10.02.2012, 20:58 | |
Хромова Н.Б.
ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ» г. Иваново К вопросу повышения качества подготовки по немецкому языку студентов экономических специальностей
За последние годы проблема качества высшего образования приобретает ключевое значение в российском образовании. И дело здесь не только в многочисленных указаниях профессионалов на приоритетность проблемы качества, но, прежде всего, в важности сегодняшней ситуации. Под качеством образования принято понимать обеспечение необходимого уровня подготовки студентов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющими технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, студент, родитель) заинтересован в обеспечении качества образования, поэтому понятие качества высшего образования – понятие масштабное и многогранное. Категория качества и вся традиция качественного подхода была создана и применялась для обозначения достоверных знаний о систематически организуемых процессах жизни и деятельности человека. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения: - для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников; - родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей; - для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в гуманистической направленности их профессиональной деятельности; - качество для преподавателей может означать наличие качественного учебного процесса, обеспеченного хорошими и современными учебными материалами. Современный учебный процесс – это комплексное, неоднородное взаимодействие трех его равных по значимости компонентов: 1) преподаватель и его мастерство; 2) студент и его мотивация; 3) предмет, усвоение которого надо обеспечить. От согласованности того, чему обучают, кто и как обучает, и того, кого обучают, зависит эффективность и качество обучения. Сложность обучения иностранному языку в неязыковых вузах заключается в том, с одной стороны, что студенты загружены другими профилирующими дисциплинами, с другой стороны, малым количеством часов. В учебных планах нашего филиала на изучение иностранного языка на большинстве факультетов отводится 4 часа в неделю. Поэтому недостаток времени, отведенного для изучения иностранного языка, должен компенсироваться качеством обучения. Следовательно, возникает первый вопрос: чему учить? Анализ отечественных учебных пособий показывает, что некоторые материалы и задания методически устарели, они не требуют самостоятельной мысли, творческого подхода и активной деятельности обучаемого. В соответствии с целями обучения в настоящее время возможно выбрать разные учебники, написанные носителями языка. Как показывает практика, удачно подобранный учебник для работы в той или иной группе, соответствующий целям и задачам учебного процесса, влияет на качество обучения. Учебник – это основа учебного процесса, «носитель» содержания образования, в том числе знаний, умений, навыков, видов деятельности, определенных государственной программой для обязательного усвоения с учетом возрастных и иных особенностей учащихся. Нередко бывает, что яркий и интересный учебник не вдохновляет обучаемых на проявление собственной инициативы. Часто у студентов, особенно первого года обучения, отсутствует мотивация. Что делать? Мотив трактуется как «форма проявления потребности», «внутреннее побуждение», которое отвечает той или иной потребности и ведет к деятельности. Необходимо добиваться того, чтобы субъект учебной деятельности не был простым наблюдателем, равнодушным к происходящему вокруг него. Нужно предоставить ему возможность проявлять свою активность. В первую очередь обучаемый должен осознавать – почему он занимается этим видом деятельности, контролировать и отслеживать результат этой деятельности и анализировать свои ошибки. Кроме того, необходимо предоставлять учащемуся такие условия, при которых он будет чувствовать себя комфортно. Преподавателями нашей кафедры используются вступительные тесты для определения уже приобретенных знаний и навыков. Учитывая тот факт, что группа студентов – это не единое целое, а совокупность индивидуальностей с разными способностями, личностными качествами, преподаватели стремятся ставить цель на занятиях непосредственно перед каждым студентом. Обсуждение разных вопросов в подгруппах, а затем высказывание одного из учащихся, ролевые игры, домашнее чтение стали распространенным видом деятельности на занятиях иностранного языка. При этом предполагается, что учащийся выступает активным деятелем учебного процесса, который испытывает потребность в самообразовании. Удовлетворенность результатом самостоятельной работы только повышает мотивацию студента, а, следовательно, и качество учебного процесса. Абсолютно справедливо, что непросто воспитать потребность в изучении иностранного языка, а также постоянно поддерживать интерес к данной дисциплине в торгово-экономическом университете. Бесспорно, что эрудиция, компетентность преподавателя, его личностные качества (такие как требовательность, самообладание, чувство юмора, наличие организаторских способностей и т.д.) обеспечивают мотивацию в обучении. В педагогике существует аксиома: интеллект оттачивает интеллект, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. Следовательно, для повышения качества учебного процесса необходимо, чтобы преподаватель был творческим и компетентным, студент стремился к самостоятельности и имел желание учиться, а родители стали активными помощниками и советчиками. Творчески мыслящий преподаватель старается уйти от стереотипов в планировании и проведении своих занятий. Внеаудиторная работа занимает особое место в повышении мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Ежегодно преподаватели нашей кафедры предлагают студентам принять участие в научных конференциях, концертах на иностранном языке - «Рождественских встречах», конкурсах стенных газет к праздникам, устраивают встречи с носителями языка, чтобы познакомить с культурой изучаемых стран. Для подготовки квалифицированного специалиста уже недостаточно только традиционной формы практических занятий. В учебные планы нашего вуза была введена дисциплина «Страноведение на иностранном языке» для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма», которая прекрасно сочетала в себе изучение иностранного языка и специальности. Курс строился в виде лекций и практических занятий и нес двойные образовательно-воспитательные цели и задачи: 1) способствовал расширению кругозора и общей эрудиции студентов, формировал представление о стране изучаемого языка, ее роли в международных отношениях, особенностях социально-экономического и культурного развития; 2) способствовал углублению знаний студентов в области языка, расширял их лексический запас. Во всех разделах учебной дисциплины предусматривались различные формы организации учебного процесса, в том числе и самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа включает в себя поиск и анализ материалов в СМИ и Интернете, реферирование данного материала, подготовку докладов. При подобном построении учебного курса значительно повышается познавательная активность студентов, так как они получают возможность не только приобрести сведения по одной из изучаемых дисциплин, но и улучшить свой уровень владения немецким языком. На практических занятиях проводится обсуждение лекционного материала, разыгрываются различные ситуации. При построении курса мы ставили следующие языковые задачи: 1. Развитие навыков аудирования при лекционной форме подачи материала. 2. Развитие умений и навыков работы со справочной литературой, периодической печатью, Интернетом. 3. Развитие навыков говорения на немецком языке. 4. Обучение написанию рефератов на немецком языке с последующей их защитой на практических занятиях. Кроме того, ставились страноведческие задачи: 1. Формирование представлений о месте и роли страны изучаемого языка в системе международных отношений. 2. Формирование системы знаний о природных особенностях, государственном устройстве, населении, хозяйстве, историко-культурном наследии Германии. 3. Воспитание чувства уважения к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка. Именно творческий подход и мастерство преподавателя способствуют формированию интереса у студентов к изучаемому предмету. А творчество рождается там, где образуется сплав глубоких и прочных знаний с опытом практической деятельности, сложившиеся в самостоятельной работе и почерпнутые в работе коллег. Уже стало хорошей традицией на кафедре проводить семинары и обсуждать проблемные вопросы в области методики, что способствует повышению компетентности преподавателя. Таким образом, на качество учебного процесса в вузе влияет множество факторов: использование современных технологий, методов и средств преподавания, методическое обеспечение обучения и его содержание. Чем выше профессионализм преподавателя, его владение современными технологиями обучения, тем сильнее мотивация у студентов и выше качество учебного процесса. | |
Категория: Методика преподавания | | | |
Просмотров: 7035 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||