Школьный музей: история и современность (на примере краеведческого музея МОУ СОШ № 1 г. Юрюзани Катав-Ивановского района Челябинской области
16.07.2019, 12:55 | |
Современный школьный музей является детским музеем. Он отличается от других музеев, в том числе собственно детских, тем, что он интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин. Подобная связь существует между школой и музеями всех типов, для которых основной адресат - это учащиеся. Сегодня музей образовательного учреждения, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого, непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, а также близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации, и, наконец, жителей района (прежде всего родителей учащихся и выпускников школы) [4]. Устойчивое развитие школьных музеев началось во второй половине ХХ в. Тогда они воспринимались, прежде всего, как предметные кабинеты или кабинеты наглядных пособий, где собирались различные артефакты [2]. После революции школьные музеи меняют свой облик. Начиная с этого времени и до начала 1940-х гг, школьные музеи существовали как краеведческие объединения. Именно в этом качестве зародился школьный музей в средней школе № 1 г. Юрюзань Катав-Ивановского района. Школа и музей тесно связаны друг с другом. Однако целью данного исследования является изучение истории не самой школы, а её музея. В ходе проделанной работы, были выделены следующие этапы развития и формирования музея: 1 этап: 1933-1941 гг. Создание краеведческого объединения при школе № 1 г. Юрюзань Катав-Ивановского района. В 1930-е гг. в Советском Союзе проводилась идея политехнической «трудовой» школы с опорой на краеведение. По всей стране происходило превращение школьного музея в музей местного края. [4]. В 1933 г. директором школы № 1 г. Юрюзань стал Владислав Антонович Козловский. Он заложил традиции краеведения и туризма в школе. Школьники и директор совершили много походов по родному краю. Это были походы на гору Иремель, Шуйду, Зигальгу, Нургуш, сплавы по р. Юрюзань и ее притокам. За этот период был собран богатый материал по истории, географии родного края. Постепенно расширялись связи музея. В 1920-1930 гг. в СССР существовала популярная традиция. Она заключалась в том, что пионеры вели переписку с политическими и общественными лидерами страны. Подобная переписка возникла между юрюзанскими школьниками и Н. К. Крупской. Она тепло откликнулась на письмо детей. В 1934 г., с личного согласия Надежды Константиновны, школе было дано ее имя. 2 этап: 1941-1951 гг. Работа музея в период войны и восстановления народного хозяйства. В годы войны, наряду с учебой, основной деятельностью школы стала помощь фронту. В новом здании школы разместился эвакогоспиталь № 3128. Учащиеся много времени посвящали уходу за ранеными: читали газеты, по¬могали писать письма, готовили подарки раненым, выступали с концертами. Активность школьников не ослабевала и после войны, когда пришло время восстановления хозяйства и организации мирной жизни. 3 этап: 1951-1966 гг. Создание музейного уголка. В 1950-е гг. наступил период относительной стабильности. Школьные музеи вновь активизировали свою работу. Начиная с этого времени и до середины 1960-х гг. музеи существовали в виде уголков и залов краеведческого типа [2] В 1951 г. в школе №1 г. Юрюзань был создан музейный уголок. Его организатором стала Полина Федоровна Домарацкая, которая вела в школе географический кружок. Члены этого кружка были связаны с Гидрометцентром страны, а в школе была своя метеостанция. 4 этап: 1966 - начало 90-х гг. Организация музея. В 1960-е гг. в Юрюзани большую работу по развитию школьного краеведения вели учителя географии Лидия Ивановна Раскатова и Заслуженный учитель РФ Анна Николаевна Помыкалова. Последняя стала инициатором открытия школьного музея. В 1966 г. официально открывается школьный музей в День Рождения Н. К. Крупской 26 февраля. Анна Николаевна долгие годы руководила музеем. В это время продолжалась работа по изучению родного края, его природы. Ученики активно занимались в кружках, работавших при музее. В конце 1980-х гг. музей продолжал функционировать. Перестройка, а затем и распад СССР затормозили развитие многих школьные музеев, поставив под вопрос само их существование. В 1990-е гг. многие школьные музеи были закрыты. Неблагоприятная обстановка повлияла и на музей г. Юрюзань. Вплоть до 1994 г. в его работе не наблюдалось прежней активности. Однако музей школы № 1 не был закрыт и продолжал свою работу. 5 этап: 1994 - сегодняшний день. Современный этап. 19 октября 1994 года, когда создается детская школьная организация «Поиск», которая придала новый толчок музейной работе. Это позволило музею «выжить», несмотря на тяжелые события в стране. «Поиск» успешно продолжает свою деятельность до сих пор. В настоящее время наблюдается высокая активность школьных музеев в России. Появляются новые и восстанавливаются ранее существовавшие. В 2009 г. количество вновь регистрируемых школьных музеев в стране составляло 809 [2]. В этом же году в Челябинской области общее количество школьных музеев составляло 526, из них 328 паспортизировано [3]. Юрюзанский музей, также как и другие является центром учебно-воспитательной работы. Сейчас работой музея руководит ученица А. Н. Помыкаловой Наталия Николаевна Плеханова. В музее проходят встречи с ветеранами, известными людьми, праздники, дискуссии, уроки мужества, классные часы, а также уроки краеведения, географии, литературы и истории. Учащиеся работают над исследовательскими проектами, пишут рефераты, готовятся к урокам, лекциям. Краеведческий музей школы № 1 является культурным центром, сотрудничающим с другими учреждениями культуры и общественными организациями (Совет Ветеранов г. Юрюзани, Совет Ветеранов Катав-Ивановского района, дом творчества, Центр дополнительного образования детей - г.Челябинск; Областной фонд «Наследие» г.Челябинск, Краеведческий музей Катав-Ивановского района). Сегодня он выполняет работу, масштабы которой выходят за рамки музейной деятельности, например, музей выполняет работу по охране и учету памятников истории и культуры в городе. Работой музея руководит Совет Музея, в состав которого входят учащиеся и учителя. Члены совета музея составляют план работы, подводят итоги, решают текущие дела: продумывают экспозицию, дают задания школьникам по сбору исторических сведений и другой информации, ведут переписку, готовят экскурсоводов, устраивают тематические выставки, организуют экскурсии и походы. Совет музея работает по нескольким направлениям: массо¬вые мероприятия, охрана памятников, переписка, поисковая, лекторская, социальная работа, оформительская, туристическая деятельность. Итак, музей школы № 1 г. Юрюзань - это уникальное социокультурное учреждение. Он имеет богатую историю. Сегодня музей продолжает выполнять работу по изучению истории, сохранению традиций школы, города и района для последующих поколений. 1. Ганнусенко, Н. И. Школьные музеи / Н.И.Ганнусенко, Ю.А. Омельченко // Российская музейная энциклопедия - М., 2005. - С.752. 2. Персии А. Важен каждый / А. Персии // Мир музея. - 2010. - № 9. - С. 13-14. 3. Данные предоставлены Областным Центром дополнительного образования детей по информации Управлений образования муниципальных районов и городских округов по запросу Министерства образования и науки Челябинской области в 2009 г. 4. Юхневич М. Кризис жанра. Новые решения / М. Юхневич // Мир музея. - 2010. - № 9. - С. 9. К. Яковлева | |
Категория: История | | |
Просмотров: 1507 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |