Моя Наука - международный сетевой журнал
Публикация научных и образовательных работ

Приглашаем посетить сайт: Ивановское отделение РФО
Каталог научных статей
Категории раздела
Высшая математика [4]
Экономика [52]
История [109]
Философия [24]
Политология [2]
Право [12]
Методика преподавания [6]
Разное [78]

Меню сайта

Поиск

Новые материалы
Сульфопроизводные фталоцианина кобальта в катализе окисления диэтилдитиокарбамата натрия

Factors determining methanol dipole moment value in hydrogen-bonded cluster: quantum chemistry simulation

Модель сбалансированности корпоративных интересов и качества корпоративного управления

Исследование кислотных и комплексообразующих свойств производных октаметилпорфирина в ацетонитриле при 298 к

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ НА ОСНОВЕ ХИМИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОГО ХЛОРОФИЛЛА а И ИХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Непрерывное экологическое образование с позиций гуманистической смешанной модели

New biocide hybrid materials based on mesoporous silica and silver nanoparticles

Влияние количества катализатора и состава растворителя на скорость реакций гидрогенизации нитро-, азокси- и азобензолов

Получение гибридных материалов типа «органика- неорганика», функционализированных аминными и тиоловыми группами

Влияние внешних условий на скорость деструкции красителей в смеси

Государственный бюджет РФ за 2007-2013 гг. Планирование бюджета, формирование бюджета и использование средств бюджета

Квантово-химическое моделирование молекулярной структуры и механизма реакции кислотной диссоциации яжхдипирролилметенатов) -металлов

Quantum chemistry calculations of phosphorous and methylphosphorous acids in dimethylformamide

Исследование кинетики жидкофазного окисления билирубина в среде дмсо и хлороформа

4-tert-butylcalix[4]arene-based porous structures


Друзья сайта

Вход

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2018, 21:02

Главная » Работы » Публикации » История




Кризис гуманитарного знания. Проблема смены парадигмы. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.



11.02.2012, 07:24


 КРИЗИС ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ


С. В. Коваленко

Профессор Ивановский государственный энергетический университет


Л. К. Ермолаева

Доцент ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»

 

Кризис 90-х годов ХХ века стал проявлением глобального кризиса гуманитарного знания и, соответственно, возможностей самоорганизации для российского человека. Понятие «самоорганизация» означает способность человека согласовывать взаимодействие различных потоков энергии и использовать её для своего расширенного воспроизводства в конкретных условиях его бытия. Так что же стало причиной кризиса всей системы гуманитарного знания и, в конечном счете, российской цивилизации?

В ХХ веке Россия дважды пережила революционные потрясения, предпосылкой которых стал кризис гуманитарных наук и их коммуникационных функций. Видимо в его основе лежат проблемы методологии исследования и преподавания гуманитарного знания. Традиционно используемая в России методология классической рациональности акцентировала внимание на абсолютизации фактора сознания человека, ориентированного на постижение высшего смысла бытия в его категориях Добра, Красоты, Истины. Осмысление содержания этих категорий осуществлялось преимущественно в контексте понятия «трансцендентальности». Однако такой подход неизбежно вел к противоречию эмпирической реальности бытия и абстрактного идеала совершенного человека. В итоге методология классической рациональности делила человечество на обывателей, которых занимает текущая жизнь, и мыслителей, познающих «высшие смыслы метафизического бытия». Соответственно, мыслители выстраивали систему гуманитарного знания в контексте принципа «служения общему делу», движения к познанию «высшего смысла». На основе этого принципа действовала вся система гуманитарного образования СССР.

Гуманитарные предметы, преподаваемые в школах, в принципе повторяли структуру и, в упрощенном виде, содержание соответствующего раздела науки. Ориентация системы преподавания на познание «высшего смысла» стала противоречить истинным потребностям общественного развития и реальным возможностям ученика усвоить всю информацию по тому или иному предмету. Например, преподавание истории в школе для ученика в возрасте одиннадцати – двенадцати лет начиналось с изучения первобытного общества, древней Греции и Рима. Предметность системы образования, нацеленная на приобщение ученика к «высшему смыслу истории», порождает противоречие с антропологическим принципом психологии познания. Этот принцип определяет этапы познания и их последовательность. Познание идет от известного и освоенного, к познанию частично известного и только после этого должен совершаться переход к неизвестному. В силу этого попытка познания «высшего смысла истории» древней Греции и Рима порождает отчуждение ученика от навязываемого ему гуманитарного знания как чуждого и не имеющего никакого значения в реальности. Реализацию методологии познания «высшего смысла» мы видим в попытках построения социализма как общества, воплощающего в себе «вечные ценности». Игнорирование объективной реальности привело к массовому отчуждению от гуманитарного знания и всей системы образования. В конечном счете, кризис методологии исторической науки создал вакуум, который был заполнен либеральными мифами и воспринят интеллигенцией как руководство к действию.

