Особенности социальной инициативы в молодежной среде города Челябинска. О. Н. Жохова
15.07.2019, 22:57
Еще несколько лет назад при раскрытии проблематики социальной инициативы в обществе, включая молодежную среду, редкий исследователь не затронул бы тему государственной регуляции в области молодежной политики. А затронув, не преминул бы покритиковать бессистемность работы, неполноту некоторых программ и законов, а то и их отсутствие, и, в итоге, можно делать вывод о незаинтересованности власти в решении каких-либо вопросов в этой сфере. Но за последние 5-8 лет государство достаточно продвинулось в плане законодательного регулирования социально-политической деятельности молодежи: принят Закон Челябинской области «О молодежи» и разработана «Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи»; в 2009 г. при Городской Думе создана молодежная палата; улучшилась деятельность Круглого стола молодежных и детских общественных объединений города Челябинска; реализуются различные молодежные программы «Студенчество Челябинска», «Уральска зарница», «Весна студенческая» и др.; предоставляются гранты, вручаются награды («Ювента» - за достижения в сфере молодежной политики), ведутся научные конференции; на базе вузов города действует система студенческого самоуправления.

И тем не менее статистика утверждает, что количество граждан, участвующих в различных формах социально-полезного взаимодействия, за эти самые 5-8 лет выросло незначительно: всего на 1,5%. Сейчас в России неофициально занимаются благотворительностью, донорством, волонтерством и т.п. порядка 5-7% населения, в то время как в странах Европы и Северной Америки этот показатель близок к 25%. В чем же причина социально-политической пассивности россиян, как изменить такое положение и нужно ли это делать? Таким образом, целью данной работы является выявление причин и эффективных путей преодоления малой социальной активности жителей России.

Теоретической основой данной работы является работа с молодежью Л. С. Андреевой, И. М. Ильинского и некоторые современные подходы к пониманию концепции воспитательной работы. Эмпирической основой явились отчеты о практике работы государственных органов по реализации государственной молодежной политики и сами нормативные правовые акты в этой сфере.

Для того чтобы найти эффективный подход в работе с молодежью, необходимо понять что такое молодежная социально-значимая инициатива. Молодежная инициатива - это, скорее, инициатива, исходящая из молодежной среды, чем инициатива, направленная на решение проблем в ней. Социальная, такая инициатива, после реализации которой жизнь общества в чем-то облегчилась или стала более совершенной. Еще одним компонентом понятия является область преобразований инициативы: поскольку молодые люди больше разбираются в проблемах своей социальной группы, логично предположить, что они и будут предлагать пути их решения. Инициатива, также должна содержать некоторую инновационную часть: новое видение, новый подход, новое мероприятие, сотрудничество с новыми партнерами.

Обратим внимание на активность личности и ее связь с человеческими потребностями. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Существует множество версий на тему потребностей человека, но наибольшую известность и почти бесспорное уважение обрел Абрахам Маслоу и выдвинутая им классификация потребностей. Напомним, что основанием пирамиды Маслоу являются физиологические потребности, следующий этаж - безопасность, за ним принадлежность к группе и эмоциональная привязанность, предпоследний уро-вень - власть и признание, и «крыша» - самовыражение. Правило пирамиды потребностей заключается в том, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Инициатива, как мы видим, это два последних этапа, и хоть строгое соблюдение правила не обязательно, но можно сделать некоторые выводы. Человек будет проявлять свою социальнополитическую активность, если у него будет собственное жилье, продукты в достаточном количестве, здоровье, эмоциональная поддержка семьи, и он не станет бояться потерять это неким от него совершенно независящим способом (например, криминальным). Наше государство в настоящий момент не может обеспечить выполнение таких условий, так что одну из причин малой активности россиян мы уже обнаружили. Но бывает так, что социально неблагополучные люди ярко проявляют себя в учебе, политике или искусстве, так что мы не будем останавливаться на этой причине.

В процессе работы мы не раз сталкивались со связью социальных и политических процессов в обществе, и чтобы определить социальную полезность идеи, человек, ее придумавший, просто обязан развивать свою политическую культуру. Просто просится в качестве примера система патриотического воспитания в СССР: когда с детства все взрослые говорят, в какой замечательной стране живешь и твоя святая обязанность сделать ее еще лучше, то, поневоле в это поверишь. Контрастным примером видится перестройка: как только рухнули общие политические цели, у каждого появились свои личные, в основном, неполитические. Здесь полезно было бы сказать о том, что уроки патриотического воспитания в школах ввести еще не поздно, хотя для начала все же лучше найти новую национальную идею и в ее рамках строить государственную политику не только в сфере образования.

