13.02.2012, 21:21 | |
ОБУЧЕНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ЧАСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ Л.В. Корнилова В данной работе рассматривается необходимость применения таких форм и методов трансляции знаний, содержания и структуры профессиональной подготовки, которые позволят обеспечить необходимый уровень образования выпускника. Профессиональная компетентность в какой-либо сфере деятельности - необходимый компонент приобщения человека к широко понимаемой культуре. Понятие "культура" трактуется по-разному. Но при всех различиях в нюансах наиболее существенными атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Культура (отнюдь не обязательно гуманитарная, художественная, в равной мере это относится и к культуре технической, технологической, экономической, правовой, политической и т.п.) - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность. Естественно, что этот уровень результативности образования должен быть объектом повышенного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов, которые путем распространения соответствующих содержательных компонентов культуры могут предложить соответствующие модели профессиональной компетенции и общей образованности. Образовательный процесс в экономическом вузе специфичен своей целенаправленностью. В своем содержательном аспекте он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов. В условиях возрастающего динамизма жизни в России в целом и, в нашем регионе, в том числе экономический вуз должен ориентироваться на выпуск востребованных обществом специалистов. Подготовка специалиста в области экономики во всем мире выделена в особую образовательную подсистему, так как функции экономистов в обществе существенно отличаются от функций представителей других профессий. Если одни призваны обеспечивать духовное, предметное, физическое содержание общественной жизни, то задача экономистов заключается в приведении элементов этой жизни в движение, тем самым обеспечивая функциональное единство общества. Подготовку экономиста нельзя ставить в один ряд с подготовкой инженера, педагога и т.д. Они выполняют разные общественные функции и при их подготовке нужны иные образовательные технологии. Подготовка менеджера и экономиста отличается не только и не столько набором дисциплин, а, прежде всего, направленностью на развитие различных качеств личности. Для того чтобы жить, общаться и успешно осуществлять какую-либо деятельность в современном мультикультурном обществе, необходимо осознавать и соблюдать принципы, на которых оно базируется, и целенаправленно овладевать знаниями о культурном многообразии общества и культурных различиях отдельных людей и групп людей. В этой связи предъявляются новые требования к системе образования. Образовательные парадигмы должны быть ориентированы на потребности мультикультурного общества, на подготовку студентов к жизни в современном мире как "глобальной деревне". На наш взгляд, наиболее плодотворно идеи межкультурного образования реализуются в обучении иностранному языку и межкультурной коммуникации. Это в свою очередь побуждает образовательное учреждение к поиску таких форм и методов трансляции знаний, содержания и структуры профессиональной подготовки, которые позволят обеспечить необходимый уровень образования выпускника. Перед нами - преподавателями и студентами ставится очень сложная задача: подготовить конкурентоспособного специалиста не только в сфере профессиональной компетенции, но и заложить основу для формирования мультикультурной компетенции. При подготовке специалистов с высшим образованием по экономическим специальностями необходим поиск баланса интересов, взаимосвязи профессионального и языкового образования. Специалист в области экономики изучает иностранный язык не только для того, чтобы читать специальную литературу, но и для того, чтобы использовать язык в своей профессиональной деятельности - при проведении деловых переговоров, общении с партнерами, при ведении телефонных разговоров с иностранными коллегами. Свободное владение иностранными языками и компьютером неотделимо от образа современного менеджера. Эти качества, сформулированные на основе обобщения требований работодателей к выпускникам соответствующих вузов, дают понять, что большинство этих требований адресовано к личности профессионала, т.е. свидетельствуют о востребованности, главным образом, личностных качеств, которые становятся частью профессионального инструментария. Менеджмент и предпринимательство - это универсальная и самостоятельная сфера деятельности, подчиняющаяся своим же законам. Следовательно, задача преподавателей экономического вуза состоит в том, подотовить такого специалиста, который бы мог не только работать в любой отрасли, но и обладал бы достаточной способностью к самообучению и соответствующими навыками, позволяющими ему при необходимости вникать в ее сферу и специфику. При подготовке будущего специалиста очень важен интегративный подход к организации учебных занятий. Учебный материал на иностранных языках должен во многом дублировать содержание изучаемых спедисциплин. Разумеется, это не означает, что нужно переводить лекции или практические занятия на иностранный язык. Усвоение языкового материала происходит в ходе таких видов занятий как ролевая, деловая игра, проектные уроки, презентации. На старших курсах изучение иностранного языка должно быть направлено на овладение им как средством профессионального общения, осуществляемого людьми в сфере бизнеса. Обучение деловому языку включает в себя подготовку к деловому общению в устной форме и в письменной речи. На уроках студенты знакомятся с аутентичными образцами деловой корреспонденции: деловые письма, факсы, видеоматериалы. Для формирования компетенции применяются разнообразные методы и формы организации учебного процесса и внеаудиторной работы, начиная от традиционной - чтение и анализ текстов, и добавляя к этому - групповые дискуссии, обмен личным опытом, креативные методы, творческие письменные работы, ролевые и симуляционные игры. Технические средства позволяют работать с самым разнообразным аудио- и видеоматериаломи, с современными масс-медиа и Интернет-ресурсами. Тематика занятий отражает реальность современного общества со всеми его проблемами. Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий позволяет усилить интерактивность занятий. Использование современных программных средств для моделирования стандартных ситуаций и возникающих при этом диалогов позволяет студентам приблизить ситуацию урока к реальной действительности. Особенно продуктивно проходят занятия в группах факультета внешнеэкономической деятельности. Количество часов позволяет студентам в большем объеме получать лингвострановедческие, социолингвистические знания и умения, Знакомиться с невербальными средствами общения (жестами, мимикой), традициями, религиозными особенностями, привычками, стилем жизни и культуры быта разных стран, включая особенности национальной кухни. Очень жаль, что студенты, обучающиеся по специальности ЭУТГ не могут изучать иностранный язык в таком же объеме, им это необходимо ничуть не в меньшей мере. Пока программа не позволяет увеличить количество часов. Но здесь следует сказать следующее: каждый год кафедра иностранных языков предлагает всем желающим получить дополнительную подготовку на курсах. В заключении следует отметить, что в силу интернационализации производства, рынка, науки, культуры и образования мультикультурные компетенции являются в современном мире неотъемлемой частью квалификационной характеристики специалиста любого профиля. | |
Категория: Методика преподавания | | | |
Просмотров: 4457 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |