15.02.2012, 09:49 | |
М.М. Смирнова аспирант кафедры менеджмента и мировой экономики Воронежского филиала ГОУ ВПО РГТЭУ, ассистент кафедры экономики и управления предприятий торговли и сферы услуг Ивановского филиала ГОУ ВПО РГТЭУ Меценатство: забытая традиция или основа для развития экономики и общества Российское меценатство одно из самых удивительных явлений в истории нашего отечества. Становление меценатства в России тесно связано с развитием предпринимательства - основы любой рыночной экономики. Появление в России людей, стремящихся образовать свое собственное дело, желающих перебороть жизненные обстоятельства, имеющих смелость, интеллект, умения и навыки, способствовало созданию экономической основы общества. Именно люди, решившие изменить свою жизнь - это движущая сила экономического и социального развития. Конечно, изначально желание создать, а потом развивать свое дело, продиктовано личным экономическим интересом. Однако, после того как, например, бывшие крепостные крестьяне добивались успеха, создавали крупные промышленные предприятия и могли позволить себе практически все, что угодно, в их сознании возникало болезненное противоречие между личным богатством и общественным благом. Именно этим противоречием и определялись судьбы многих российских предпринимателей. Для многих из них меценатство стало нормой жизни. Глубоко заложенное чувство справедливости - важнейшая особенность русского сознания стала истоком меценатства. Стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью было главнейшей побудительной причиной расцвета российского меценатства. Именно внутренние побудительные мотивы приводили меценатов к осознанию своей личной ответственности перед людьми, которые трудились на их предприятиях, перед людьми, на кого распространялось их влияние, перед всем обществом в целом. Сейчас мы бы назвали таких предпринимателей "социально-ответственными". Это значит, что меценаты и меценатство как некая историческая традиция в поведении предпринимателей и современные социально-ответственные или социально-ориентированные предприниматели и их деятельность становятся синонимичными понятиями. В настоящее время именно социально-ответственные предприниматели являются основой современного пути развития экономики и общества в целом. Ведь не может быть чистой рыночной экономики, не может быть и только экономически-ориентированного предпринимателя. Предприниматель должен быть "социально-ориентированным", как и экономика в развитых странах, где уровень жизни самого высокого качества. В определенной степени реализация социально-ответственного поведения предприятиями способствовала развитию экономики и улучшению жизни населения во многих европейских странах. В настоящее время социально-ответственное поведение в странах Европы стало настолько выгодным для компаний, что экономическое развитие не мыслится без их участия в решении социальных проблем общества. Сложившиеся за века традиции меценатства представляют не только исторический, но и экономический интерес. Историческая ретроспектива деятельности социально-ответственных промышленников поможет современному классу предпринимателям перенять черты меценатов, отражающие национальный менталитет. Исторически основой для перехода от удовлетворения исключительно экономических интересов к современному цивилизованному сознанию и высшим культурным ценностям стало соприкосновение с культурой, общение с творческими людьми - писателями, художниками, учеными. Благодаря им, зарождались и впервые широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного сознания, либерального мышления, подлинного патриотизма. Меценатская деятельность всегда была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочнения национальной государственности. Российское меценатство приобрело мировую известность благодаря усилиям и размаху деятельности отдельных ярких, выдающихся личностей. Поэтому история меценатства тех лет России - это, прежде всего, история русских людей, посвятивших себя этому благородному делу, всегда побуждаемых внутренним духовным огнем, несших свет культуры и просветительства в Россию. Особое значение меценатство приобретало в различных отдаленных от столицы регионах. В них благотворители были охвачены желанием поднять культуру родного края, создать коллекции и музеи, очаги культуры. Заметный расцвет меценатства в 18-19 веке наблюдался в крупном центре текстильной промышленности России - Иваново-Вознесенске. Этот расцвет связан, прежде всего, с известной в крае династией Гарелиных. Их род был достаточно многочислен и разветвлен. Фамильное древо Гарелиных включает в себя сведения о шестидесяти трех представителях рода. И практически о каждом из этой предпринимательской семьи можно сказать, что они были успешными предпринимателями, промышленниками и меценатами. Развитие собственного дела всегда сопровождалось развитием социальной среды. Основателем династии был житель села Иваново
крепостной крестьянин Матвей Гарелин. Он положил начало предпринимательской
деятельности семьи. Один из его сыновей И.М. Гарелин в конце XVIII века выкупил
у местного промышленника часть ткацкого предприятия и основал отделочное
производство, а также организовал торговлю готовыми тканями. В 1801 году
фабрики принял его сын - Мефодий, а
позднее и его сыновья - Петр и Никон. С 1843 года произошел раздел предприятий.
