Кравчук Ю.Б. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
08.09.2015, 20:43
Кравчук Ю.Б.

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: учебная деятельность, активизация, управление, успешность, овладении знаниями, умениями и навыками, самосовершенствование.
Keywords: educational activities, activation, management, success, the acquisition of knowledge, abilities and skills, self-improvement.

Конечной целью учебной деятельности в высшей школе является становление самостоятельно мыслящего, социально активного специалиста высокой квалификации, способного к самосовершенствованию и самообразованию. Одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи является профессиональная направленность предмета, которая осуществляется через систему аудиторных занятий и самостоятельную работу студента, наиболее эффективные способы активизации мыслительно-познавательной деятельности, формирование у студентов эмоционального, ценностного отношения к знаниям, от которого и зависит, в конечном счете, качество знаний. Ведущей остается функция обратной информации в процессе обучения.
Проводимый анализ и наблюдения уровня школьной подготовки первокурсников по разным предметам, показывают, что качество обучения в общеобразовательной школе в последние годы существенно снизилось и продолжает ухудшаться. Это подтверждается и анализом результатов тестирования. Студенты-первокурсники обычно стремятся заучить материал учебника или лекции, но затрудняются осмысленно изложить его. Зачастую деятельность студентов сводится к просматриванию текстов, поверхностному восприятию, ознакомлению с теорией и методами деятельности, дословному переписыванию текстов в конспект (это отождествляется у студентов с понятием «самостоятельная работа по изучению учебного материала»), но не переходит в активное самостоятельное изучение, в работу по удержанию и овладению запланированными знаниями и умениями, хотя студентам кажется, что они все понимают и хорошо усваивают.
Подавляющее большинство студентов считают, что большой объем знаний, которые дает высшая школа, не будут использоваться ими в будущей специальности и в реальной жизни. Этому способствует и сокращение часов, отводимых на изучение дисциплин, как базового, так и профильного циклов. Все это требует рационального использования времени и увеличения временной емкости учебных и самостоятельных занятий.
Анализ показал, что у более 20% студентов-первокурсников недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, а менее 20% – не умеют планировать предстоящую работу и осуществлять ее контроль, более 15% – не владеют приемами логического мышления (сравнением, классификацией, обобщением, приемами доказательства, выведением следствий), менее 15% – затрудняются при конспектировании учебного материала не лекциях и во время самостоятельной работы, более 20% – испытывают затруднения на практических и семинарских занятиях, 10% – слабо владеют умениями и навыками работы с учебной и научной литературой. Поэтому основная задача преподавателя, пробудить интерес и потребность к самому интеллектуальному усилию. Так, по данным зарубежных исследователей, успешность в обучении зависит на 75% от самого студента. Примерно 50% приходится на индивидуальные особенности личности студента, определяющие успех в познавательной деятельности – это развитая память, интеллект, внимательность, умение подать себя. 25% успеха обусловлено аффективными факторами – мотивами обучения, эмоциями, отношениями в группе и так далее. И только 25% успешности в овладении знаниями, умениями и навыками зависит от качества обучения.
Главное средство преподавателя, с помощью которого он может осуществлять управление и руководство самостоятельной работой студентов, на мой взгляд, это комплект учебно-методических пособий, которые направляют все учебные действия каждого студента на достижение главных целей обучения. В работе используются все элементы для вовлечения каждого студента в активную, самостоятельную, целенаправленную работу с заранее запланированным и фактически постепенно раскрывающемся результатом (баллами).
Однако, как уже отмечалось, само по себе наличие высоко-качественного методического обеспечения еще не достаточно для того, чтобы обучаемые успешно овладевали учебным материалом, так как самодисциплина, опыт познавательной деятельности, уровень внимания, чувство ответственности, общеобразовательный кругозор у многих из них развиты в недостаточной степени. Из-за этого очень часто наблюдается невыполнение (игнорирование или непонимание) студентами предписаний, инструкций, рекомендаций пособий-руководств.
Вот тут и нужен опыт и квалификация преподавателя, который должен уметь увидеть нежелательные отклонения в работе студентов над текстами учебных пособий, вовремя вмешаться в процесс самостоятельной познавательной деятельности тех студентов, которые недопонимают смысл инструкций и предписаний и работают нерационально или вообще не работают. Преподаватель должен иметь дополнительный набор средств наглядности, средств вовлечения студентов в познавательную деятельность. При этом основным методом преподавателя может быть только метод вовлечения данного студента в совместную работу на базе показа преподавателем рациональных и эффективных приемов работы по предписаниям и инструкциям пособий-руководств, вовлечения в виды деятельности, не предусмотренные пособиями, но более понятные и приемлемые для данного студента, организация работы студентов над индивидуальными заданиями в развитие (дополнение или изменение трактовки) тех или иных частей пособий-руководств. Важным средством, помогающим преподавателю управлять работой студентов на занятиях и активизировать её, могут служить презентации. Они своим постоянным воздействием на сознание студентов способствуют созданию стойкого стереотипа рациональной познавательной деятельности, который наряду со специальными знаниями и умениями должен включаться в цель обучения в правильно организованном учебном процессе.
По мнению немецкого педагога А. Дистервега, развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены; всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением; извне он может получить только возбуждение. Одним из важнейших условий достижения этого является реализация через содержание самих заданий преемственных и перспективных связей курса.
Все мероприятия преподавателя по непосредственному руководству и управлению познавательным процессом направлены на то, чтобы каждый обучаемый самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.
Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности.
Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире).
Категория: Методика преподавания | Добавил: YuliyaKravchuk | Теги: целью, Студентов, учебной, Ю.Б., деятельности, самостоятельной, Кравчук, активизации, Управление, работой
Просмотров: 2766 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]