Начало 90-х гг. ХХ века характеризовалось активным внедрением элитами методологии неклассической рациональности, основанной на абсолютизации иррациональных, эмоционально-чувственных факторов деятельности субъекта. Наиболее наглядной формой проявления этой методологии на уровне образованного сообщества стала популярность постмодернизма, абсолютизирующего право человека на отказ от идеалов общества и свободу ухода личности в свою «животность» и «телесную чувственность». Сторонники постмодернизма провозгласили изначальную абсурдность любого деления в культуре на «высокое» и «низкое», «элитарное» и «массовое». Эта методология активно используется российскими либералами, пропагандирующими тезис максимальной свободы личности на рынке и невмешательства государства в социально-гуманитарные процессы жизни социума. Отражением такого невмешательства стала попытка дискредитация национальных исторических ценностей, начиная от пересмотра истории Великой Отечественной войны и заканчивая теориями норманизма и евразийства. Итогом стала хаотизация общественного сознания и дезориентация молодежи, некритически относящейся к концепциям расового и этнического превосходства.

Преодоление хаоса в общественном сознании требует формирования новой парадигмы, основанной на синергетике, интегрирующей достижения современного естествознания и гуманитарных наук. Синергетика – это исследование самоорганизации человека на основе методологии постнеклассической рациональности. В этом контексте человек рассматривается в универсальной онтологии концентрации энергии-вещества в локальных точках пространства-времени, т. е. негэнтропии. Критерием развития становится способность системы к концентрации энергии-вещества и использования её для своего воспроизводства. Эволюция самоорганизации социальных и духовных систем определяется их эффективностью в использовании энергии среды обитания, социального взаимодействия и интеллекта для воспроизводства человека. В соответствии с этим принципом мы рассматриваем историю как науку о законах развития способов извлечения энергии посредством созидания общественно значимых ценностей и их использования в целях расширенного воспроизводства исследуемого этноса или социума. Логика истории, как естественного процесса самоорганизации социума, объективно требует создания универсальных антропологических ценностей, которые должны эффективно стимулировать индивидуальную самореализацию личности посредством созидания общественно-значимых ценностей.

Парадигма негэнтропийности дает возможность интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в процесс формирования адекватной стратегии преодоления кризиса духовности и превращения России в страну инновационного развития.



Категория: История | Добавил: GOD | Теги: Ермолаева, гуманитарного, парадигмы, знания, смены, Л.К., С.В., проблема, Коваленко, кризис
Просмотров: 6701 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1

Похожие работы:
Найдем Все!


Структура: Главная » Работы » Публикации » История

Всего комментариев: 1
1 GOD  
Благодарим за публикацию на нашем портале!

Библиографическая запись:
Каталог научных статей [Электронный ресурс] : Кризис гуманитарного знания. Проблема смены парадигмы. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. - Электрон. дан. - Иваново: международный сетевой журнал "Моя Наука" - Режим доступа: http ://nauka.my1.ru/load/science/history/krizis_gumanitarnogo_znanija_problema_smeny_paradigmy_kovalenko_s_v_ermolaeva_l_k /3-1-0-322, свободный. - Загл. с экрана.

Библиографические ссылки:
Внутритекстовые
(Кризис гуманитарного знания. Проблема смены парадигмы. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/history/krizis_gumanitarnogo_znanija_problema_smeny_paradigmy_kovalenko_s_v_ermolaeva_l_k /3-1-0-322)
Подстрочные и затекстовые
Кризис гуманитарного знания. Проблема смены парадигмы. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. // международный сетевой журнал "Моя Наука". 2012. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/history/krizis_gumanitarnogo_znanija_problema_smeny_paradigmy_kovalenko_s_v_ermolaeva_l_k /3-1-0-322 (дата обращения: 01.01.2012).

© Все права защищены. Данный материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




При использовании материалов сайта Моя Наука http://moianauka.ru в том числе Кризис гуманитарного знания. Проблема смены парадигмы. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. категории История раздела Публикации модуля Каталог научных статей - прямая открытая ссылка на источник обязательна.
Все права защищены. © moianauka.ru 2011-2018.
Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Infringement Search Tool
Используются технологии uCoz
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites Український рейтинг TOP.TOPUA.NET RATING ALL.BY LightRay Дайвинг - рейтинг DIVEtop ****** TOPlist ****** Томск --------------------------- Рейтинг SIMPLETOP.NET Топ100- Общественные науки ---------------------------
Besucherzahler russian girl
счетчик посещений
Besucherzähler hot russian women
contatori per blog
web clocks relojes html
Contatore
Besucherzahler find ukraine women in ukraine
website counter
contadores de visitas ukraine brides
contatori per blog
besucherzähler contador de visitas
Contatore per sito