Петр и Никон стали самостоятельными хозяевами и основали две ветви. Первая
ветвь - Никона Мефодьевича. В Яков Петрович был умелым руководителем и даже в кризис поставок сырья смог уберечь предприятие. На фабриках Гарелина санитарно-технические условия труда были несколько лучше, чем на других предприятиях. Ивановец писатель-народник Б. Д. Нефедов в очерках "Наши фабрики и заводы" отмечал, что на фабриках Гарелина "...помещения высокие, просторные" и рабочие не имеют ночных смен, как на других фабриках, в т.ч. "Никона Гарелина и сыновей". Кроме того, на фабрике была организована рабочая столовая, где простой обед отпускался бесплатно. [1] За свою предпринимательскую деятельность Яков Петрович награждался медалями, был пожалован орденами Станислава II и III степеней, Анны III степени. Авторитет его как промышленника был очень высок. Но на самом взлете своего дела Я.П. Гарелин неожиданно для многих сдал предприятие в аренду своему приказчику П.Н. Грязнову, а в 1878 году передал его в полную собственность бывшему арендатору. [1] Так по истечении полутора веков династия Гарелиных полностью отошла от мануфактурного дела. Но развитие текстильной промышленности, открытие новых предприятий, управление мануфактурами и ведение семейного дела не были смыслом существования династии Гарелиных. Конечно, без всего этого Гарелины не были бы столь известны во всем мире, не славились бы как одни из самых успешных предпринимателей своего времени. Можно лишь гадать, что было бы с краем, с Иваново-Вознесенском и с его историей не окажись на этой земле династии Гарелиных. Многие представители этой семьи рассматривали личное благосостояние в тесной связи с благосостоянием всего общества в целом. Процветание каждого Гарелина вело к процветанию города и области. Меценатство стало неотъемлемой частью жизни Мефодия Никоновича Гарелина, Марии Александровны Гарелина, Якова Петровича Гарелина и многих других представителей данной династии. Самым первым из ивановских фабрикантов открыл при
своих фабриках школу для детей мастеровых и рабочих и был ее попечителем
Мефодий Никонович Гарелин. Он возглавлял Иваново-Вознесенское отделение
Русского технического общества и в Гарелины выделяли крупные суммы на улучшение быта рабочих, за что были удостоены ряда российских и международных наград. Торговый дом "Гарелина Никона Сыновья" содержал библиотеку и школу для детей рабочих, церковь, амбулаторию, богадельню, жилые дома, обеспечивал рабочих пенсиями, имел фонд пособий для беременных женщин, а также для лиц, получивших производственные травмы или погибших на фабрике. По сей день во всех городах и поселках края действуют возведенные на средства династии бывшие больницы, используются построенные фабрикантами общежития и казармы, храмы и дома призрения. Разнообразную благотворительную и общественную деятельность вели Александр Иванович и его жена Мария Александровна Гарелины. Они на свои средства построили школу, родильный приют, ясли для детей, больницу, училище на 210 человек с четырехлетним бесплатным обучением, при нем библиотеку на шесть тысяч томов, рубленные дома на две и четыре рабочих семьи. На их деньги в Иваново-Вознесенске была возведена замечательная по своей красоте Спасская церковь, уменьшенный вариант Владимирского собора в Киеве. Мария Александровна Гарелина была председательницей Иваново-Вознесенского благотворительного общества. Эта организация на средства богатых жертвователей устроила в городе четверо яслей на 450 детей, две богадельни, в которых призревалось около 50 немощных стариков обоего пола. Кроме того, в ведении благотворительного общества состояли ремесленная школа для мальчиков, приют для детей, брошенных родителями, на 400 человек, молочная кухня, где для маленьких детей выдавалось молоко. В 1899 Александра Александровна Гарелина - еще одна представительница данной династии, завещала свои немалые средства