Вот мы и добрались до краеугольного камня всех проблем - образования и воспитания, ведь согласно теории современного психоанализа источники большинства наших неприятностей следует искать здесь. Стремительное развитие рыночных отношений привнесло в педагогику интерес к социальной инициативности детей и молодежи как ведущему личностному качеству свободного и успешного человека. Принцип социальной инициативности в современной педагогике не является существенной чертой гуманистической концепции воспитания. При этом составная часть инициативности - активность - рассматривается в традиционной педагогике как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха, как жизненная потребность ребенка и показатель его достижений. В активности ребенка исследователи видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно. Воспитание социальной инициативности предполагает превращение деятельности детей и молодых людей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность. Социальная инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие социальной инициативности, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель в этом случае ориентируется на интересы, потребности детей, их способности. Как показали результаты проведенного исследования, в современной России социально инициативная деятельность детей и молодежи не рассматривается педагогической общественностью и властными структурами как стратегический ресурс государственного и общественного развития. В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов и даже семьи.

При этом результаты социологических исследований демонстрируют высокую степень значимости в среде современных детей и молодежи социальной инициативности как личностного качества, позволяющего тем, кому оно присуще, своим трудом и активностью достигать конкретных результатов, выработать умение самостоятельно решать сложные проблемы, быть готовым к резким жизненным переменам, добровольному служению на благо общества. Итак, долой стереотипы! Староста, профорг или массовик-затейник - это не битый жизнью человек, на которого складываются все проблемы, а он и отказать не может, не местный вариант Марии Терезы, всепрощающий и всепонимающий, и не скучный ботаник, он активен, успешен, легко находит общий язык с новыми знакомыми и оригинальный выход из любой ситуации (а еще его уважают, и, наверняка, за свою активность он получает некие социально-материальные бонусы).

Данные статистики в очередной раз настораживают: порядка 50% учеников старших классов участвуют или желают участвовать в какой- либо общественной деятельности, но с возрастом цифра падает 30% - студенты и порядка 7% работающие граждане. Почему так получается? Значит с возрастом когорта подрастающего поколения накапливает определённый негативный социальный опыт, что и проявляется в недоверии к организованным общественным структурам. Учащиеся старшего возраста, выходя на более сложные этапы своей жизни, обретают новые интересы и цели, включаются в новые социальные связи, которые поглощают значительную часть их свободного времени.

Объясняя своё нежелание участвовать в работе ДОО, большая часть опрошенных (32,5%) говорит о нехватке свободного времени. На втором месте факторов, сдерживающих рост численности общественных формирований, стоит осознание учащимися того, что работа в общественном объединении ограничивает личную свободу его участника. На третьей и четвёртой позиции стоят «информационные» причины: «не знаю, где находятся штабы организаций», «не вижу активной деятельности организаций». Учащимся важно знать, каков социальный эффект деятельности той или иной общественной организации. У значительной части подростков сложилось предубеждение в том, что «детские и молодёжные организации не могут ни на что повлиять». Регулярное информирование учащейся молодёжи о целях, задачах, формах деятельности организаций, о проводимых конкретных мероприятиях и акциях могли бы способствовать увеличению числа участников в общественных организациях.

Подводя итог, хотелось бы заметить, что инфантильность современной молодежи трудно преодолеть лишь принятием новых законов в сфере молодежной политики. Органам власти нужно действовать еще и в области образования, политики и экономики. Но и каждому из нас неплохо было бы воспитать в себе умение не искать оправданий, почему нужно полежать подольше дома на диване, а начинать мыслить по формуле «почему - да»: «Я пойду на выборы, потому что считаю, что мой голос имеет значение»; «Я запишусь в доноры и волонтеры, потому что сейчас кому-то хуже, чем мне»; «Я буду заниматься спортом, так как состояние здоровья зависит только от меня»; «Я выступлю на студенческой конференции, потому что хочу, чтобы меня услышали».

1. Авдеев, С. А. Молодежная политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cheladmin.ru
2. Андреева, Л. С. Социально-педагогические условия поддержки молодежных инициатив в регионе: диссертация по педагогике / Л. С. Андреева. - Кострома, 2007.
3. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк. - Калининград, 2000.
4. Закон Челябинской области от 24 августа 2006 года № 45-ЗО «О молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zs74.ru, 2006, № 45-ЗО.
5. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский - Москва, 2001.
6. Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gump74.ru
7. Нигаматзянова, Н. Что такое молодежные инициативы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.molpalat74.ru
8. Федосова, Е. Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах [Электронный ресурс] / Е. Федосова // «Филантроп». - 2010. - № 9.

О. Н. Жохова
Категория: История | Добавил: GOD
Просмотров: 1515 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]