11.02.2012, 07:24 | |
КРИЗИС ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ С. В. Коваленко Профессор Ивановский государственный энергетический университет Л. К. Ермолаева Доцент ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Кризис 90-х годов ХХ века стал проявлением глобального кризиса гуманитарного знания и, соответственно, возможностей самоорганизации для российского человека. Понятие «самоорганизация» означает способность человека согласовывать взаимодействие различных потоков энергии и использовать её для своего расширенного воспроизводства в конкретных условиях его бытия. Так что же стало причиной кризиса всей системы гуманитарного знания и, в конечном счете, российской цивилизации? В ХХ веке Россия дважды пережила революционные потрясения, предпосылкой которых стал кризис гуманитарных наук и их коммуникационных функций. Видимо в его основе лежат проблемы методологии исследования и преподавания гуманитарного знания. Традиционно используемая в России методология классической рациональности акцентировала внимание на абсолютизации фактора сознания человека, ориентированного на постижение высшего смысла бытия в его категориях Добра, Красоты, Истины. Осмысление содержания этих категорий осуществлялось преимущественно в контексте понятия «трансцендентальности». Однако такой подход неизбежно вел к противоречию эмпирической реальности бытия и абстрактного идеала совершенного человека. В итоге методология классической рациональности делила человечество на обывателей, которых занимает текущая жизнь, и мыслителей, познающих «высшие смыслы метафизического бытия». Соответственно, мыслители выстраивали систему гуманитарного знания в контексте принципа «служения общему делу», движения к познанию «высшего смысла». На основе этого принципа действовала вся система гуманитарного образования СССР. Гуманитарные предметы, преподаваемые в школах, в принципе повторяли структуру и, в упрощенном виде, содержание соответствующего раздела науки. Ориентация системы преподавания на познание «высшего смысла» стала противоречить истинным потребностям общественного развития и реальным возможностям ученика усвоить всю информацию по тому или иному предмету. Например, преподавание истории в школе для ученика в возрасте одиннадцати – двенадцати лет начиналось с изучения первобытного общества, древней Греции и Рима. Предметность системы образования, нацеленная на приобщение ученика к «высшему смыслу истории», порождает противоречие с антропологическим принципом психологии познания. Этот принцип определяет этапы познания и их последовательность. Познание идет от известного и освоенного, к познанию частично известного и только после этого должен совершаться переход к неизвестному. В силу этого попытка познания «высшего смысла истории» древней Греции и Рима порождает отчуждение ученика от навязываемого ему гуманитарного знания как чуждого и не имеющего никакого значения в реальности. Реализацию методологии познания «высшего смысла» мы видим в попытках построения социализма как общества, воплощающего в себе «вечные ценности». Игнорирование объективной реальности привело к массовому отчуждению от гуманитарного знания и всей системы образования. В конечном счете, кризис методологии исторической науки создал вакуум, который был заполнен либеральными мифами и воспринят интеллигенцией как руководство к действию. Начало 90-х гг. ХХ века характеризовалось активным внедрением элитами методологии неклассической рациональности, основанной на абсолютизации иррациональных, эмоционально-чувственных факторов деятельности субъекта. Наиболее наглядной формой проявления этой методологии на уровне образованного сообщества стала популярность постмодернизма, абсолютизирующего право человека на отказ от идеалов общества и свободу ухода личности в свою «животность» и «телесную чувственность». Сторонники постмодернизма провозгласили изначальную абсурдность любого деления в культуре на «высокое» и «низкое», «элитарное» и «массовое». Эта методология активно используется российскими либералами, пропагандирующими тезис максимальной свободы личности на рынке и невмешательства государства в социально-гуманитарные процессы жизни социума. Отражением такого невмешательства стала попытка дискредитация национальных исторических ценностей, начиная от пересмотра истории Великой Отечественной войны и заканчивая теориями норманизма и евразийства. Итогом стала хаотизация общественного сознания и дезориентация молодежи, некритически относящейся к концепциям расового и этнического превосходства. Преодоление хаоса в общественном сознании требует формирования новой парадигмы, основанной на синергетике, интегрирующей достижения современного естествознания и гуманитарных наук. Синергетика – это исследование самоорганизации человека на основе методологии постнеклассической рациональности. В этом контексте человек рассматривается в универсальной онтологии концентрации энергии-вещества в локальных точках пространства-времени, т. е. негэнтропии. Критерием развития становится способность системы к концентрации энергии-вещества и использования её для своего воспроизводства. Эволюция самоорганизации социальных и духовных систем определяется их эффективностью в использовании энергии среды обитания, социального взаимодействия и интеллекта для воспроизводства человека. В соответствии с этим принципом мы рассматриваем историю как науку о законах развития способов извлечения энергии посредством созидания общественно значимых ценностей и их использования в целях расширенного воспроизводства исследуемого этноса или социума. Логика истории, как естественного процесса самоорганизации социума, объективно требует создания универсальных антропологических ценностей, которые должны эффективно стимулировать индивидуальную самореализацию личности посредством созидания общественно-значимых ценностей. Парадигма негэнтропийности дает возможность интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в процесс формирования адекватной стратегии преодоления кризиса духовности и превращения России в страну инновационного развития. | |
Категория: История | | | |
Просмотров: 8142 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||