на строительство в городе специальной детской больницы. Добавила средств Мария Александровна. В результате в 1906 году новая больница приняла первых пациентов. Самый видным представителем династии Гарелиных, крупным меценатом и культурным деятелем был Яков Петрович Гарелин (1820-1890 годы). Велика его роль в воссоединении села Иваново с Вознесенским Посадом. Яков Петрович занимал пост городского головы Иваново-Вознесенска и много пользы принес городу учреждением школ и благотворительных учреждений. При его руководстве началось значительное крупномасштабное благоустройство города и озеленение улиц. В частности, в центре города появились фонари, был разбит один из красивейших парков города, ранее носивший имя Гарелина, а ныне называемый Парк Степанова, заложен общественный сад, пущен трамвай и построен водопровод. Все он же внес серьезные средства в сооружение в 1844 году железной дороги до станции Новки и железнодорожного вокзала. [1] В Я. П. Гарелин был страстно увлечен историей
Ивановского края и стремился способствовать ее изучению. В Яков Петрович также способствовал открытию в Иваново-Вознесенске телеграфной станции, а для укрепления пожарной безопасности были разработаны и утверждены обязательные для всех жителей города правила о мерах предостороженности и действиях, необходимых в случае пожара. До конца своих дней Яков Петрович проявлял заботу о нуждах города, о нуждах местного населения и даже после своей смерти хотел помочь в развитии родному краю. В завещании, опубликованном позднее, говорилось: "...пахотные угодья, земли и капитал в 40 тысяч рублей завещаю на организацию училища с преподаванием садоводства, огородничества и технического рисования". [3] При училище, по его планам, должна была быть церковь во имя апостолов Петра и Якова, иконы туда передавались из молельни при его доме. Согласно завещанию, при училище предполагалось создать музей ремесел и промышленности, куда передавались его личная коллекция монет, картин и медалей. В завещании было особо указано, что капитал в 4 тысячи рублей назначается в ведение городского самоуправления, дабы на проценты с него два раза в год накануне Пасхи и Рождества раздавать мясо самым бедным жителям города, как это и делалось при жизни Якова Петровича. Кроме этого, он завещал 4 тысячи на содержание ночлежного приюта в Иваново-Вознесенске. Гарелину Якову Петровичу посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города Иваново". Это сделано, потому что именно Я.П. Гарелин стал неким олицетворением русской национальной идеи на ивановской земле - идеи любви, идеи русского сердца. Заботясь о бедных, обездоленных, о детях, стариках, рабочих, о людях, окружающих его, он наглядно продемонстрировал что есть русских дух, истинное меценатство, истинный патриотизм. Яков Петрович смог преобразовать огромную территорию края так, что здесь нашлось место и промышленно-ткацким предприятиям, и фабрикам, и учебным заведениям, и больницам, и детским садам, и храмам, и паркам, и садам, и каждому человеку, живущему здесь. Гарелины привели людей к развитию, к процветанию, к национальной культуре, к любви к родине. На сегодняшний день это как никогда актуально. Современным предпринимателям необходимо понять, что великие имена и дела - рядом, что важнее всяких экономических интересов создание или хотя бы помощь в развитии объектов социального обеспечения и культуры, в поддержании патриотизма и морально-этических принципов, в улучшении условий труда и качества жизни населения, а для этого есть примеры и исторические традиции, которые не должны быть забыты. Библиографический список: 1. Балдин К.Е. Яков Гарелин: предприниматель, историк, меценат. М., 1993. 2. Использованы материалы сайта http://www.ivszn.ru 3. Использовались материалы сайта http://prom.net.ru | |
Категория: История | | | |
Просмотров: 6900 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |