницы, села на золотой трон; начала подзывать к себе голубок по очереди и учить их разным премудростям. Покончила ученье, вскочила в колесницу и была такова!»[29]. Несмотря на столь высокое положение и на ярко выраженную непоколебимость в некоторых вопросах, королевны не теряют своей женственности, напротив, за их неприступностью скрывается душевная мягкость, ранимость и нежность. «Солдат затянул песню такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась; жалко ей стало доброго молодца»[30], «Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. – А у самой слёзы. Она это руку подставила, а слёзы кап-кап и на руке зёрнышками застывают. Полнёхонька горсть. – На-ка вот возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, - и подаёт ему»[31]. Женщины восхищают своей красотой «такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать»[32], «…коса ссиза-чёрная … ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. … Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Вперёд наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнётся, на другой. На ноги вскочет, руками замашет, потом опять наклонится»[33]. и мудростью «…вы тогда б были добрые рыцари, если б выехали с ним в чистое поле да живого победили, а то убили сонного и тем какую себе похвалу получите? Сонный человек - что мертвый»[34]. Удивительно то, что в более архаичных сказках именно мудрость является одним из основных поводов для уважения. Так, например, живущая при дворце пожилая женщина часто могла давать советы самому царю, причем иногда он сам просил её о помощи и учитывал её мнение в особо важных вопросах «Царь Бархат….между тем сам пошёл к бабушке-задворенке-ягинишне и давай её выпытывать, как бы узнать, что … Бабушка-задворенка-ягинишна и говорит ему…»[35], «…царь Бархат по приказу бабушки-задворенки-ягинишны велел … вишь бабушка-то сказала ему, что …»[36]. Это первый образ бабы-яги, которая, как мы видим, ранее была уважаемой женщиной. Именно мудрость и знания ставили женщин на порядок выше мужчин, приводя при этом последних в подчинённое, зависимое положение. Так, к примеру, хозяйка медной горы обладает удивительными знаниями, которые в обработке малахита представляют особую ценность, поэтому Данило-мастер просит её поделиться с ним секретом каменного цветка: «…Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок»[37]. Хозяйка уговаривает героя передумать, потому что это испортит ему всю жизнь, но герой в ответ умоляет: «Покажи, сделай милость!»[38] В некоторых сказках женская справедливость носит оттенки жестокости: королевна карает тех, кто вторгается в её жизнь и нарушает покой. «Посмотрела и тотчас узнала, что сидит в золотой клетке…молодой солдат. «Ах, ты невежа! – закричала Елена Премудрая. – За твою неправду ты мне жизнью ответишь». «Нет тебе, негодяю, прощения, - отвечала Елена Премудрая и крикнула палача и плаху рубить солдату голову»[39]. Некоторые сказки свидетельствуют о том, что женщина просто создана для того, чтобы управлять чем-либо, например, королевством. Неопровержимым доказательством её царского превосходства является следующий сказочный сюжет. В одном городе, где жила Елена Прекрасная, умер царь, а по обычаю, «кто войдет в церковь со свечкой и коли свеча сама затеплится, тому и царем быть»[40]. Все пытались, но свеча ни у кого не затеплилась, лишь Елене Прекрасной было суждено править тем городом. «Одевается она в мужскую одежу, берет в руки свечу и идет в церковь; только взошла в церковь, у ней тотчас свеча и затеплилась. Все обрадовались и посадили ее на царство»[41]. Высокую материальную обеспеченность женского пола в сказке обуславливает сам дворец, в котором живут королевы. В сказках Елена живет за тридевять земель, в тридесятом царстве, во дворце с расписными палатами, который окружен чудесным садом, в нем Елена очень любит гулять, а этот сад огорожен золотой решеткой «… волк …прибежал в государство королевны Елены Прекрасной. И пришедши к золотой решетке, которая окружала чудесный сад…»[42], даже баба-яга живёт в «белокаменных палатах, высокой стеной обведенных», где «у ворот сорок один железный столб поставлен»[43]. Особенным богатством отличаются владения хозяйки медной горы «… куда она идёт – всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя»[44], «видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмнокрасный под чернетью, а на нём цветки медны»[45]. Да и сама хозяйка под стать своим владениям «платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо с красна медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает»[46]. Все женщины постоянно находятся в окружении нянек или верных слуг «выбежали к ней навстречу няньки и мамки, подхватили её под руки и увели в расписные палаты»[47], «к вечеру, когда солнышко стало гораздо опущаться к западу, почему и в воздухе было не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуливаться со своими нянюшками и с придворными боярынями»[48]. Вышла Елена Прекрасная на крыльцо и крикнула: «Няньки-мамки! Сделайте то-то!» И всё тотчас выполняется по её приказанию. У хозяйки медной горы к примеру верные слуги – это ящерки «всё … разные. Одни, например, зелёные, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблёклая, а которые опять узорами изукрашены»[49]. Они выполняют все её приказания «сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали»[50], «схлопала опять в ладошки, набежали ящерки – полон стол установили»[51]. У бабы-яги тоже есть слуги «…есть у ней …. ответчики: первые ответчики – зверь лесной, другие ответчики – птица воздушная, третьи ответчики – рыба и гад водяной; что ни есть на белом свете – всё ей покоряется»[52]. У Елены Прекрасной есть родной брат, который также всегда готов придти на помощь. «Под вечер Елена Прекрасная выходит на свой крылец и кричит: «Гой еси, братец Ясен Сокол, лети ко мне скоро-наскоро, время-навремя!» И вот прилетает Ясен Сокол, ударился о крылец и сделался удал молодец. …Елена Прекрасная сказала своему братцу:«Я выбрала себе жениха, Василия-царевича; сшей ты ему тулуп ко христовской заутрене»[53]. На что Сокол отвечает: «Не беспокойся, сестрица, все будет сделано»[54]. Необходимо заметить, что многие женщины в сказках являются собственницами многих волшебных вещей. Например, баба-яга «…дает ему своего коня, семисотную палицу»[55], подобно ей, Елена Премудрая обладает волшебной книгой «… если б при ней да была её волшебная книга, она тотчас бы тебя узнала»[56]. У Василисы Прекрасной, например, есть кукла, которую ей, умирая, подарила мать: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»[57]. Своеобразной собственницей выступает и царевна Лебедь. В её распоряжении 33 богатыря во главе с дядькой Черномором и волшебная белка, грызущая золотые орешки.
[1] Энциклопедический словарь … Т.3 С.484 [2] Летучий корабль // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева С.120 [3] Славянская мифология С.283 [4] Медведь //Народные русские сказки из сборника А. Н. Афанасьева С.50 [5] Сказка о медведихе// А.С.Пушкин… С.192 [6] Гуси-лебеди //Русские народные сказки из сборника… С.113 [7] История первобытного общества… С.9 [8] Сказка о царе Салтане //А.С. Пушкин С.198 [9] Там же. С.198 [10] Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде//Народные русские сказки ...С.226 [11] Там же. С.172 [12] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки …С.221 [13] Жар-птица и Василиса-царевна //Народные русские сказки … С.225 [14] Там же С.226 [15] Жар-птица и Василиса-царевна //Народные русские сказки … С.226 [16] Там же С.226 [17] Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри// Народные русские сказки … С.161 [18] Там же С.162 [19] Там же С.162 [20] Марья Моревна// Народные русские сказки … С.186-187 [21] Сестрица Алёнушка и братец Иванушка// Народные русские сказки … С.379 [22] Гуси-лебеди //Народные русские сказки … С.113 [23] Жар-птица и Василиса-царевна //Народные русские сказки … С.224 [24] История первобытного общества… С.53 [25] Там же С.116 [26] Царевна-лягушка //Народные русские сказки из сборника… С.386 [27] Там же С.385 [28] Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника… С.339 [29] Там же С.339 [30] Там же С.341 [31] Медной горы хозяйка // Малахитовая шкатулка П. Бажов С.191 [32]Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника… С.339 [33]Медной горы хозяйка // Малахитовая шкатулка П. Бажов С.186 [34] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке //Народные русские сказки из сборника… С.220 [35] Данило Бессчастный // Русские народные сказки … С.350 [36] Там же. С.351 [37] Горный мастер// Малахитовая шкатулка П. Бажов С.284 [38] Там же С.284 [39] Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника… С.341 [40] Василий-царевич и Елена Прекрасная //Народные русские сказки из сборника … С.433 [41] Там же С.433 [42] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке//Народные русские сказки из сборника … С.216 [43] Баба-Яга и Заморышек //Народные русские сказки из сборника …С.107 [44] Медной горы хозяйка // Малахитовая шкатулка П. Бажов С.190 [45] Там же С.190 [46] Там же С.190 [47] Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника … С.340 [48] Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке//Народные русские сказки из сборника … С.216 [49] Медной горы хозяйка // Малахитовая шкатулка П. Бажов С.187 [50] Там же С.187 [51] Там же С.191 [52] Кощей Бессмертный//Русские народные сказки…С.139 [53] Василий-царевич и Елена Прекрасная //Народные русские сказки из сборника … С.430 [54] Там же С.431 [55] Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде// Русские народные сказки из сборника… С.172 [56] Елена Премудрая //Народные русские сказки из сборника… С.339 [57] Василиса Прекрасная // Народные русские сказки из сборника … С.97-98 | |
Категория: История | | | |
Просмотров: 3653 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |